Проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов

Научное управление — это всегда целе­направленная деятельность людей и го­сударства по оптимизации объективных и субъективных условий общественной жизни, при наличии которых осуществ­ляется планомерный процесс повышения уровня материального и духовного со­стояния людей.

Д Мильтон

Социально-психологические явления и процессы должны не только изучать­ся. Ими можно и нужно управлять. Их можно регулировать.

Эффективное управление общественными процессами, их правильное регули­рование предполагает всестороннее научное изучение их причинно-следствен­ных связей, механизмов функционирования и последующее воздействие на их субъекты и объективные условия, в которых они развиваются.

Принятие решения часто свидетельству­ет о том, что человек устал думать

Ральф Болен

Современное управление призвано продуктивно воздействовать в гуманисти­ческих целях на материальную и духовную сферы общественной жизни в масш­табах общества, региона, социальной группы. Добиться этого невозможно, опи­раясь только на знания технологических, экономических и организационных законов общественной жизни. Следует использовать также законы, относящие­ся к функционированию социальной структуры на всех уровнях общественной жизни, к происходящим на них идеологическим процессам, образованиям право­вого и нравственного порядка. Особое место при этом принадлежит познанию и использованию в управлении социально-психологических закономерностей.

Совершенно бесполезных людей всегда можно заменить теми, кто был бы поле­зен совсем на другом месте.

Веслав Брудзиньский

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Психология управления — одна из важнейших отраслей современной со­циальной психологии, изучающей об­щение и взаимодействие людей в раз­личных социальных структурах

Разработкой проблемы управления занимаются различные отрасли зна­ний информатика, юриспруденция, философия, психология, педагогика, эргономика, социология и др. Однако общая теория управления начала раз­рабатываться в недрах кибернетики и теории систем Кибернетика (от греч kybernetike — искусство управле­ния) — наука об управлении, связи и переработке информации в биологи­ческих, технических и комплексных (человеко-машинных) системах

Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая дея­тельность людей для достижения оп­ределенных результатов

Управление— комплекс необхо­димых мер влияния на группу, об­щество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, усовер­шенствования и развития

Управление осуществляется по об­щим законам во всех сложных дина­мических системах управления (со­циальных, психологических, биологи­ческих, технических, экономических, административных и др ) и основано на получении, обработке и передаче информации

Научная организация управле­ния требует применения исследовате­лем и руководителем системного ана­лиза ситуации, построения (в виде умственных представлений или материализованных схем, планов) модели управляемого объекта и его возможных изменений, моделирования про­цессов профессиональной деятель­ности (построения профессиограмм) и поведения личности (психограмм людей)

Управление, осуществляемое в со­циальных структурах, имеет свои спе­цифические особенности, выражаю­щиеся в том, что используются гиб­кость человеческого ума, разнообразные знания людей, своеобразие их памяти и волевых качеств, специфика межлич­ностных отношений

Цель управления — желаемый ре­зультат, который должен быть полу­чен после осуществления действий уп­равления.

Основной целью управления явля­ется заранее обозначенное, запрограм­мированное состояние системы, дости­жение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему Целеполагание является определяю­щим условием эффективности управ­ленческой деятельности руководителей и руководящих структур.

Наличие и содержание цели детер­минируют существование системы уп­равления, которая функционально орга­низуется (самоорганизуется) именно для достижения определенных целей Отсутствие общей цели препятствует формированию системы управления или она функционирует какое-то вре­мя вхолостую, побуждаемая какими-либо неадекватными задачами

Задачи управления — это поста­новка конкретных вопросов, подлежа­щих решению и последовательно при­водящих к достижению основной цели управления.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Социальная система управле­ния— это система управления, в ко­торой присутствуют субъект-субъект­ные (человек — человек) отношения

Субъект управления — это струк­турно обозначенные объединения лю­дей и руководители на персональном уровне, наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие уп­равленческую деятельность

Объект управления — это от­дельные люди или группы, на которые направлены организованные, система­тические, планомерные воздействия субъекта управления

Управленческие отношенияВ процессе осуществления функций уп­равления сотрудники вступают в оп­ределенные управленческие отноше­ния, которые выступают как процесс общественных действий участников управления, в ходе которого удовлет­воряются как их общие, так и особые интересы

Основой формирования управлен­ческих отношений служат цели и фун­кции управления

Функции управления Управление обеспечивается выполнением ряда функций, под которыми понимают кон­кретные направления деятельности и которые подразделяются на:

— целевые, назначение которых со­стоит в направленности к определен­ной цели системы, которая может ох­ватывать отрасль, регион, учрежде­ния и т д ,

— организационные, назначение которых состоит в использовании оп­тимальных методов объединения спе­циалистов, сотрудников для реализации существования системы управления, обеспечения жизнедеятель

ности всех ее подструктур,

— материально-технического обеспечения, посредством которой ру­ководитель определяет действительные потребности системы и ее подсистем в материальных ресурсах,

— экономико-финансовую, кото­рая позволяет руководителю своевре­менно определять реальную стоимость для его организации при осуществле­нии поставленной задачи и понесен­ные ею затраты по жизнеобеспечению своих подразделений,

— учета и контроля, которая со­стоит в обеспечении сбора, передачи, сохранения и обработки данных учета, т е в количественной обработке, регис­трации и систематизации информации о деятельности системы, о выполнении управленческих решений, о наличных финансах и материальных ресурсах,

— социальную, направленную на то, чтобы способствовать эффективно­му разрешению возникающих в обще­стве противоречий, которые обуслов­лены такими социальными явлениями, как разнородность труда и его оплата, социальное неравенство людей, нали­чие граждан, утративших способность к производственному труду и нуждающихся в социальной защите,

— мотивации, направленную на обеспечение добросовестного выпол­нения подчиненными их обязанностей

Социальная (сложная) система управления всегда делится на две ос­новные подсистемы управляющую (субъект управления, руководство) и управляемую (объект управления, исполнители), каждую из которых можно, в свою очередь, рассматривать как самостоятельные системы с присущими им подсистемами.

Общие принципы управления (см схему ) Принципы управле­ния — это основные правила, нормы, руководящие установки, на основе ко­торых организуется процесс управле­ния, научно обоснованная организация управленческих функций, выбор адек­ватных методов и приемов управлен­ческих воздействий

К наиболее общим из них относятся следующие принципы:

— социальной направленности, отражающий необходимость для орга­нов управления в процессе выработки и реализации управленческих реше­нии учитывать интересы общества, от­расли, конкретных организаций и со­циально-профессиональных групп,

— законности, состоящий в том, что организация и деятельность органов управления и сотрудников регулируют­ся нормами права, а все акты управле­ния (приказы, инструкции, распоряже­ния) опираются на требования закона,

— объективности, требующий знания и учета объективных законо­мерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющих­ся возможностей, реального состояния общественных процессов,

— системности, предполагающий, чтосубъект управления при выборе способов, методов, форм воздействия на объект должен учитывать все изменения, осуществляющиеся в окру­жении, в пределах которого функцио­нирует и развивается данная система управления,

— комплексности, заключающий­ся в том, что в каждом сложном акте управления необходимо учитывать все его аспекты технологические, эконо­мические, социальные, идеологичес­кие, психологические, организацион­ные, политические,

— гласности, обеспечивающий до­ступность обсуждения и компетентного участия всех представителей управлен­ческих отношений в принятии решений на основе широкой информированнос­ти и учета общественного мнения и включающий в себя правдивую, свое­временную и широкую информацию о действительном положении дел в орга­низации,

— соединения единоначалия и коллегиальности, отражающий в про­цессе управления взаимодействие двух форм проявления властных полномо­чий — единоначалие прямо связано с персональной ответственностью руко­водителя за результаты принятых ре­шении, а коллегиальность выступает как фактор коллективной разработки проектов решений и тем самым повы­шает степень их обоснованности.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Психологическое воздействие— социально-психологическая актив­ность одних людей, осуществляе­мая в различных формах и различ­ными средствами, направленная на других людей и их группы с целью изменения психологических харак­теристик личности (ее взглядов, мнений, отношений, ценностных ориентации, настроений, мотивов, установок и стереотипов поведе­ния), групповых норм, обществен­ного мнения или переживаний людей, опосредующих их деятельность и поведение

Информационно-психологичес­кое воздействие (часто его называ­ют информационно-пропагандистс­ким, идеологическим) — это воздей­ствие словом, информацией

Психологическое воздействие тако­го вида ставит своей основной целью формирование у людей определенных идеологических (социальных) идей, взглядов, представлений, убеждений, од­новременно вызывая у них положитель­ные или отрицательные эмоции, чувства и даже бурные массовидные реакции

Психогенное воздействие явля­ется следствием

а) физического воздействия на мозг индивида, в результате которого на­блюдается нарушение нормальной нервно-психической деятельности (на­пример, человек получает травму го­ловного мозга, в результате которой он теряет возможность рационально мыслить, у него пропадает память и т.п.;

либо он подвергается воздействию та­ких факторов, как звук, освещение, тем­пература и др , которые через опреде­ленные физиологические реакции из­меняют состояние его психики),

б) шокового воздействия окружаю­щих условий или каких-то событий (например, картин массовых разруше­нии, многочисленных жертв и т. д ) на сознание человека, в результате чего он не в состоянии рационально дей­ствовать, испытывает аффект или деп­рессию, впадает в панику и т п

Чем менее подготовлен человек к психотравмирующим воздействиям ок­ружающей действительности и ее фи­зических влияний, тем более резко вы­ражены его психические травмы, полу­чившие название психогенных потерь Психоаналитическое (психокоррекционное) воздействие — это воз­действие на подсознание человека те­рапевтическими средствами, особенно в состоянии гипноза или глубокого сна Нейролингвистическое воздей­ствие (нейролингвистическое про­граммирование) — вид психологичес­кого воздействия, изменяющий моти­вации людей за счет внесения в их сознание специальных лингвистичес­ких программ

Психотронное (парапсихологическое, экстрасенсорное) воздей­ствие — это влияние на других лю­дей, осуществляемое путем передачи информации через внечувственное (неосознаваемое) восприятие

Психотропное воздействие — это воздействие на психику людей с помощью медицинских препаратов, хи­мических или биологических веществ.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Влияние в психологическом воз­действии— осуществление своих функций субъектом воздействия, его деятельность, приводящая к изме­нению каких-либо особенностей ин­дивидуальности объекта, его созна­ния и поведения.

Индивидуально-специфическое влияние лица, осуществляющего пси­хологическое воздействие, заключа­ется в передаче (или навязывании) людям еще не освоенных ими образ­цов личностной и другой активности, в которых выражаются его индивиду­ально-психологические характеристи­ки (доброта, общительность или, на­оборот, недоброжелательность, эго­изм и т.п.).

При общении вы прежде всего ищете в человеке душу, его внутренний мир.

К.С. Станиславский

Функционально-ролевое влия­ние субъекта психологического воз­действия — форма осуществления им своих функций и взаимодействия с другими людьми, выражающаяся в навязывании другим людям социальных ценностей и поступков, способов воз­можного поведения, задаваемых теми целями, которые он преследует, и оп­ределяемых той ролью, которую он играет (или исполняет).

Направленное влияние — это та­кое влияние субъекта психологическо­го воздействия, которое ориентирова­но на определенных людей или их конкретные личностные качества и со­циально-психологические особенности.

Ненаправленное влияние — это влияние, не нацеленное на определен­ный объект.

Прямое влияние — это непосред­ственное влияние самого субъекта пси­хологического воздействия или его лич­ностных качеств на других людей.

Косвенное влияние — воздей­ствие, направленное не непосредствен­но на объект влияния, а на окружаю­щую его среду.

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.

В.Г. Белинский

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Индивидуальный и дифференци­рованный подход в психологичес­ком воздействии предполагает глу­бокое и всестороннее знание и учет индивидуально-психологических осо­бенностей его субъектов, определение конкретных задач влияния в соответ­ствии с их личностными характеристи­ками, постоянный анализ итогов пси­хологического воздействия, своевре­менное внесение корректив в методику его осуществления с учетом особенно­стей каждого конкретного объекта воз­действия.

Принцип психологического воз­действия в группе и через коллек­тивтребует приоритетно влиять на неформальных лидеров и руководите­лей группы или коллектива, определять перспективы развития группы, объеди­няющие мысли и действия всех ее чле­нов, и именно на них сосредоточивать фокус основного влияния субъекта воз­действия, умело использовать силу груп­пового мнения в интересах повышения эффективности воздействия, заставлять всех членов коллектива подчинять лич­ные интересы общим, обеспечивать единство и сплоченность актива в дей­ствиях, способствующих воплощению целей осуществляемого на коллектив психологического воздействия

Психологическое воздействие в процессе деятельностипредполага­ет, что в ее ходе влияние на людей может осуществляться менее заметно и более продуктивно

Принцип сочетания высокой ин­тенсивности влияния с учетом специфических характеристик его объекта предполагает осуществление непрерывного достижения целей пси­хологического воздействия, временная приостановка которого возможна лишь в том случае, когда необходима его корректировка исходя ич специфичес­кого проявления конкретных психоло­гических особенностей людей, осмыс­лить которые заранее не представля­лось возможным

Принцип опоры на положитель­ное или отрицательное в личности и группе требует изучать и учитывать прежде всего то, что может способ­ствовать или препятствовать психоло­гическому воздействию Те или иные положительные или отрицательные ха­рактеристики личности или группы мо­гут как затруднять воздействие, так и повышать его эффективность, что не­обходимо заранее принимать во внима­ние

Принцип единства, согласован­ности, преемственности в психо­логическом воздействии предпола­гает единство взглядов всех субъектов психологического воздействия на его задачи, достижение единства во всех элементах и содержании психологического воздействия, использование достижений современной науки в ин­тересах повышения эффективности об­щего воздействия на различных людей и их группы, согласование линии пси­хологического воздействия по отноше­нию к отдельным людям, обобщение опыта по достижению согласованнос­ти и преемственности в психологичес­ком воздействии в различных соци­альных условиях.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Механизмы психологического воздействия— закономерности его осуществления в различных условиях

Убеждение — это логически аргу­ментированное воздействие на рацио­нальную сферу сознания людей

Целью убеждения является созда­ние, усиление или изменение взгля­дов, мнений, оценок, установок у объек­та воздействия с тем, чтобы последний принял точку зрения убеждающего и следовал ей в своей деятельности и поведении

Важной особенностью убеждения является то, что степень убеждающего воздействия в значительной мере зави­сит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направлено данное воздействие Иными словами, убедить людей в чем-либо можно лишь в том случае, если они стремятся по­нять и осознать адресуемую им инфор­мацию, взвесить и оценить соответствие аргументов выводам, а выводов — сво­ему жизненному опыту и при достаточ­ном или очевидном их соответствии со­гласиться с ними.

Внушение — это механизм воздей­ствия на сознание личности или груп­пы людей, основанный на некритичес­ком (и часто неосознанном) восприя­тии информации.

Аргументация здесь часто заменяет­ся констатацией того, что внушается. Этим, в частности, внушение отличает­ся от убеждения В процессе восприя­тия внушения деятельность мышления ослабляются и оно работает только на восприятие и запоминание.

Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на логику и ра зум человека, не на его способность мыслить и рассуждать, а на готовность получить распоряжение, инструкцию к действию. Именно поэтому внуше­ние не нуждается в системе логичес­ких взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации.

Заражение — это общественно психологический механизм воздействия, проявляющийся в бессознательной подверженности людей (особенно в составе группы) эмоциональному влиянию в условиях непосредственного контакта

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя, через накал чувств и страстей Эффект заразительности внешнего воздействия одного человека на другого определяется не только силой его эмоционального заряда, но и самим фактом непосредственного контакта между общающимися.

Подражание — способ усвоения традиций общества, механизм сознательного или бессознательного воспро­изведения опыта действий и поступ­ков другого человека (субъекта психо­логического воздействия), в частности его движений, манер, действий, поведения и т. д.

Гипноз — бессознательное воспри­ятие информации в процессе сна.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Используя метод убеждения, пси­хологи исходят из того, что убеждение прежде всего ориентировано на интел­лектуально-познавательную сферу че­ловеческой психики Его суть в том, чтобы с помощью логических аргумен­тов сначала добиться от человека внут­реннего согласия с определенными умо­заключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые уста­новки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Метод убеждения предполагает оперативную систематическую объек­тивную информацию, разъяснение и гласность по важнейшим вопросам всех сфер общественной жизни, показ места человеческого фактора в совер­шенствовании общества. Одним из ус­ловий такой работы является правдивость, искренность субъекта психоло­гического воздействия.

Убеждение не ограничивается ин­формацией и разъяснением, требует доказательства их правильности, логического обоснования, чтобы в со­знании людей не оставалось никаких неясностей, сомнений Это лучше все­го достигается в условиях дискуссии, свободного обсуждения проблемы, ког­да люди обмениваются мнениями, по­лемизируют, совместными усилиями устанавливают истину.

Большую силу убедительности, доказательства имеют факты, цифры.

Факт как часть живой действительности, объективно поданной субъектом психо­логического воздействия, обладает рядом свойств действенного педагогического средства конкретностью, наглядностью, смысловым и эмоциональным содержа­нием. Для убеждения важно правильно подобрать и подать факты Если приво­дить их произвольно, то на основе этого обычно делаются совершенно неправильные, необъективные выводы

Существенное значение в убежде­нии и переубеждении имеют практика, опыт, показательный пример Убежде­ние делом, работой, «проповедь действием» особенно нужны тогда, когда требуется доказать необходимость воплощения идей в практику, побудить людей к овладению новыми приемами и формами деятельности. В этих условиях больше, чем словесное разъяснение и убеждение, действует живой, практический пример

Убеждение на практическом опыте, делом, работой может осуществляться или путем личного показа,или посредством организации совместной деятельности, или показом опыта других В процессе убеждения опытом, практи­ческой деятельностью происходит слия­ние личного опыта с опытом других, воспринятые идеи проверяются практи­кой, являющейся критерием истины.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Пример— целеустремленное и планомерное воздействие на созна­ние и поведение людей системой по­ложительных образцов для подра­жания, призванных служить им ос­новой для формирования идеала коммуникативного поведения, сти­мулом и средством социального са­моразвития.

Действенность примера определя­ется его общественной ценностью. В примере закреплен социальный опыт, результаты деятельности и поведения других людей Каждый пример имеет определенное содержание, социальную значимость Это значит, что положи­тельный пример — понятие конкрет­но-историческое Позитивный пример в нашем понимании — это такие об­разцовые действия, поступки (вся жизнь человека), качества людей, при­емы и способы достижения целей дея­тельности, которые соответствуют на­шему идеалу Особенно ценны те поло­жительные примеры, которые богаты идейным содержанием, высокой сте­пенью развития качеств личности (кол­лектива) и могут служить достойным образцом для подражания.

Пример перерастает в самовоздей­ствие в результате усвоения челове­ком нравственно и эстетически при­влекательного идеала, образца Людям в целом свойственно отождествлять себя с популярной личностью, героем произведения искусства, подражать их поступкам, поведению и образу жизни.

Среди людей можно встретить и отрицательное отношение к подражанию. Основано оно на обыденном понимании подражания как механического, слепого копирования внешних сторон в поведении других личностей Поэтому призыв к подражанию они нередко рассматривают как принижение их самостоятельности

Пример оказывает как стабильное длительное действие, так и сиюминутное, которое координирует поведение человека в конкретной жизненной ситуации. С его помощью внимание людей сосредоточивается на нравственно и эстетически привлекательных образах, их моральное сознание обеспечивается внутренней уверенностью и ус тойчивостью. Отношение людей к при меру выявляет степень развития у них стремления к осознанному идеалу или свидетельствует об увлечении сомни тельными образцами в бездумном под ражании

По типу воздействия на сознание людей примеры можно разделить на две большие группы:

1) примеры непос­редственного влияния и 2) примеры опосредованного влияния.

К первой группе обычно относят личный пример субъекта воздей­ствия, пример товарищей, положи тельный пример людей, с которыми имеется постоянный контакт

Ко второй — примеры из жизни и деятельности выдающихся людей; примеры из истории своего госу­дарства, трудового героизма, приме­ры из литературы и искусства.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Поощрение— внешне активное стимулирование, побуждение чело­века к положительной, инициатив­ной, творческой деятельности.

Оно осуществляется с помощью об­щественного признания успехов людей, награждения, поочередного удовлетво­рения их духовных и материальных по­требностей.

Используя поощрения в учебной, трудовой, игровой, общественной, бы­товой деятельности людей, субъект пси­хологического воздействия добивается повышения эффективности и качества их труда, способствует их самоутверж­дению.

Поощрение возбуждает положитель­ные эмоции, порождает оптимистичес­кие настроения и здоровый социально-психологический климат, развивает внутренние творческие силы людей, их позитивную жизненную позицию У не­которых индивидов поощрение, особен­но незаслуженное и несвоевременное, подпитывает чрезмерное честолюбие, стремление добиться успеха только ради награды и любыми средствами.

Средства поощрения, по мере нрав­ственного созревания человека, разви­ваются от преимущественно матери­альных стимулов к преимущественно моральным Реакция на поощрение дает тем, кто осуществляет психологичес­кое воздействие, информацию относи­тельно состояния самолюбия и често­любия людей, их отношения к делу, к наградам, а также о подлинных мотивах деятельности и направленности личности.

От субъекта психологического воз­действия во многом зависит результа­тивность поощрения людей. Он оцени вает результаты их деятельности и по ведения, одобряет или осуждает те или иные поступки, действия

Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер

М Горький

Выражение удовлетворения работой отдельных людей или всей группы, по­хвала, призыв следовать примеру луч­ших — все это различные приемы по­ощрения, которые часто используются. Все они требует от субъекта психологи­ческого воздействия наличия умений владеть методикой поощрения, активно применять ее в своей деятельности.

Поощрение развивает, если оно ме­тодически обоснованно, то есть объяв­ляется за реально достигнутый значи­тельный результат прежде всего в дея­тельности, если оно направлено на повышение качества последней Очень важно обеспечить гласность в поощре­нии, чтобы привлечь внимание осталь­ных людей к деятельности отличивше­гося, вызвать у них желание следовать хорошему примеру.

Однако нельзя захваливать людей, так как это снижает воспитательную эффективность поощрения. Оно долж­но сопровождаться повышением тре­бований к людям, постановкой перед ними более сложных задач.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Принуждение— это применение таких мер к объектам психологичес­кого воздействия, которые побужда­ют их выполнять свои обязанности вопреки нежеланию осознавать вину и исправлять свое поведение

Принуждение применяется правиль­но тогда, когда оно опирается на убеж­дение и другие методы воспитания Надо разумно пользоваться принуждением, не увлекаться и не злоупотреблять им.

Прежде всего надо убедить, а потом принудить.

Категорические требо­вания, которые предъявляет субъект психологического воздействия, в слу­чае их непонимания должны быть обя­зательно разъяснены и аргументирова­ны Он обязан проследить за их выпол­нением и принять меры к тем из них, которые уклоняются от этого Безна­казанность, неисполнительность рож­дают безответственность. Однако во всяком факте послаблений необходи­мо конкретно разбираться

Люди обычно отрицательно воспри­нимают необоснованные угрозы при­менить репрессивные меры Прежде всего необходимо находить средства личного воздействия на тех, кто прояв­ляет недобросовестность усилить кон­троль за их деятельностью и поведени­ем, установить срок исполнения конк­ретных заданий, провести беседу в присутствии других членов группы, организовать осуждение провинив­шегося в коллективе

Разумеется, это не исключает воз­можности принятия к нерадивым строгих принудительных мер. В таких случаях необходимо создавать перспективу исправления, вовремя отмечать ус­пехи, старание людей, стремление реа­билитировать себя.

Наказание представляет собой спо­соб конфликтного торможения, приостановления сознательно совершаемой людьми вредной, безнравственной, про­тиворечащей интересам коллектива и отдельной личности деятельности

Оно не преследует цели причинения провинившемуся физического или нравственного страдания, но сосредо­точивает сознание на переживании вины.

Наказание используется в форме осуждения нарушителя норм поведе­ния общественным мнением, выраже нием ему недоверия, недовольства, возмущения, отказом в уважении Наказание не только восстанавливает по­рядок, авторитет нравственных норм и правил поведения, но и развивает у людей самоторможение, внутренний самоконтроль, осознание недозволенности попрания интересов личности и общества

Злоупотребление наказаниями, использование антипедагогических средств морально подавляет человека, лишает его уверенности в себе, рож­дает переживание чувства неполно­ценности, комплекс озлобления и ак­тивного сопротивления психологическому воздействию

Реакция на наказание обнаружива­ет черты характера человека, особен­ности его поведения, что помогает в вы боре средств взаимодействия с ним.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Конфликт— это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дис­гармонии межличностных отноше­ний между людьми в обществе или группе, а также в результате нару шения равновесия между существующими в них структурами

Конфликты возникают не в силу про явления объективных обстоятельств, а в результате их неправильного субъективного восприятия и оценки людьми

Обычно к конфликтам приводят следующие причины:

1) наличие противоречий между ин­тересами, ценностями, целями, мотивами, ролями членов общества или группы,

2) присутствие противоборства между различными людьми официаль­ными руководителями и неформальны­ми лидерами, формальными группами (микрогруппами) с одной стороны и неформальными — с другой, разностатусными их членами, разными микро группами,

3) разрыв отношений между определенными группами (микрогруппами) и внутри них,

4) появление и устойчивое домини­рование негативных эмоций и чувств как фоновых характеристик взаимодей­ствия и общения между членами общества и группами

Конфликт играет как конструк тивную роль (дает возможность более глубоко оценить индивидуально и социально – психологические особенности членов конкретных групп обще­ства и самих этих групп, оказывает позитивное влияние на эффективность совместной деятельности, устраняет противоречия между людьми, позволя­ет ослабить состояние психологичес­кой напряженности), так и деструк­тивную (оказывает негативное воздействие на морально психологическое состояние членов общества и его соци­альных групп, ухудшает взаимоотно­шения между людьми, негативно отражается на эффективности совместном деятельности)

Обычно конфликты имеют следующую динамику и структуру:

— при появлении конфликтной ситуациификсируется возникновение противоречий между членами группы

— приходящее через определенное время осознание конфликтной си­туации активизирует участников кон фликта на принятие необходимых мер

— конфликтное взаимодействие вызывает острое противоборство сторон,

— разрешение конфликта приводит к снятию противоречий конфликтующих людей,

— на послеконфликтной стадии происходит разрядка напряженности

Стороны конфликта —это его участники

Конфликтная ситуация — столкновение сторон, участвующих в конфликте.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Завершение конфликта —это окончание конфликта по любым при­чинам

Основными формами завершения конфликта являются разрешение, уре­гулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт.

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участни­ков, направленная на прекращение противодействия и решение пробле­мы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобра­зованию условий, в которых они взаи­модействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необхо­димо изменение самих его сторон (или хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основы­вается на изменении отношения оппо­нентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта от­личается от разрешения тем, что в уст­ранении противоречия между его сто­ронами принимает участие третья сто­рона Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия

Затухание конфликта — это вре­менное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных отношении между его участниками Конфликт пе­реходит из «явной» формы в скрытую. Затухание конфликта обычно про­исходит в результате истощения ре­сурсов обеих сторон, необходимых для борьбы, потери мотива к борьбе, сни­жения важности объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).

Под устранением конфликта по­нимается такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются ос­новные структурные элементы конфлик­та. Несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации, ко­торые требуют быстрых и решитель­ных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит време­ни или материальных возможностей)

Перерастание в другой конф­ликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значи­мое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Критериями конструктивного раз­решения конфликта являются степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента.

Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проб­лемы, из-за которой он возник Чем полнее разрешено противоречие, тем больше шансов для нормализации от­ношений между участниками, меньше вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.

Не менее существенной является по беда правой стороны Утверждение истины, победа справедливости благо приятно сказываются на социально-пси­хологическом климате во взаимоотно­шениях между противоборствующими сторонами В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои интересы Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оп -понента, то это в дальнейшем приведет к возобновлению конфликта.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Содержание политической жизни государств, обществ составляет особую форму реализации политических инте­ресов людей (классов, социальных групп, партий, национальных и религиозных общностей и т д ) Политическая жизнь общества находит выражение во власт­ных отношениях (борьбе за власть), на­правленных на защиту, закрепление и развитие достигнутых завоеваний, со­здание предпосылок для улучшения по­ложения определенных политических сил, достижение баланса между ними. Если такой баланс отсутствует, то воз­никают политические конфликты

Политический конфликт— это столкновение противоположных обще­ственных сил, обусловленное опреде­ленными взаимоисключающими поли­тическими интересами и целями.

Особенностью политического кон­фликта является борьба за полити­ческое влияние в обществе или на меж­дународной арене.

Политические конфликты делятся на внешнеполитические (межгосу­дарственные) и внутриполитичес­кие, но могут проявляться на межлич­ностном уровне, уровне малых групп, уровне больших социальных групп, на региональном и глобальном уровнях.

Кроме того, конфликты могут быть классовыми, возникающими между общественными силами, группами, вза­имоотношения между которыми носят антагонистический (часто общеграж­данский) характер

Могут возникать также конфлик­ты между политическими партиями ( общественно- политическими движениями). С переходом мировой цивилизации от авторитарных форм правления к преимущественно демокра­тическим борьба по вопросам о nутях развития общества в демократических государствах сместилась в пользу дея­тельности политических партий и об­щественно-политических движений. Политическая борьба партий редко выходит за рамки конституционных норм, хотя и приобретает порой драматический характер (достаточно вспомнить события в России в 1993 г )

Часто могут иметь место конфлик­ты между различными группиров­ками за лидерство в государстве, партии, движении и т.п. Эти груп­пировки, как правило, официально не оформлены в объединения, однако их интересы всегда связаны с борьбой за власть.

Иногда к политическим конфликтам относят и межэтнические конф­ликты, если они носят ярко выражен- ную политическую окраску.

Политические конфликты выполни ют определенные положительные и отрицательные функции (см схему)

Обществу для стабильного функционирования необходима постоянная модернизация, включающая и политическую модернизацию как основу законности и стабильности политической власти Но модернизация — это процесс разрешения возникающих в ходе развития противоречий и конфликтов Политической практикой выработаны пути стабилизации системы ведущие к предотвращению внутриполитических конфликтов.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Толпа— относительно кратков­ременное, неорганизованное и бес­структурное скопление множества людей, обладающее огромной, несо­измеримой с индивидуальной, силой воздействия на общество и его жизнь, способной в один миг сотво­рить или уничтожить, поднять или опустить, дезорганизовать поведе­ние и деятельность людей.

Когда голос берет толпа, уже не важ­но, что она хотела сказать

Доминик Опольский

На всем протяжении истории толпу боялись или восхищались ее силой, ее противопоставляли личности, органи­зованной группе и в то же время пыта­лись быть похожими на нее и позаим­ствовать некоторые качества, прису­щие ей, толпой пытались управлять не только для того, чтобы справиться с ее гневом, но и для того, чтобы направить этот всесметающий гнев на кого-либо ненавистного.

Подлинная стихия толпы — соци­ально-политические кризисы, сотряса­ющие все общество, а также периоды, переходные от одного состояния обще­ства к другому. Ощущения неблагополучия, тревоги, несправедливости, угрозы своему существованию вместе с решимостью устранить причины создав­шегося положения заставляют людей различных профессий, пола, возраста, образования, вероисповедания и наци­ональности экстренным образом самомобилизовываться, чтобы выступить против неопределенной опасности или конкретных виновников зла. Так рож­дается толпа — эта кажущаяся случай­ность, собрание разнородных людей, ощущающих локоть друг друга, свою постоянно растущую силу.

К основным психологическим харак­теристикам толпы обычно относят:

— кратковременность и бесструктурность скопления множества людей

— единый объект внимания,

— отсутствие общей осознанной цели,

— высокую степень контактности людей и их пространственную бли­зость,

— чрезвычайную эмоциональную возбудимость людей,

— высокую степень их конформиз­ма и др (см схему).

Толпа орет одной большой глоткой, но ест тысячью маленьких ртов

Станислав Ежи Лец,

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Циркулярная реакция — важней­ший механизм, управляющий поведе­нием и действиями людей в толпе

Циркулярная реакция(эмоцио­нальное кружение) — нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение людей в неорганизован­ных общностях и экстремальных си­туациях

Например, при возникновении па­ники страх одних участников паничес­ких действий передается другим, что в свою очередь усиливает страх первых Действие этого механизма можно срав­нить с процессом формирования снеж­ного кома В толпе психологическое состояние, настроения и формы пове­дения людей резонируют, усиливают­ся путем многократного отражения и возбуждают толпу

Циркулярная реакция способна зах­ватывать в свою орбиту большое коли­чество людей, эмоционально стимули­руя на психофизиологическом уровне распространение не только страха (в панической толпе), но и других эмо­ций радости, грусти, злобы и т. д.

Считается, что циркулярная реак­ция ведет к ситуативному стиранию индивидуальных различий между людь­ми, охваченными ею, т е поведение и эмоциональное состояние человека оп­ределяются не столько его сознатель­ной интерпретацией обстановки, сколь­ко чувственным восприятием состоя­ния окружающих людей В крайних случаях действие этой реакции может привести к превращению группы в од­нородную массу, бессознательно оди­наковым образом реагирующую на сти­мулы.

Исследователи феномена толпы также отмечают, что по мере нарастания действия циркулярной реакции в толпе происходит снижение критичности людей, т.е. их способности самостоятельно и рационально оценивать происходящее вокруг. Одновременно увеличива­ется внушаемость людей, составляющих толпу, по отношению к воздействиям, исходящим изнутри этой толпы. И все это сочетается с потерей способности воспринимать сообщения, источник которых находится вне толпы.

Вместе с тем циркулярную реакцию не следует рассматривать в качестве исключительно вредного феномена, ко­торый обусловливает только иррациональное и общественно опасное поведение людей Выраженная в достаточно умеренной форме, она повышает, например, эффективность коллективного восприятия искусства или политической агитации, направленной на мобилизацию людей для решения об­щественно значимых задач Социально опасным явлением циркулярная реак­ция становится лишь тогда, когда она способствует распространению отри­цательных эмоций страха, ненависти, злобы, гнева.

Вероятность возникновения цирку­лярной реакции резко повышается в периоды социального напряжения в обществе, связанного с различного рода кризисами, поскольку при этом значительное число людей может ис­пытывать сходные эмоции и их внимание будет сосредоточено на общих про­блемах

Помимо циркулярной реакции в толпе действуют и другие социально-пси­хологические механизмы, например подражание и внушение.

проблемы регулирования социально-психологических явлений и процессов - student2.ru

Случайная толпа — неорганизо­ванная общность людей, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием, например дорожно-транс­портным происшествием, пожаром, дракой и т. д.

Обычно случайную толпу образу­ют так называемые зеваки, т е лица, испытывающие определенную потреб­ность в новых впечатлениях, острых ощущениях. Основной эмоцией в по­добных случаях является любопытство людей. Случайная толпа может быст­ро собираться и так же быстро рассеи­ваться. Обычно она немногочисленна и может объединять от нескольких десятков до сотен человек, хотя изве­стны и отдельные случаи, когда слу­чайная толпа состояла из нескольких тысяч.

Конвенциональная толпа — тол­па, поведение которой основывается на явных или подразумеваемых нор­мах и правилах поведения — кон­венциях.

Такая толпа собирается по поводу заранее объявленного мероприятия, например митинга, политической де­монстрации, спортивного состязания, концерта и т д В подобных случаях людьми обычно движет вполне направ­ленный интерес и они должны следо­вать нормам поведения, соответству­ющим характеру мероприятия. Ес­тественно, что поведение зрителей на концерте симфонического оркестра не будет совпадать с поведением почита­телей рок-звезды во время ее выступ­ления и будет кардинальным образом отличаться от поведения болельщиков на футбольном или хоккейном матче.

Экспрессивная толпа - общность людей, отличающаяся особой силой массового проявления эмоций и

чувств (любви, радости, грусти, печа­ли, горя, негодования, гнева, ненавис­ти и т. д. )

Экспрессивная толпа обычно явля­ется результатом трансформации слу­чайной или конвенциональной толпы, когда людьми в связи с определенными событиями, свидетелями которых они стали, и под воздействием их развития овладевает общий эмоциональный на­строй, выражаемый коллективно, час­то — ритмически Наиболее характер­ными примерами экспрессивной толпы являются футбольные или хоккейные болельщики, скандирующие лозунги в поддержку своих команд, участники политических митингов и демонстра­ций, выражающие свою поддержку по­литике правящего режима или протест.

Экстатическая толпа — вид тол­пы, в которой люди, ее образующие, доводят себя до исступления в совмест­ных молитвенных, ритуальных или иных действиях. Чаще всего это случается с молоде­жью во время рок-концертов, с верую­щими, представителями некоторых ре­лигиозных направлений или религиоз­ных сект.

Агрессивная толпа — скопление людей, стремящихся к уничтожению, разрушению и даже убийству.

Люди, составляющие агрессивную толпу, не имеют рациональной основы для своих действий и, находясь в со­стоянии фрустрации, часто направля­ют свой слепой гнев или ненависть на совершенно случайные объекты, не имеющие никакого отношения ни к про­исходящему, ни к самим погромщикам.

Агрессивная толпа относительно редко возникает сама по себе. Чаще всего она является результатом тран­сформации случайной, конвенциональ­ной или экспрессивной толпы. Так, фут­больные болельщики, раздосадованные и обозленные проигрышем любимой команды, легко могут превратиться в агрессивную толпу, которая начинает крушить все вокруг, ломать скамейки на стадионе, бить стекла ближайших домов и витрины магазинов, избивать случайных прохожих и т.п. Не случай­но во многих странах футбольные поля стадионов окружены специальными же­лезными решетками, болельщиков про­тивоборствующих команд рассажива­ют в изолированных секторах, а на матчах дежурят усиленные наряды по­лиции и даже подразделения войск бе­зопасности.

Паническая толпа — скопление людей, охваченных чувством страха, стремлением избежать некой вообра­жаемой или реальной опасности.

Паника — это социально-психоло­гический феномен проявления группо-иого аффекта страха. Причем следует иметь в виду, что первичным является индивидуальный страх, который выс­тупает предпосылкой, почвой для груп­пового страха, для возникновения паники. Основная черта любого панического поведения людей -- стремление к самоспасению. При этом возникший страх блокирует способность людей ра­ционально оценивать возникшую ситу­ацию и препятствует мобилизации во­левых ресурсов для организации со­вместного противодействия возникшей опасности.

Стяжательская толпа — скоп­ление людей, находящихся в непосред­ственном и неупорядоченном конфлик­те между собой из-за обладания теми или иными ценностями, которых недо­статочно для удовлетворения потреб­ностей или желаний всех участников этого конфликта.

Стяжательная толпа многолика. Ее могут образовывать и покупатели в ма­газинах при продаже товаров повы­шенного спроса при явном их недо­статке; и пассажиры, стремящиеся за­нять ограниченное количество мест отходящего автобуса или электрички; и покупатели билетов у касс перед началом какого-либо зрелищного ме­роприятия; и вкладчики обанкротив­шегося банка, требующие возврата вло­женных денег; и лица, грабящие мате­риальные ценности или товары из магазинов и складов при массовых бес­порядках.

Наши рекомендации