Тема: ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ
Электронная почта, телеконференции, средства мгновенного обмена сообщениями стали возможны только с развитием сети Интернет. Любое из этих средств коммуникации использует возможности Интернета для передачи информации. Однако помимо вышеописанных коммуникационных технологий Интернет используется также для размещения информации на корпоративных веб-сайтах, помещения рекламных объявлений на специальных досках объявлений, организации интернет-торговли и т. д. В связи с этим, помимо знания особенностей использования конкретных современных технологий передачи деловой информации, необходимо иметь представление о том, что же является допустимым в Интернете, а что выходит за рамки этикета, принятого в глобальной сети.
В связи с постоянным ее развитием, совершенствованием технических средств и увеличением числа и активности пользователей именно в Интернете наиболее остро стоит проблема информационного перенасыщения. Особенно важным становится соблюдение правил и этических норм использования коммуникационных средств. В «Нормах пользования Сетью», опубликованных Открытым Форумом Интернет-Сервис-Провайдеров, говорится: «Сеть Интернет представляет собой глобальное объединение компьютерных сетей и информационных ресурсов, принадлежащих множеству различных людей и организаций. Это объединение является децентрализованным, и единого общеобязательного свода правил (законов) пользования сетью Интернет не установлено. Существуют, однако, общепринятые нормы работы в сети Интернет, направленные на то, чтобы деятельность каждого пользователя сети не мешала работе других пользователей».
Основной проблемой использования Интернета на сегодняшний день являются различные виды информационного шума (спама). Хотя единого четкого и однозначного определения спама не существует, в целом можно сказать, что любая информация, не востребованная получателем и навязываемая ему в той или иной форме, есть спам. С точки зрения сетевой этики является недопустимой любая массовая рассылка информации без явного и недвусмысленного согласия получателя. Если же получатель выразил такое согласие, то он должен иметь возможность быстро и без затруднений в любой момент времени отказаться от дальнейшего получения данной информации. Тот факт, что адрес электронной почты или другие координаты получателя были опубликованы в открытых источниках, не является основанием для рассылки ему невостребованной информации.
Неэтичной также является пересылка без предварительного согласования больших объемов данных (вложенные файлы, изображения), а также документов, для получения доступа к которым необходимо специальное программное обеспечение, кроме общепринятого и общедоступного.
Не столь грубым, но все же существенным нарушением сетевого этикета является размещение в любой электронной конференции информации, не соответствующей тематике (офф-то-пик), а также размещение либо рассылка неинформативных или повторяющихся сообщений.
Как уже отмечалось выше, компьютерные средства связи практически исключают использование невербальных средств коммуникации. Это обстоятельство привело к развитию своего рода компенсирующих механизмов, выражающихся, с одной стороны, в повышенном внимании к разметке и оформлению текста, с другой — в использовании специальных сочетаний символов, часто заменяемых стилизованными графическими изображениями (иконками), символизирующих эмоциональную окраску текста, и получивших общее название смайлов (smileys, или emoticons). Использование смайлов в сообщении является хорошим тоном — они позволяют лучше понять мысль и настроение автора, однако злоупотребление ими, во-первых, делает любое сообщение трудновоспринимаемым и несерьезным, во-вторых, в большей или меньшей степени увеличивает объем сообщения. Что касается оформления и разметки текста, электронные средства связи, как правило, предоставляют гораздо более широкие возможности, нежели, например, традиционная полиграфия, поэтому здесь важную роль играют общепринятые нормы и правила: любое электронное сообщение должно быть хорошо структурировано, грамотно использовать цвет и средства управления шрифтом (подчеркивание, курсив и т. д.). Неприемлемым с точки зрения сетевой этики является агрессивная разметка, излишнее количество выделенных фрагментов текста и заголовков, а также написание сообщения или его части заглавными буквами (это явление получило название «крик», shouting).
В целом общий принцип общения при помощи компьютерных коммуникационных средств требует максимально удобной для получателя подачи информации и, что особенно важно при современной плотности информационных потоков, краткости и тематического соответствия.
Современный бизнес и деловые отношения, как внутри организации, так и вне ее, невозможны без использования информационных технологий. Область применения информационных технологий в бизнесе широка и многообразна, и одно из ведущих мест в ней занимают средства коммуникации, что обусловлено их большими техническими возможностями, надежностью и зачастую относительно малой в сравнении с традиционными средствами коммуникации стоимостью. Параллельно с совершенствованием технической базы и расширением сферы применения этих коммуникационных средств непрерывно формируется и развивается особая культура их использования, следование принципам которой является одной из важнейших составляющих успешного применения информационных технологий в деловых отношениях. Возможность обмена большими объемами информации практически без временных и географических ограничений наряду со многими специфическими особенностями данных технологий, многократно расширяя возможности человеческого общения, делает соблюдение этических норм и правил использования этих средств особенно важным, необходимым и неотъемлемым аспектом деловой культуры и этики в целом.
Самостоятельная работа
Подготовьте выступление на тему: «Использование информационных технологий в деловых отношениях». См. требование темы №1
Вопросы:
1. Преимущества использования современных информационных технологий в деловых коммуникациях.
2. Электронное письмо и его основные элементы. Действия недопустимые при коммуникации посредством электронной почты.
3. Эффективное проведение телеконференции.
4. Системы мгновенного сообщения как средства деловой коммуникации.
5. Основные особенности сетевого этикета.