Классификация научных проблем
Классификация научных проблем.
По объекту.
1. Предметные -- объектом является знание об объектах (Сколько существует предметов типа ?).
- Эмпирические -- поиск данных. Ответ может быть дан на основе эксперимента, измерения, наблюдения.
- Концептуальные -- организация и интерпретация имеющихся данных.
2. Процедурные -- объектом является способ получения или оценки знания об объектах (Как установить, сколько существует предметов типа ?).
- Методологические -- планирование научного исследования (например, выбор единиц измерения, порядок проведения эксперимента).
- Оценочные -- оценка опытных данных и теорий (например, правильность, осмысленность).
По корректности и разрешимости:
- разрешимые (решения их: истинные, приблизительно истинные, ложные),
- неразрешимые (задачи, связанные с реконструкцией неких ситуаций или объектов: объект исчез или находится в далеком прошлом),
- некорректные (мнимые: отличают от неразрешимых предпосылкой -- у мнимых проблем предпосылка ложная, а у неразрешимых -- истинна).
По структуре:
1. Проблемы первого класса - хорошо структурированные, выражены количественно.К ним могут быть отнесены некоторые технические, экономические и организационные проблемы. Для решения этих проблем применяют методы математического программирования, теорию игр, метод Монте Карло; теорию очередей и др. Эти методы позволяют количественно оценивать преимущество того или иного решения.
Пример: Решение вопроса выпуска продукции в условиях ограниченности складского хранения – что, в каком количестве производить, если склад готовой продукции «не резиновый».
2. · Второй класс - слабо структурированные проблемы (отсутствует достаточная количественная формализация). Проблемы второго класса нельзя решить только с помощью математических методов, необходимо и приходится использовать интуицию и опыт, а также теорию вероятностей и психологические знания.
Пример: Решение вопроса поступления в ВУЗ после окончания средней школы, поиск и устройство на работу и т.п.
3. Проблемы третьего класса – неструктурированные.Для решения этих проблем, обычно применяются эвристические (интуитивно-логические) методы решения, с помощью которых неструктурированная проблема переводиться в класс слабо структурированных. После чего можно использовать методы системного анализа, который позволяет либо найти правильное решение, либо выявить причины появления проблемы.
Пример: Проблема экологии мегаполиса (страны, континента, планеты), дефицит пресной воды в мире и т.п.