Виды группировки экскурсантов

Организация Э и В деятельности. Семинар 4

1) Планирование и организация экскурсионного обслуживания

2) Экскурсионное программирование

3) Анализ экскурсий, предлагаемых турфирмами Владивостока

4) Качество разработки анкет для выявления потребительского спроса

5) Возможные недостатки в работе экскурсовода

Пути повышения эффективности экскурсионной деятельности

Пути совершенствования методики

Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения качества методической работы:

Первый путь - систематическое пополнение и обновление знаний методистами и экскурсоводами, их обучение в высших учебных заведениях, на курсах, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах и т. д.

Второй путь - разработка такой методической документации (контрольного текста, методической разработки, "портфеля экскурсовода"), которая явится основой для высокого качества ведения экскурсий.

Третий путь - детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.

Четвертый путь - практическое усвоение методических приемов проведения экскурсий экскурсоводами, эффективное использование рекомендованных приемов на маршрутах, в процессе конкретной экскурсии.

Пятый путь - четкая отработка техники ведения экскурсий.

И, наконец, шестой путь - усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами таких наук, как психология и логика.

Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию

Дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию.
Большое место в организации экскурсионного обслуживания занимает дифференцированный подход. те. подготовка проведение экскурсий с учетом запросов. интересов, уровня подготовки и других особенностей различных групп населения. Эффективность экскурсионной работы зависит от правильного дифференцированного подхода к организации, содержанию и методике подготовки и проведения экскурсий. Термин дифференциация означает разделение чего-либо целого на различные части.

Критерии дифференциации ЭО:
1)соц-демограф (пол, возраст, национальность)
2) соц-психологические (интересы, традиции, привычки и моду)
3) личностно-характериологические (темперамент, ленивость).
Экскурсантов делят:
1)по отношению к Э: с абсолютным интересом, пополняющие знания, отдых и досуг,
2) по возрасту (молодежь, люди 3его возраста, взрослые.
3) по роду занятий
4) по культурным предпочтениям
5) по образовательному уровню.

Виды группировки экскурсантов

Первый вид группировки.Ее сущность состоит в том, что участники всех экскурсий, проводимых данным экскурсионным учреждением, делятся своего развития или возрасту, а в зависимости от отношения людей к экскурсии, как к виду предоставляемых услуг. Такие группы отличаются друг от друга только устойчивостью интереса людей к самой экскурсии, как форме обогащения знаниями, форме отдыха. Этот вид группировки охватывает три основные категории экскурсантов.

Первая.В нее входят наиболее любознательные люди, которые хотят знать о многом, и экскурсоводы должны им рассказать все новое о науке, технике, строительстве, искусстве, архитектуре, показать самые интересные объекты. Это самые массовые участники экскурсий. В настоящее время большая часть экскурсионной работы построена на обслуживании таких экскурсантов.

В эту группу входят рабочие, служащие, инженерно-технические работники, студенты, школьники, т. е. люди самые различные по своему роду занятий, культурному кругозору, возрасту. Но все они сходны в одном — в своем стремлении получить знания и их привлекают любые темы экскурсий.

Экскурсионные группы такого рода комплектуются на предприятиях, профсоюзные комитеты которых по договору с экскурсионным учреждением систематически проводят экскурсии. Здесь нередко одни и те же люди посещают все экскурсии. Именно это служит основой для организации циклов экскурсий.

Вторая категория.Сюда могут быть отнесены люди, которые имеют широкий круг зданий и проявляют опре­деленный интерес к одной из областей знаний, к литературе, искусству. Нередко они ставят задачу дополнить свои знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их проблеме или теме, поэтому они так тщательно выбирают тему предстоящей экскурсии.

Участников экскурсий, отнесенных к этой категории, можно условно назвать, как тип «уточните мою точку зрения».

Таких экскурсантов в отличие от первой категории интересуют не экскурсии вообще как форма использования своего культурного досуга, а только экскурсии на определенную тему. Работа с участниками этой группы требует постоянного расширения экскурсионной тематики. При возможности выбора нужной темы такой экскурсант не заменит данную экскурсию на другую.

Третья категория.К ней относятся люди, которые стремятся заполнить свой досуг по возможности интересными зрелищами без четко определенной цели. Поэтому в начале экскурсии они обычно имеют смутное представление о самой сути мероприятия, в котором решили участвовать. Однако в ходе экскурсии в подобной группе происходит расслоение. Часть экскурсантов, увлеченных рассказом экскурсовода, заинтересованных объектами показа,становятся активными участниками мероприятия. Другие проявляют вежливую заинтересованность или не скрывают своего безразличия к экскурсии. В дальнейшем значительное число экскурсантов, отнесенных к третьей категории, пополнят группы первой и второй категории. Все зависит от глубины подготовки экскурсионных тем и мастерства экскурсовода.

Деление на такие схематично обозначенные категории, в основе которого лежат только интересы людей, их отношение к экскурсии, позволяет внести элементы определенности в экскурсионную работу, помогает экскурсионным учреждениям решать ряд важных вопросов.

Экскурсионные бюро предлагают фабрикам, заводам, учебным заведениям тематику экскурсий, проводят мероприятия по заранее определенным маршрутам, и в ходе подготовки к очередным экскурсиям складываются те группы, о которых шла речь выше.Экскурсовод часто на маршруте работает с группой, в которой присутствуют экскурсанты всех трех категорий. Поэтому ему приходится преподносить одну из имеющихся в наличии экскурсий, рассказывая и показывая без всяких изменений то же самое, что и для однородной аудитории. Однако из-за того, что первый вид группировки несовершенен, это не дает возможности решить целый ряд вопросов, связанных с дальнейшим расширением тематики, повышением квалификации экскурсоводов, с методикой подготовки и проведения экскурсий.

Второй вид группировки.Здесь деление экскурсантов на группы происходит по более сложным признакам.

Первый признак— разделение экскурсионных групп по возрасту. Создание экскурсионных групп с учетом возраста (дети, молодежь, люди среднего возраста, пенсионеры). Экскурсии для возрастных групп отличаются друг от друга по способу передвижения (автобусные и пешеходные), по продолжительности, по методике изложения материала, по содержанию.

Второй признак— род занятий экскурсантов. Этот признак, положенный в основу дифференцированного подхода к организации экскурсионного обслуживания, ведет к созданию отдельных групп для рабочих различных профессий, инженерно-технических работников, педагогов, врачей, служащих, студентов и т. д. При проведении экскурсии для подобных групп учитываются профессиональные интересы каждой из групп.

Третий признак— по характеру общественной деятельности. Экскурсионные бюро проводят экскурсии для всех семинаров профсоюзных работников и профсоюзного актива, для комсомольского актива, научно-технических обществ и Всесоюзного общества рационализаторов и изобретателей.

Четвертый признак— деление экскурсантов на группы в зависимости от формы учебы. Имеются в виду кружки и семинары системы политического просвещения, школы коммунистического труда, народные университеты, кружки экономического всеобуча, технического минимума, учебные пункты допризывной подготовки.

Пятый признак— создание экскурсионных групп в зависимости от вида любительских занятий, которым люди отдают часы своего культурного досуга. Сюда входят участники коллективов и кружков художественной самодеятельности, участники клубов и объединений по интересам — любителей музыки, театра, киноискусства, книги, туризма, природы, фотографии различных видов, коллекционирования.

Группировки по этому признаку оказывают существенное влияние на процесс подготовки экскурсий, на методику их проведения. Даже в пределах одной темы в содержание экскурсии для различных групп вносятся определенные изменения. Изменяется также методика их проведения, если данная тема раскрывается раздельно для групп взрослых и школьников.

Третий вид группировки. К этому виду отнесены те экскурсии, которые должны проводиться для различных групп, отличающихся друг от друга уровнем развития участников, их политической, общеобразовательной, профессиональной и другой подготовкой. Учет уровня развития участников, степени их подготовки дает возможность проводить более глубокие по своему содержанию экскурсии, служит основой для изложения материалов различной степени сложности.

Главное отличие экскурсий для различных аудиторий такой группировки экскурсантов — это содержание мероприятия, зрительный и словесный материал, который преподносится участникам. Примером может служить проведение экскурсий на одну и ту же архитектурную тему для различных групп. Здесь может быть выделено восемь групп, отличающихся друг от друга уровнем подготовки: школьники 5—6 классов, десятиклассники, рабочие, студенты гуманитарного вуза, инженеры, педагоги, студенты архитектурного вуза, архитекторы. Для всех групп проводится одна тема — «Архитектура нашего города». Хотя в этом случае рассказ на экскурсии идет об объектах показа одних и тех же для каждой из выделенных групп, экскурсия должна проводиться по-иному. По мере возрастания знаний у аудитории возрастает сложность самой экскурсии, иным становится показ экскурсионных объектов — памятников истории и культуры, иначе анализируются отдельные детали, углубляется излагаемый материал, усложняются используемые экскурсоводом методические приемы.

Экскурсоводы должны учитывать, что школьник будет чувствовать себя неуютно на той же экскурсии, если она проводится для педагогов, равно как врач и инженер — на экскурсии для практикующих архитекторов. Порой не всем будет одинаково доступен и понятен рассказ экскурсовода и невсе детали экскурсионного объекта будут восприняты экскурсантами.

Третий вид группировки экскурсантов находится в стадии становления и развития. Этому способствуют методические указания Центрального совета по туризму и экскурсиям, которые содержатся в рекомендациях, изданных ЦРИБ «Турист» и даются на семинарах экскурсионных работников на Центральных и зональных туристских курсах.

Наши рекомендации