Психологическая коррекция познавательной сферы

Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР: Пособие для психологов и педагогов. – М.: ВЛАДОС, 2003

Основой коррекционной программы работы с детьми с ЗПР являются следующие положения:

1) принцип несовпадения у детей с трудностями в обучении сензитивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка;

2) принцип компенсации недостаточно развитых качеств, способностей и функций.

В работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запоро­жец и др. показана важность учета сензитивных периодов в психическом развитии ребенка, т. е. тех периодов, когда данная функция особенно чувствительна к внешним воздей­ствиям и особенно быстро развивается под их влиянием.

При неблагоприятных условиях формирования ребенка внутренние и внешние влияния могут стать факторами «рис­ка», приводящими к дисгармоничному развитию функцио­нальных систем и связей между ними, причем созревание разных структур может задерживаться в разной мере, что за­висит от степени поражения той или иной функции.

В ряде исследований (М.Е. Кабанов, Д.Н. Крылов) уста­новлено, что наибольшее влияние биологических факторов на церебральные функции отмечается в возрасте 7—9 и 13— 18 лет, а наименьшее приходится на возрастные периоды 10—12 и 19—20 лет. Следовательно, именно первые периоды являются наиболее сензитивными по отношению к экзоген­ным влияниям. Поэтому в младшем подростковом возрасте социальное воздействие в виде специально организованной коррекции не только возможно, но и является эффективным. При создании системы коррекционной работы с детьми с ЗПР необходимо учитывать группы нарушений познава­тельной сферы. Целесообразно использовать следующие ме­тоды.

Метод коррекции аналитико-синтетической деятель­ности.

1) Представление и описание ситуации с измененными привычными характеристиками временных связей (следова­ние, предшествование, совпадение), например ситуации мол­нии без грома;

2) представление и описание ситуации с заменой при­вычного временного порядка на прямо противоположный (например, аист прилетел на землю и появился на свет);

3) резкое сокращение интервалов времени между некото­рыми событиями, например цветок-однодневка (вся жизнь цветка равна одному дню);

4) перемещение вдоль временной оси существования не­которого предмета или его свойств, например телевизор в прошлом, настоящем, будущем;

5) совмещение в одном объеме тех предметов, которые про­странственно разведены, и описание предмета с новыми свой­ствами, например травинки и авторучки;

6) разведение обычно связанных в пространстве объектов: например, надо представить рыбу без воды;

7) изменение привычной логики воздействий, например: не дым ядовит для человека, а человек ядовит для дыма;

8) многократное усиление свойства объекта, например: свойство автобуса — перевозить людей, перевозить очень много людей.

Метод коррекции концентрации внимания.

Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности.

Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональ­ная окраска для ребенка.

Например, при игре в «разведчика» сначала ребенку пред­лагаются 5—9 различных предметов или изображений пред­метов при одномоментном запечатлении. Их надо перечислить. Потом увеличивается количество предметов до 9—12, затем к демонстрируемым предметам добавляются предметы, ко­торых не было, и ребенок должен исключить лишние. Зада­ние можно усложнять, меняя пространственное размещение предметов (ребенок должен определить и указать месторас­положение предметов).

Метод коррекции восприятия.

Возможные виды психокоррекционных заданий:

1) графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;

2) нарисовать на отдельном листе деталь предмета, напри­мер одну лапу или один нос;

3) нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;

4) нарисовать точки в разных комбинациях;

5) нарисовать для ребенка точками контур рисунка и по­ просить его обвести;

6) «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги, ребенок рядом воспроизводит такую же;

7) нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;

8) слепить различные формы из пластилина.

Перед началом выполнения заданий следует обсудить с ребенком предстоящие действия, спланировать его дви­жения.

Метод игнорирования применим в тех случаях, когда ре­бенку уделяли чрезмерное внимание и когда имеются ипо­хондрические признаки. В подобных случаях заранее говорят ребенку, что не признают у него никаких особенностей и что все они — результат его воображения и притворства. Лучше и вернее, не говоря об этом воспитаннику, не обращать вни­мания на его заявления о том, что он не такой, как другие дети.

Метод «заставания врасплох», или метод «ошеломления», состоит в том, что на ребенка воздействуют путем энергичных требований и запретов, например: «Подними руку. Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко» и т. п. Вследствие этого у ребенка остается меньше времени, чтобы заострять внима­ние на своем состоянии, и он приучается адекватно реагиро­вать на просьбы и указания.

Метод речевого опосредования деятельности. Данный метод может осуществляться в двух направлениях. Первое направление — от обязательного проговаривания ребенком того, что он должен сделать и как это выполнить, к самостоя­тельному вычленению и речевому оформлению правил, от­носящихся к способам деятельности; далее — от принятия и проговаривания общей цели к собственному планированию и речевому оформлению средств ее достижения, и уже на этой основе — к собственному целеполаганию и планированию при соответствующем речевом оформлении. Второе направ­ление -- постепенное продвижение детей от развернутого речевого опосредования предстоящей деятельности к развер­нутому проговариванию действий шепотом и, наконец, к свернутому планированию про себя.

Коррекционное воздействие на детей должно строиться с учетом психологических особенностей детей с ЗПР опреде­ленной возрастной группы. При работе необходимо учиты­вать следующие особенности детей с ЗПР:

1) нестойкость и незрелость эмоциональной сферы;

2) истощаемость и, как следствие, низкую работоспособ­ность;

3) изменения в темпе формирования высших психических функций (опосредованное и произвольное запоминание, обоб­щающие функции образного мышления и логического мыш­ления).

На этом основании в работу необходимо включить коррекционную программу для детей с ЗПР младшего подростко­вого возраста.

Программа рассчитана на 7 дней. Цель программы — акти­визация мыслительной деятельности детей. Продолжитель­ность занятий от 35 до 40 минут. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Началу коррекционных за­нятий предшествует проведение психодиагностического иссле­дования мыслительных и мнемических особенностей.

Занятие 1.

Цель:

- снятие эмоционального напряжения;

- определение развития способности сравнения;

— развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Порядок проведения:

1. Мотивация участников к проведению занятия.

2. Японская пальчиковая гимнастика (5 мин). Инструкция: «Две руки ладонями внутрь расположить на уровне груди. Начиная с левого мизинца, внимательно рас­смотреть каждый палец, затем, также начиная с мизинца, сгибать поочередно каждый палец сначала на левой руке, за­тем на правой. Согнуть все пальцы, подержать кулачки, за­тем пальцы выпрямить».

3. Сравнение понятий — выделение существенных при­знаков при характеристике понятий (15 мин):

утро — вечер ворона — воробей

корова — лошадь волк — луна

летчик — танкист молоко — вода

лыжи — коньки ветер — соль

трамвай — автобус золото — серебро

озеро — река сани — телега

река — птица очки — деньги

дождь — снег воробей — курица

поезд — самолет кошка — яблоко

ось — оса вечер — утро

обман — ошибка дуб — береза

стакан — петух голод — жажда

маленькая девочка — большая кукла сказка — песня

ботинок — карандаш корзина — сова

яблоко — вишня картина — портрет

4. Количественные отношения (20 мин).

Детям предлагают ряд однотипных логических задач. Ис­ходными суждениями в этих задачах являются хорошо усво­енные отношения предметов по количественной величине. Нужно сделать умозаключение и определить отношение (больше — меньше) двух величин, внесенных в знаменатель. Например,

А > Б в 2 раза,

Б < В в4раза; определить, что больше: А или В?

(Это видно из того, что если А = 9, то Б = 1, если Б = 1, то В = 4, следовательно, А = 9 > В=4).

1. А>Б в 9 раз 2. А<Б в З раза

Б < В в 4 разаБ > В в 4 раза

В А В А

3. А< Б в 10 раз 4. А<Б в Зраза

Б > В в 6 разБ > В в 5 раз

А В А В

5. А < Б в 3 раза 6. А > Б в 9 раз

Б > В в 7 разБ < В в 12 раз

А В А В

Пример задачи.

Даны три сосуда: 37, 21, 3 литра. Как отмерить ровно 10 литров воды?

Занятие 2.

Цель:

- снятие эмоционального напряжения;

- развитие логичности мышления;

- развитие пространственного и конструктивного мыш­ления;

- концентрация внимания, сообразительность.

Порядок проведения.

1. «Заряд бодрости» (5 мин).

Инструкция: «Закройте глаза, ни о чем не думайте, чуть-чуть опустите голову. Одну минуту вы отдыхаете. Теперь с закрытыми глазами вы представляете, что ваша голова ста­новится легкой, свободной, что вы способны легко усваивать новое. Вы открываете глаза и с новыми силами принимае­тесь за работу».

2. Задачи, решение которых состоит в перекладывании па­лочек, чтобы получить изменение фигуры (20 мин) (провер­ка развития образного мышления):

а) в фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить три па­лочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата

б) переложить 6 палочек так, чтобы из корабля получил­ся танк

в) переложить 2 палочки так, чтобы фигура, похожая на корову, «смотрела» в другую сторону

г) составить домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок.

Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru Психологическая коррекция познавательной сферы - student2.ru а б в г

3. «Подбери слово по смыслу» (10 мин). Проводится в группе.

Кровать — лежать, стул — (сидеть).

Воробей — птица, окунь — ...

Малина — ягода, девять — ...

Овца — стадо, буква - …

Волк — пасть, птица — ...

Паровоз — вагоны, лошадь — ...

Птица — гнездо, человек - …

Лошадь — жеребенок, корова — ...

Пробка — плавать, камень — ...

Нога — костыль, глаза — ...

4. «Шестерка» (5 мин).

Все участники группы встают в круг. Каждый человек (начиная с ведущего) по очереди называет числа: 1, 2, 3... Запрещается называть числа, содержащие цифры 6 и 9.

Если игроку достались эти цифры, он должен молча под­прыгнуть и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Играть можно до трех оставшихся, наиболее вни­мательных игроков.

Занятие 3.

Цель:

- снятие эмоционального и физического напряжения;

- выявление характера логических связей и отношений между понятиями.

1. «Насос и мячи» (5 мин) — преодоление скованности и напряженности участников группы, тренировка мышечно­го расслабления.

Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения рука­ми, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники сначала расслабленно сидят в креслах, го­лова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движе­нием насоса «мячи» начинают надуваться. Дети распрямля­ются, поднимают голову, напрягают руки и встают в полный рост. Через несколько секунд ведущий выдергивает затычку из мяча, игроки с шипением (ш-ш-ш!) расслабляются и по­степенно опускаются на корточки. (Можно повторить 2—3 раза.)

2. «Домино» (15 мин).

На рисунке изображены картинки домино. Расположение костяшек на рисунке, а также количество точек на домино подчинено определенному правилу. В каждом задании име­ется пустая костяшка, количество точек на ней не обоз­начено. Необходимо проставить количество точек в полови­нах пустой фишки.

3. Формирование умений устанавливать связи между понятиями.

Задача состоит в том, чтобы последовательно выявлять суще­ственные признаки для установления аналогий. Выполняется индивидуально. Детям перечисляют слова, имеющие отно­шение к определенному предмету. Из общего списка слов надо выбрать два таких, без которых данный предмет не существу­ет (рука — кольцо, палец, ладонь — украшение, перчатка).

4. «Веселые кружочки» (10 мин).

Под музыку необходимо дорисовать в определенной после­довательности нарисованные на листке бумаги кружочки.

Занятие 4.

Цель: - снятие эмоционального напряжения;

- развитие творческого мышления;

- формирование способностей оперировать смыслом; - исследование уровня мышления после проведения коррекционных мероприятий.

1. «Графическая музыка». Под музыку в течение 3—4 ми­нут на листе бумаги дети рисуют произвольные линии про­стым карандашом. Музыка заканчивается. Дети пытаются
найти в нарисованных линиях осмысленные изображения, которые выделяют, заштриховывая.

2. Формирование способностей оперирования смыслом (10 мин).

Инструкция: «Сейчас я прочитаю вам пословицы, а вы по­пробуйте подобрать к каждой из них подходящую фразу, от­ражающую ее общий смысл».

1. Семь раз отмерь, один отрежь а) если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы; б) прежде чем сделать, надо хорошо подумать; в) продавец отмерил 7 метров ткани отрезал.
2. Лучше меньше, да лучше а) одну хорошую книгу прочесть по­лезней, чем 7 плохих; б) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
3. Поспешишь — людей насме­шишь. а) клоун смешил людей; б) чтобы сделать работу лучше, надо прежде хорошо подумать; в) торопливость может привести к не­лепым результатам.
4. Куй железо пока горячо а) кузнец кует горячее железо; б) если есть благоприятные возмож­ности для дела, надо сразу их исполь­зовать; в) кузнец, который работает не торо­пясь, часто успевает больше, чем тот, который торопится.
5. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива а) не стоит кивать на обстоятельства, если дело в тебе самом; б) хорошее качество зеркала зависит не от рамы, а от самого стекла; в) зеркало висит криво.
6. Не красна изба углами, а красна пирогами а) нельзя питаться одними пирогами, надо есть ржаной хлеб; б) о чьем-либо доме судят не по кра­сивой обстановке, а по гостеприим­ству и радушию хозяев; в) один вкусный пирог стоит десяти невкусных.
7. Сделал дело – гуляй смело. а) если выполнил работу хорошо, мо­жешь отдохнуть; б) мальчик вышел на прогулку.
8. Умелые руки – не знают скуки. а) Петр Иванович никогда не скучает; б) мастер своего дела любит и умеет трудиться; он не может долго сидеть праздно.
9. Не в свои сани не садись. а) если не знаешь дела, не берись за него; б) зимой ездят на санях, а летом — на телеге; в) езди только в своих санях.
10. Не все то золото, что блестит. а) медный браслет блестит, как золо­той; б) не всегда внешний блеск сочетает­ся с хорошим качеством; в) не всегда то, что кажется нам хоро­шим, действительно хорошо.

Занятие 5.

Цель: развитие способностей сравнения и обобщения.

Задача состоит в умении определять сходства и различия предметов.

Порядок проведения. Детям показывают напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно) и гром­ко произносят: «банан» и «персик». Ребенка спрашивали: «Чем похожи друг на друга банан и персик?» Затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель». И снова психолог задавал вопрос: «Чем картофель отличается от бана­на и персика?» И затем: «Что общего между бананом, пер­сиком и картофелем?» Следующим присоединялось слово «мясо». Детей спрашивали: «Чем мясо отличается от бана­на, персика и картофеля?» Затем: «В чем состоит сходство между бананом, персиком, картофелем и мясом?» Эту про­цедуру продолжают до тех пор, пока не получится ряд, со­стоящий из следующих слов: банан, персик, картофель, мясо, молоко, вода, воздух, бактерия. В конце ряда присоединяют «контрастный» объект, о котором спрашивают, чем он от­личается от предшествующих объектов. Например, слово «камень», которое завершает список «банан — персик». За­тем тем же способом предлагался детям второй ряд слов: ко­локольчик, рожок, телефон, радио, газета, книга, картина, обучение — и по контрасту с предшествующими словами -«смущение».

Дети находятся во власти внешней видимости вещей — их цвета или пространственной близости. Необходимо сформиро­вать умение детей выделять функции предметов, т. е. их прак­тическое назначение, и сопоставлять их между собой.

Занятие 6.

Цель: активизация самостоятельной познавательной ак­тивности детей.

Игра называется «Поиск информации».

Порядок проведения. Использовались два варианта игры и вопросы. Согласно первому варианту, детям показывали набор из 42 картинок, изображающих знакомые предметы, и задачей ребенка было отгадать, какой из предметов зага­дал экспериментатор. Дети могли задавать вопросы, но толь­ко в такой форме, чтобы на них можно было ответить лишь «да» или «нет».

Во втором варианте игры задача ставилась в следующей форме: «Один человек ехал в машине по дороге, машина съе­хала с дороги и врезалась в дерево. Узнай, как это случилось». Или в другом случае: «Мальчик уходит из школы в середине занятий. Что произошло?» И в этом случае ребенку также нужно найти ответ, задавая вопросы, рассчитанные на ответ «да» или «нет».

В обоих вариантах ребенку можно осложнить задачу, по­просив его задать минимальное количество вопросов (подоб­ная тенденция редко выступает как «натуральная» и у взрос­лых, и у детей).

Эти задания характеризуют способ познания ребенком мира.

Занятие 7.

Цель: проведение психодиагностического исследования уровня сформированности логичности мышления, обобщаю­щей функции мышления, опосредованного—непосредствен­ного запоминания.

Диагностическим материалом служат методики «Ис­ключение лишнего», «Существенный признак» и «Пикто­грамма».

Задача исследования состоит в фиксировании изменений мыслительной деятельности и мнемических функций.

Подобный цикл занятий рекомендуется проводить с ин­тервалом в 2,5—3 месяца с тем, чтобы закрепить получен­ный эффект и использовать его в системе основных обучаю­щих программ.

Наши рекомендации