Психологические взгляды и гербарта
Психологическая концепция И.Ф. Гербарта. Гербарт основоположник немецкой эмпирической психологии. "Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике". Он утверждает (как и ассоцианисты), что в душе нет ничего изначального. Гербарт заменяет термин "ощущение" на термин "представление", подчеркивая тем самым отгороженность внутреннего мира от внешнего. Душа, согласно Гербарту, непознаваема, поэтому предметом науки являются доступные изуечнию - представления. Представления не пассивные, они имеют собственный заряд. Душа это центр, в котором хранятся и перерабатываются знания и который является источником человеческой личности. Развивая теорию Лейбница о структуре души, Гербарт выделил три её слоя: апперцепцию, перцепцию и бессознательное. При этом под апперцепцией он понимал область ясного и отчетливого сознания, а под перцепцией – область смутного сознания. Таким образом, и для Гербарта область души была шире, чем область сознания, и большое значение для него, как и для Лейбница, имело бессознательное. Понятие "апперцептивной массы", содержание - индивидуальный опыт человека. Апперцептивная масса формируется в процессе жизни, зависит от способов воспитания и обучения, выбранных взрослым. В начале жизни содержание апперцептивной массы определяется внешними воздействиями, представления накапливаются в течении жизни и дальше данная апперцептивная масса влияет на восприятие мира по аналогии с прошлым опытом. Учение о статике и динамике представлений Он исходил из предположения, что каждое представление обладает определенной силой, зарядом, и таким образом ввел в психологию еще один параметр – силу, добавив его к уже существовавшему параметру – времени. Наличие двух параметров силы и времени – давало возможность применить к исследованию психических процессов математический аппарат, который придавал объективность получаемым при исследовании данным. (ОБЩАЯ МЫСЛЬ, ЧТО ВСЕ КОНЦЕПЦИИ НАЧИНАЯ С 17 века СТРЕМИЛИСЬ ПРИБЛИЗИТЬ К ПСИХОЛОГИЮ К ОБЪЕКТИВНОЙ НАУКЕ, ТОЛЬКО ДЕЛАЛИ ЭТО ПО РАЗНОМУ ВОТ ГЕРБАРТ НАПРИМЕР С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИКИ) Психика состоит из представлений (в отличие от ощущений это и есть внутренний мир), предствления имеют заряд и стремятся попасть в сознание (перцепцию), чтобы туда попасть надо иметь большой заряд, силу (то есть например какое то оч яркое представление) – это идея о порогах сознания, которая в дальнейшим использовалась Фехнером. Ассоцианизм заключается в том, что сходные представления сливаются с уже имеющимися (например, проще запомнить песню, если её уже слышал). ЭТО - ОСНОВНАЯ СУТЬ КОНЦЕПЦИИ Отсюда вытекают педагогические задачи: необходимость ясности, четкости ассоциаций, системы и метода. Чтобы новое знание сразу же попадало в центр внимания человека, оно д.б. привлекательным и схожим с другими имеющимися (то есть это и есть заряд и слияние). Теория Гербарта, в которой появились новые и актуальные для психологии идеи о динамике представлений, их связях и конфликтах, их расположении в душе человека, была одной из самых распространенных и значимых психологических теорий в XIX веке. Она сыграла большую роль и в дальнейшем развитии психологии Кризис ассоциативной психологии (вторая пол 19 века). Методологический кризис ассоцианизма: противоречие между новыми и старыми идеями Новый этап в развитии ассоцианизма стал возможен благодаря появлению теории эволюции Ч. Дарвина
Педагогическое сознание Гербарта впитало и переработало многие передовые идеи той эпохи французских мыслителей 18 века, немецкой классической философии, филантропистов, Песталоцци, что и позволило ему подойти к разработке основ научной теории воспитания и обучения. Ученый разносторонней эрудиции философ, психолог и педагог, он лучше, чем кто-либо из педагогов своего времени, было подготовлен к осознанию того, что педагогика мыслима только в научной форме: она должна перестать быть, по его образному сравнению в положении мяча, случайно перебрасываемого из стороны в сторону.
Педагогика по Гербарту опирается на практическую философию: этику и психологию. С помощью этики намечаются педагогические цели, а с помощью психологии - способы их осуществления.
Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: 1) цели возможные, 2) цели необходимые.
Возможные цели это те, которые человек может поставить перед собой в области определенной специальности.
Необходимые цели это те, которые нужны ему в любой области его деятельности.
Первичные этические идеи по Гербарту:
· идея внутренней свободы, которая является результатом согласованности между разумом и волей личности, гармонией между ее этическим суждением и волей;
· идея совершенства, которое вырабатывается на основе организованной воли, сформированной многосторонним интересом индивида, в основе которого лежат наивысшие нравственные ценности;
· идея благожелательности, направленной на установление гармонии между индивидуальной волей и волей, проявляемой другими людьми;
· идея права, предполагающая понимание индивидом своих прав и обязанностей в отношениях с другими членами общества, обязывающее его в случае конфликта признавать равноправие двух противостоящих друг другу волеизъявлений;
· идея справедливости как воздаяние за каждое действие предпринятое по отношению к воле другого человека: поощрение или наказание.
Рассматривая организацию учебно-воспитательной деятельности как средства формирования нравственной воли, Гербарт исходил из неспособности детей младшего возраста осмысливать этические отношения. Пока в сознании ребенка не сформированы группы организованных представлений, он не способен управлять своими беспорядочными желаниями, порывами - «дикой резвостью». Приучение детей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспитание, Гербарт обозначил термином «управление». Так им были выделены три раздела теории и практики воспитания: управление, обучение, нравственное воспитание.
Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения. Умственному образованию Гербарт придавал большое значение в деле воспитания. Он считал обучение главнейшим и основным средством воспитания: ввел в педагогику термин воспитывающее обучение. Он говорил, что нет воспитанника без обучения, что не признает обучения, которое не воспитывает. Однако, развивая ценную идею предшествующих педагогов, в частности Песталоцци, о воспитывающем обучении, Гербарт придал ей одностороннее толкование. Гербарт подменил сложный процесс воспитания обучением, не учитывая влияния социальной среды и значения эмоции в нравственном воспитании. Он считал, что чувства и воля являются не самостоятельными проявлениями психики человека, а всего лишь модификациями представлений.
Обучение должно не просто давать некий объем знаний, но в основном способствовать усовершенствованию всего субъекта. Обучение - преднамеренное, систематическое образование и развитие представлений, составляющих душевную жизнь для всестороннего совершенства.