Билет 5. Методика подготовки студента к профессии юриста. Требования, предъявляемые к сдаче экзаменов, зачетов, написанию курсовых, дипломных и иных работ

Формирование личности юриста в высшем учебном заведении

В России до революции 1905-1907 гг. профессия юриста была очень

популярной. В девяти российских университетах из 31 тысячи студентов 13 тысяч

обучались по специальности «Юриспруденция». Юрист, по сути, является

универсальным специалистом. Он должен был не только знать нормы

позитивного права, законы, кодексы, уставы и пр., но и обладать широтой

философского взгляда на современные проблемы, уметь решать

профессиональные задачи и вопросы с учетом исторических и социальных

перспектив. Сложность профессиональных задач, важность выполняемых в

государственной системе задач поддерживали высокий престиж юриспруденции и

юристов.

Научно-техническая революция оказала решающее воздействие на правовое

развитие, она поставила под сомнение многое из того, что было раньше

источником надежд. На протяжении XX века во всем мире, в том числе и в

России, происходил медленный поворот от юриста – представителя элитарной

профессии к юристу – представителю массовой профессии.

Сложившаяся сегодня технократическая система выработки и принятия решений требует, чтобы юрист в совершенстве знал нормы процедуры, с которыми имеет дело.

Несмотря на то, что современные правовые системы сложны, громоздки и совершенно не похожи на те, что существовали раньше, юрист, который хорошо бы владел методами

юридического мышления, очень нужен. Представляется, что гуманитарная

подготовка юриста в России должна быть поставлена на одно из первых мест.

В изменяющемся и взаимозависимом мире юристы должны играть ведущую

роль в создании новых правовых концепций, институтов и механизмов, защищающих человека, помогающих ему преодолевать трудности и обеспечивающих удовлетворение интересов всех людей.

В своей практической деятельности и общественной жизни юристы должны

обеспечивать существование ответственной законодательной власти, они обязаны

отказываться от сотрудничества с любой властью в осуществлении любых

действий, нарушающих принципы права. Юристы обязаны принимать активное

участие в правовой реформе, важно, чтобы они, поскольку обладают

специальными знаниями, пересмотрели действующее законодательство и

представили в соответствующие органы программы реформ. Юристы должны

прилагать усилия к распространению правовых знаний и внушать уважение к

принципам права, способствовать пониманию всеми людьми их прав и законных

интересов.

Юрист должен стремиться неуклонно следовать таким идеалам своей

профессии, как неподкупность, компетентность, мужество и полная самоотдача.

Непременным условием правления права является обязанность юристов

защищать гражданские, личные и социальные права всех лиц и готовность

мужественно и решительно действовать в этих целях. Такая обязанность

предполагает активное участие в оказании и разработке мер правовой помощи

бедным и неимущим.

Юрист должен оказывать помощь правительству в его работе, он обязан

настаивать на том, чтобы исполнительная власть уважала права личности и

действовала в соответствии с законом, а также стремиться во всех необходимых случаях обеспечивать судебный пересмотр правительственных постановлений,

затрагивающих права человека.

Мы пока еще плохо справляемся с задачей подготовки новых юристов.

Наша система образования все-таки сориентирована на юридическую прагматику.

Следует всегда помнить, что умению давать правильные ответы по конкретному

вопросу должно предшествовать знание принципов, гуманитарных основ

юридической жизни, правового регулирования. В подготовке современного

юриста большую роль играют дисциплины, которые учат юридически

эффективно мыслить. Но главное – дать будущему юристу логический,

«эмоциональный» инструмент, чтобы он мог работать с людьми.

Наши рекомендации