V. Система ценностей в группе самопомощи
ü Единение (Bonding) как альтернатива нарушенным отношениям
Единение означает любовь, тесную связь, духовную близость, теплоту, веру, доверие, защищённость, единение с миром, чувство связи с окружающими.
ü Естественность как альтернатива неуместной защитной реакции
У меня достаточно мужества, чтобы показать себя таким, какой я есть на самом деле. Я естественен. Если я общаюсь искренне, мои коммуникативные отношения становятся открытыми, настоящими и даже способными к конфликтам.
ü Надежда как альтернатива страху
Надежда – это эмоциональный базис для наших усилий, направленных на выздоровление. Надежда дарит энергию и в том случае, если больше нет продвижения вперёд. Это может сделать каждый, нет безнадёжных случаев. И если кто-то не имеет больше надежды, то у него всё же остаётся надежда группы, уверенной, что он справится.
ü Самоопределение как альтернатива чужой воле
Этот принцип проявляется в группе в виде двух правил. Каждая группа сама отвечает за себя, функционирует автономно, и каждый член группы сам отвечает за свои недостатки. И за те усилия, которые необходимы для их устранения, также отвечает каждый.[5]
[6]
Типология
Главное отличие групп самопомощи от взаимопомощи, по Барнеру, в том, что во вторых, могут
В зависимости от того, какая проблема заставила людей собраться в месте, группы самопомощи и взаимопомощи можно примерно подразделить на следующие категории:
- группы по преодолению кризиса или переходного периода;
- группы по борьбе с зависимостями;
- группы родных и близких;
- группы, страдающие хроническими заболеваниями.
VI. Деятельность групп взаимопомощи и самопомощи
Создание и развитие групп может происходить различными путями. В большинстве случаев инициаторами создания группы являются либо сами люди, затронутые проблемой, либо обслуживающие их специалисты (напр., медработники, социальные работники), которые видят необходимость в дополнительной морально-психологической поддержке своих клиентов или их близких. Многие группы организуются профессионалами, которые затем передают руководство членам группы. Такое сотрудничество может протекать в четырех направлениях:
1. специалисты могут находить лиц, нуждающихся в помощи группы;
2. могут работать в консультативных советах;
3. могут оказывать разовые консультации группам, которые обращаются за помощью в связи с конкретными проблемами;
4. профессионалы часто выступают инициаторами создания новых организаций взаимопомощи для решения проблем определенной группы клиентов.
Большинство групп выбирают следующие виды деятельности:
- Регулярные встречи для оказания взаимной помощи;
- Телефонная связь между членами группы;
- Предоставление информации;
- Различные мероприятия, учебные, оздоровительные и другие занятия членов группы;
- Оказание помощи тем, кто не может участвовать в работе группы;
- Борьба за перемены в государственных (муниципальных ) службах для данной группы;
- Приглашение на встречи группы специалистов и лекторов; [7]
VII. Примеры
В качестве конкретного примера группы самопомощи в г. Екатеринбурге может служить Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Свердловской области "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Талисман". С целью оказания поддержки семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и помощи в получении опыта от взаимодействия с другими людьми, имеющими сходные проблемы и научившимися с ними справляться, в реабилитационном центре «Талисман» с 2004 года была организованна группа самопомощи. Для создания группы необходимы определенный опыт и знания. Специалисты по социальной работе центра «Талисман» прошли обучение на семинарах «Обучение технологиям социальной работы», «Создание групп взаимопомощи», «Обучение взрослых. Теория и практика. Подготовка тренеров». Группа самопомощи участвовала в различных тренингах, организации досуга своих детей, выездных мероприятиях. Следует отметить, что в некоторых встречах группы помимо социальных работников участвовали психологи и юрисконсульт. [8]
Также распространены группы самопомощи для людей, переживших утрату. Например, группы поддержки «выживших» (под «выжившими», или «оставшимися в живых» подразумеваются лица, близкие которых погибли в результате самоубийства) получают все более широкое признание в качестве средства удовлетворения потребностей их членов. Помимо этого группы самопомощи создаются ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, а также в хосписах для онкобольных и их родственников.
Итак, подводя итог, можно отметить, что группы самопомощи оказывают положительное влияние как на участников, так и на специалистов.
Польза для участников группы:
- Преодоление чувства изоляции;
- Взаимная поддержка;
- Информация и консультирование, дополняющее государственные и общественные службы;
- Возвращение в общество;
- Практическая помощь;
- Повышение знаний об опыте (ситуации);
- Формирование полезных навыков и уверенности в себе;
- Конкретные результаты (трудоустройство; стабилизация материального положения).
Польза для специалистов:
- Вклад в планирование и организацию служб;
- Обучение;
- Информация;
- Лучшее понимание ситуации и проблем;
- Источник поддержки для пациентов и клиентов;
- Обратная связь;[9]
Таким образом, группы самопомощи способствуют восстановлению социального статуса членов группы, их психологического здоровья и содействуют их дальнейшему социальному функционированию.
Список использованной литературы
1. Жуков В.И. Теория и методика социальной работы. – М.: Союз, 1994.
2. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://esotericpl.narod.ru/Ps_enc/Ps_enc2_2_2.html (дата обращения: 07.10.2012)
3. Кузнецова Г.Н. Опыт работы группы самопомощи семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченным и возможностями «Талисман» города Екатеринбурга. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://rc-talisman.ru/172 (дата обращения: 15.10.2012)
4. Савельева И., Недзельский Н., Толмасова А. Группы взаимопомощи. –М.: Российский фонд «ИМЕНА», «Рубикон», 1998
5. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
6. Хекель Ю. «Лишить себя жизни – алкоголизм с точки зрения алкоголика» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ariadna.sanet.ru/13.htm (дата обращения 10.10.2012)
7. Холостова. Е.И. Технологии социальной работы.- М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.
8. Центр взаимопомощи и самостоятельных организаций граждан и нуждающихся в Берлине [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.sekis.de/1-CHto-takoe-gruppa-samopomos.522.0.html (дата обращения 10.10.2012)
[1] Центр взаимопомощи и самостоятельных организаций граждан и нуждающихся в Берлине [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.sekis.de/1-CHto-takoe-gruppa-samopomos.522.0.html (дата обращения 10.10.2012)
[2] Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://esotericpl.narod.ru/Ps_enc/Ps_enc2_2_2.html (дата обращения: 07.10.2012)
[3] Хекель Ю.«Лишить себя жизни – алкоголизм с точки зрения алкоголика» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ariadna.sanet.ru/13.htm (дата обращения 10.10.2012)
[4] Жуков В.И .Теория и методика социальной работы. – М.: Союз, 1994.
[5] Хекель Ю. «Лишить себя жизни – алкоголизм с точки зрения алкоголика» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ariadna.sanet.ru/13.htm (дата обращения 10.10.2012)
[6] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001
[7] Савельева И., Недзельский Н., Толмасова А. Группы взаимопомощи. –М.: Российский фонд «ИМЕНА», «Рубикон», 1998
[8] Кузнецова Г.Н. Опыт работы группы самопомощи семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченным и возможностями «Талисман» города Екатеринбурга. [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://rc-talisman.ru/172 (дата обращения: 15.10.2012)
[9] Савельева И., Недзельский Н., Толмасова А. Группы взаимопомощи. –М.: Российский фонд «ИМЕНА», «Рубикон», 1998