Психологический онтогенез телесности
Отталкиваемся от Выготского. Общая гипотеза исследований, состоящая из 3- частей:
ü Организм (единство функций) и его телесность не есть одно и тоже, это не синонимы!
ü Телесность развивается в ходе онтогенеза как феномены, имеющие культурно-историческую детерминацию.
ü Путь психологии развития телесных функций аналогичен пути становления ВПФ.
I Психологический онтогенез телесности
1. Младенчество
Основной фактор развития младенца – это ближайший взрослый с его опытом, его личностью -ближайшим взрослым. Мать осмысливает состояние и поведение ребёнка, манипулирует его телом в процессе ухода за ним, наделяет телесные проявления ребенком психологическим смыслом, приписывает им определённое значение. означивает телесные состояние ребёнка.
Общение с матерью на языке тела. С помощью приобретаемого телесного языка ребёнок может выражать своё отношение к взрослому в процессе взаимодействия с ним. На основе этого может формироваться конверсионный симптом коммуникативного типа.
2. Взросление (этап гностических действий)
Телесные действия — подражательные и имитирующие. Ребенок подражает болеющим взрослым, неосознанно обучается семейным симптомам, способу преодоления. Присвоенные значения, смыслы и телесные действия уже во взрослом возрасте могут сказаться в процессе симптомообразования — в виде актуализации выученных симптомов, изменения смысловых, ценностных характеристик телесного страдания.
3. Этап овладения языком. Ребенок получает возможность когнитивной оценки своих первоначальных телесных проявлений. Ребенок сам начинает осуществлять означение своих телесных состояний. начинает работать система языковых значений. Происходит дифференциация отдельных частей тела, они обретают свою локализацию. Становление рефлексии и самосознания – образа Я, телесного Я. Появление возможности произвольной регуляции на высшем психологическом уровне.
4. Этап Формирование рефлексивного плана сознания. Возникает возможность произвольной и сознательной регуляции телесных процессов. После дифференциации происходит интеграция представлений о собственном теле – формируется категория целостного тела, не сводимого к сумме отдельных частей, т.е. формируется телесное Я.
Различные телесные функции по-разному проходят пути социализации и психологизации. Лидерами здесь являются сексуальная, дыхательная функция, реакция боли.
Психологическим новообразованием в ходе психосоматического развития является нормальный феномен телесности Психосоматический симптом, возникший в первый период онтогенеза, – есть способ выражения на языке тела неблагополучий, трудностей во взаимодействии с другим человеком или с самим собой.
Три основных варианта психосоматического дизонтогенеза:
· Задержка (отставание) в психосоматическом развитии. культурные навыки телесного самообслуживания формируются у ребёнка в более поздние временные периоды. Условия – нарушение взаимодействия с взрослым, госпитализм, депривации. Подгузник – энурез.
· Регресс в психосоматическом развитии. Это реакция на особые условия развития (отделение от матери, соматическое заболевание). Ребёнок теряет ранее освоенные им навыки телесного самообслуживания. Актуализация ранних этапов, м (конверсия)нипуляция взрослым, с переходом к более примитивным механизмам регуляции телесности (от рефлексируемых к аффективным);
· Искажение психосоматического развития. Дисгармоничное развитие телесного Я в целом с неадекватными представлениями о собственном теле, его функциях и его отдельных частях. Причиной могут явиться негативные замечания со стороны взрослых..
II Социальная ситуация развития телесности.
В психосоматике болезнь можно рассматривать как особую социальную ситуацию развития, и ВКБ будет соответствовать ее внутреннему компоненту как продукт собственной активности человека по пониманию болезни и совладании с ней.
Факторы, влияющие на психосоматическое развитие:
· мать, её личностные и эмоциональные особенности
· характер взаимодействия между матерью и ребёнком, доминирующий тип общения Длительный симбиоз или скрытое отвержение (манипуляция – конверсия).
· семья как целостность, её структура, характер, климат и другие характеристики
· возрастной фактор (прочитай в конце про возрастной!)
1-Мать, транслирующая ребёнку свои особенности. Могут быть следующие варианты:
· Высокая личностная тревожность матери, в основе которой лежит её внутренний конфликт.
· Сдерживание негативных чувств. Подавление отреагирования.
· Сильное эмоциональное реагирование матери, сочетающееся со слабой активностью совладания и неспособностью конструктивного разрешения конфликта.
· Дезорганизация собственной активности матери в ситуациях болезни ребёнка. Тревожность, страхи. Неспособность конструктивно разрешить эти проблемы.
· Восприятие и оценка матерью собственного тела, наполненное негативными эмоциональными переживаниями, недовольством. Чрезмерная критика телесных проявлений ребёнка, его внешности и состояний.
2-Характер взаимодействий между матерью и ребёнком. Наибольшую патогенную силу имеют два типа взаимодействия:
· Длительный симбиоз
Мать занимает манипулятивную позицию, а именно манипулирует телом ребёнка с тем, чтобы консервировать ранние формы взаимодействия (на языке тела) с ребёнком. С другой стороны, мать создаёт условия, чтобы ребёнок мог ею манипулировать с помощью языка тела. Симптом коммуникативного типа. Коваленко – исследование особенностей телесного опыта в норме и при бронхиальной астме. Дети в возрасте 6-9 лет. Большинство таких детей одевают родители. Многих из этих детей кормят взрослые. Большинство таких детей не могут засыпать самостоятельно.
· Скрытое отвержение ребёнка матерью
Ребёнок пытается заполучить опёку матери с помощью телесных проявлений, жалоб на своё телесное состояние. Ребёнок манипулирует матерью как активный субъект общения. Происходит возникновение симптома манипулятивного типа – конверсионного симптома, с помощью которого решаются различные жизненные проблемы.
3-Фактор семьи как целостности во всей совокупности её взаимосвязей. Патогенные особенности семьи
Ценности семьи могут поощрять или не поощрять свободное выражение чувств.
Неспособность членов семьи к раннему распознаванию телесных проявлений ребёнка, его состояний и самочувствия, что ведёт к задержкам в становлении языка тела, задержкам в дифференциации телесных и эмоциональных явлений. Не формируется словарь описания телесных состояний, телесного самочувствия (алекситимия).
Неспособность членов семьи к вербальному разрешению конфликтов с включением ребёнка в семейный конфликт в качестве средства для разрешения этого конфликта.
Соматизация как стиль семейной адаптации. Соматизация аффекта. Использование симптома (в виде жалобы) в виде извлечения выгоды, избегания наказания. Ребенок очень рано присваивает этот стиль. Пр.: бронхиальная астма. Астматический приступ часто возникает в связи со школьными проблемами: плохое поведение → приступ.
Наличие хронической соматической болезни у одного из членов семьи. Это становится предпосылкой для возникновения симптома манипулятивного типа.