Организационные основы управления таможенными органами
Организационные основы управления таможенными органами представлены в проекте Федерального закона «О таможенном регулировании РФ» и Таможенном кодексе Таможенного союза. Основы организации системы таможенных органов раскрываются через следующие положения: общее руководство таможенным делом; система таможенных органов; принципы деятельности таможенных органов; функции таможенных органов: места нахождения таможенных органов: обязанности таможенных органов; правомочия таможенных органов; взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами.
Общее руководство таможенным делом в России осуществляет Министерство Финансов РФ. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает Федеральная таможенная служба (ФТС) - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
ФТС осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации законодательства о таможенном деле в Российской Федерации.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему и осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Элементами системы таможенных органов являются
• Центральный аппарат ФТС;
• региональные таможенные управления (РТУ);
• таможни;
• таможенные посты.
ФТС по согласованию с Правительством РФ определяет полномочия, функции, регион деятельности РТУ. таможен и таможенных постов. Кроме того, ЦА ФТС вправе создавать специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.
Деятельность таможенных органов определяются следующими принципами: законности; обеспечения равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод; единства системы таможенных органов и централизованного руководства; профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенных операций и таможенного контроля, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности и законодательства Российской Федерации в области таможенного дела; единообразия правоприменительной практики при осуществлении таможенного контроля и совершении таможенных операций, недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела: совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах Российской Федерации.
Функции таможенных органов установлены с учетом нормативной правовой базой, которая регламентирует полномочия и деятельность таможенных подразделений:
• осуществляют и совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;
• содействуют развитию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также организаций и граждан;
• ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
• взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;
• обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу ЕАЭС;
• обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;
• обеспечивают в пределах своей компетенции защиту интеллектуальных прав:
• ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в области таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации;
• содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых в Российскую Федерацию товаров;
• осуществляют в пределах своей компетенции контроль валютных операций, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;
• обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;
• обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
• осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;
• проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.
Список выполняемых Функций таможенными органами может быть продолжен и расширен, в зависимости от той политики, которая определена Правительством РФ и ЕЭК в области таможенного регулирования.
Местами нахождения таможенных органов являются пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации. Другие места определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.
Обязанности таможенных органов определяются в соответствии с функциями, которые они выполняют:
• содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней торговли Российской Федерации, способствовать ускорению товарооборота;
• содействовать развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищать с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей; постоянно совершенствовать систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;
• разъяснять заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений;
• оказывать содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;
• устанавливать и поддерживать официальные отношения консультативного характера с участниками внешнеэкономической деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными организациями (объединениями) в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов таможенного контроля,
• обеспечивать своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы;
• обеспечивать в установленном порядке государственные органы и иных лиц информацией о таможенном деле;
• информировать и консультировать заинтересованных лиц о положениях актов законодательства о таможенном деле в Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти в области таможенного дела:
• обеспечивать безопасность деятельности таможенных органов, защиту должностных лиц таможенных органов от противоправных посягательств в связи с исполнением должностными лицами таможенных органов должностных обязанностей; проводить работу по предупреждению, выявлению и пресечению должностных преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов;
• осуществлять в пределах своей компетенции и во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе меры по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации;
• обеспечивать в пределах своей компетенции самостоятельно и во взаимодействии с другими правоохранительными органами соблюдение режима зоны таможенного контроля;
• обеспечивать потребности таможенных органов в проведении экспертиз и исследований, а также в оснащении техническими средствами таможенного контроля; осуществлять эффективное применение поисковой и досмотровой техники, других средств технического контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и иных местах проведения таможенного контроля;
• осуществлять в пределах своей компетенции мониторинг и оценку наркоситуации в Российской Федерации и т. д.
Правомочия таможенных органов обеспечивают выполнение следующих функций:
• принимать меры, предусмотренные законодательством о таможенном деле в Российской Федерации, в целях обеспечения лицами соблюдения этого законодательства:
• требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено законодательством о таможенном деле в Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации, контроль соблюдения которого возложен на таможенные органы;
• проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;
• требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;
• осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лип, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности;
• осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
• осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
• использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений в сфере таможенного дела, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
• задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых и иных операций;
• получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;
• предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:
♦ о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, процентов и пени;
♦ об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов;
♦ о признании имущества бесхозяйным;
♦ в иных случаях, предусмотренных законодательством о таможенном деле в Российской Федерации и иным законодательством Российской Федерации;
• разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства зашиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации и т д.
Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими государственными органами является важной составляющей системы государственного регулирования в сфере ВЭД. Оно заключается в передаче информации между органами исполнительной власти для осуществления таможенного оформления и контроля, при этом со стороны таможенных органов такое взаимодействие носит информационно-образующий характер, а со стороны иных органов государственной власти консультативный, аналитический и пояснительный. В результате такой согласованной работы более эффективно применяются меры таможенного регулирования, обеспечивается безопасность всех сфер жизни общества.