Нормативно-правовые аспекты деятельности психолога
Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога от просветительско-консультационной, профилактической до коррекционно-диагностической деятельности.
Комплект (пакет) документации практического психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно-методическую.
Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:
Ø Закон Российской Федерации об образовании.
Ø Конвенция ООН о правах ребенка.
Ø Положение о психологической службе в системе образования.
Ø Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).
Ø Положение об аттестации психолога образования с соответствующим приложением.
Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
Специальная документация - это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения; коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью и т.д.; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида – свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель - ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребенка (той или иной возрастной группы).
Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспитателей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, центров, специализированных учреждений).
Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога.
По причине пересечения психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в учреждении; график работы практического психолога в учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).
Общее содержание профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении, т.е. функционал психолога образования, заключается в следующем. Психолог:
Ø проводит работу в образовательном учреждении, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности детей;
Ø осуществляет психологическую диагностику возрастного уровня развития детей и их индивидуальных особенностей при переходе из одной возрастной категории в другую (ранний — дошкольный — школьный возраст) с целью выбора соответствующего психическому развитию типа образовательной программы и образовательного учреждения;
Ø совместно с педагогами разрабатывает и адаптирует развивающие и коррекционные программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
Ø в процессе психодиагностики выявляет условия, затрудняющие становление личности и социализацию ребенка, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую помощь детям, педагогам и родителям (лицам, их заменяющим);
Ø содействует выявлению и творческому развитию одаренных детей, а также детей с интеллектуальными и эмоциональными задержками в развитии;
Ø осуществляет первичную профилактику алкоголизма и наркомании среди подростков, а также выполняет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору учащимися профессий с учетом их ценностных ориентации, способностей и возможностей, а также развитию ориентации в различных ситуациях личностного и профессионального самоопределения1;
Ø проводит психологическую экспертизу и психолого-педагогическую коррекцию отклоняющегося и асоциального поведения детей;
Ø участвует в работе психолого-медико-педагогических комиссий, комиссий по социально-правовой защите детей;
Ø формирует психологическую культуру детей, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих);
Ø консультирует руководителей и сотрудников образовательного учреждения по вопросам психологизации педагогического процесса методами и средствами практической психологии, направленными на повышение социально-психологической компетентности детей, педагогов и родителей (лиц, их заменяющих).
Ø На основании общего содержания психологической деятельности в образовательном учреждении можно конкретизировать функции психолога в дошкольном образовательном учреждении (табл. 4.5) и дифференцировать их по двум направлениям:
Ø психологизация педагогического процесса и жизнедеятельности детей;
Ø индивидуально-психологическая работа с детьми.