Методики для оценки образно-логического мышления
Методика 15. «Нелепицы»
При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Процедура проведения методики такова. Вначале ребенку показывают картинку, изображенную на рис, 26. В ней имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Оценка результатов
10 баллов — такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 8 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.
8—9 баллов— ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но ни одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть,
6—7 баллов — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как самом деле должно быть.
4—5 баллов — ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5—8 из них н успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.
2—3 балла— за отведенное время ребенок не успел заметить 1—4 из 8 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.
0—1 балл— за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четыре 4 из восьми имеющихся нелепиц.
Рис. 26. Картинка к методике «Нелепицы».
Замечание.4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т. е. обнаружил все 8 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Методика 16. «Времена года»
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет, Ребенку показывают рис. 27 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов
10 баллов— за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8—9 баллов— ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5—7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6—7 баллов— ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3—4 признака, подтверждающих его мнение.
4—5 баллов— ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1—2 признака в подтверждение своего мнения.
0—3 балла— ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
6—7 баллов — средний.
4—5 балла — низкий.
0—3 балла — очень низкий.
Рис. 27. Картинки к методике «Времена года».
Методика 17. «Что здесь лишнее?»
Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рис. 28), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:
«На каждой из этих картинок один из четырех изображенных на ней предметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним».
На решение задачи отводится 3 минуты.
Оценка результатов
10 баллов— ребенок решил поставленную перед ним задачу за время меньшее чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.
8—9 баллов— ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.
6—7 баллов— ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.
4—5 баллов— ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.
2—3 балла— ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.
0—1 балл— ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Методика 18. «Кому чего недостает?»
Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок (рис. 29), на котором слева изображены дети,, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно справа на этом рисунке.
Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов
10 баллов— время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.
8—9 баллов— время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.
6—7 баллов— время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.
4—5 баллов— время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.
2—3 балла— время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.
0—1 балл— время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.
Рис. 28. Картинки к методике «Что здесь лишнее?.
Рис. 29. Стимульный материал к методике «Кому чего недостает?»
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.
Методика 19. «Раздели на группы»
Этот вариант методики, предназначенный для диагностики того же качества мышления, что и предыдущая методика, рассчитан на детей в возрасте от 4 до 5 лет. Цель данной методики — оценка образно-логического мышления ребенка. Ему показывают картинку, изображенную на рис. 30, и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Рис. 30. Стимульный материал к методике «Раздели на группы».
Оценка результатов
10 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры (на рис. они черного цвета), синие фигуры (заштрихованы в линейку), желтые фигуры (в клеточку), большие фигуры, малые фигуры. Замечание.Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
8—9 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2, 5 мин.
6—7 баллов— ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4—5 баллов— за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5 до 7 групп фигур.
2—3 балла— за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
0—1 балл— за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8—9 баллов — высокий.
4—7 баллов — средний.
2—3 балла — низкий.
0—1 балл — очень низкий.