Сферы деятельности менеджера
Субъекты менеджмента — менеджеры (руководители различных уровней, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями по принятию решений в определенных сферах деятельности организации).
Бизнес — это предпринимательская деятельность, дело или занятие, которое является источником получения прибыли (наживы).
Предприниматель как собственник выполняет свои функции самостоятельно, личным трудом создает продукты (услуги), принимает необходимые решения по ходу развития своего дела, обеспечивает производственную деятельность ресурсами, реализует продукцию и присваивает результаты собственного труда. Рискует собственным капиталом.
Бизнесмен — это собственник, применяющий свои средства или заемный капитал в целях получения прибыли или предпринимательского дохода. Он может не занимать в своем предприятии никакой официальной должности, но может и входить в состав его правления или попечительский совет.
Менеджер — наемный работник, занимающий определенную руководящую должность в данной организации и наделенный полномочиями принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях. Рискует должностью, в ряде случаев может быть совладельцем этого предприятия, иметь его акции.
Базовые виды деятельности менеджера:
1. Менеджер устанавливает цели. Он формирует систему целей и определяет средства и способы их достижения.
2. Менеджер организует процессы. Он определяет ситуации, формирует содержание и состав элементов процесса управления. Организует группы людей и обеспечивает их взаимодействие в процессе достижения требуемого результата.
3. Менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию.
4. Менеджер устанавливает показатели измерений. Он определяет систему критериев и единиц измерения индивидуального и совместного труда, которая позволяет оценить работу каждого участника процесса, и в тоже время сфокусировать их на работе всей организации.
5. Менеджер способствует росту людей, включая себя самого.
Уровни управления
По мере роста организации менеджмент разделяется на все более мелкие элементы, происходит специализация управленческих функций в рамках профессиональной группы, развивается иерархия менеджмента. Существует горизонтальное и вертикальное разделение труда в аппарате управления организацией.
Горизонтальное разделение труда ‑ это расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений, поэтому его называют также специализацией по областям менеджмента. Выделяют 3 группы управленческих кадров:
• руководители — управленческий персонал, который определяет работу других людей. Эта группа делится на две части:
‑ линейные руководители (их подчиненные выполняют производственные функции);
‑ функциональных руководителей (их подчиненные выполняют функции управления);
• специалисты — управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), требующую высокой квалификации;
• служащие — управленческий персонал, выполняющий непроизводственную работу (функции управления), не требующую высокой квалификации.
Вертикальное разделение труда в результате образует уровни управления, т. е. иерархию (пирамиду) управления с дифференциацией по рангу командной власти, компетенции принятия решений, авторитету, положению. Обычно в организации можно определить, на каком уровне находится один руководитель по сравнению с другими через название должности. Графически его изображают в виде пирамиды – на каждом последующем уровне управления людей меньше, чем на предыдущем.
Рис.12. Иерархия менеджмента
Уровни управления:
Руководители низшего звена (младшие начальники, которых также называют руководителями первого (нижнего) звена или операционными руководителями) – это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информацией о правильности выполнения этих заданий. Это – мастер, мастер смены, заведующий отделом.
Руководители среднего звена (декан, управляющий сбытом по региону или по стране и директор филиала) ‑ координируют и контролируют работу младших начальников.
Руководители высшего звена (председатель Совета, президент, вице-президент корпорации, армии - генералы, в среде гос. деятелей ‑ министры, в ВУЗе – ректор) – это высший организационный уровень. Он гораздо малочисленнее других.
Основное отличие ‑ работа руководителя высшего звена не имеет четкого завершения. Руководитель высшего звена всегда чувствует, что нужно делать что-то еще, больше, дальше.