Механизмы формирования мотивации.
Формирование сознательно-волевого уровня мотивации состоит, во-первых, в образовании иерархической регуляции; во-вторых, в противопоставлении высшего уровня этой регуляции стихийно формирующимся, импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей.
Формирование мотивации имеет два механизма, в рамках которых воздействие может осуществляться следующими путями:
Первый путь – воздействие на эмоционально-познавательную сферу. Основная цель состоит в том, чтобы путем сообщения определенных знаний, формирования убеждений, возбуждения интереса и положительных эмоций подвести человека к переосмыслению своих потребностей, изменению внутриличностной атмосферы, системы ценностей и отношений к действительности.
Второй путь состоит в воздействии на деятельную сферу. Суть его сводится к тому, чтобы через специально организованные условия деятельности хотя бы избирательно удовлетворить те или иные потребности. А затем через целесообразно оправданное изменение характера деятельности попытаться, укрепив старые, сформировать новые, необходимые потребности.
Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма.
Интересы.
Потребности испытываются человеком двояко: с одной стороны, как своеобразные эмоциональные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны – как осознание потребностей в форме тех или других представлений. Это осознание потребностей явилось условием формирования интересов как качественно особых черт личности.
Интересывыражают специальную направленность личности на познание определенных явлений окружающей жизни и вместе с тем более или менее постоянную склонность человека к определенным видам деятельности.
Интерес – это тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном предмете. Он проявляется в направленности внимания, мыслей; потребность – во влечениях, желаниях, воле. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес – ознакомиться с ним. Интерес – мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. Когда интересы не получают пищу или их нет, жить скучно.
Особенности интересов: 1) сосредоточенность личности на довольно узком круге областей знания и видов деятельности, например: интерес к медицине вообще и к ее специальной отрасли – хирургии – в частности; интерес к технике вообще и к электронике или автоматике в частности и т. д.; 2) большая, чем обычно, конкретизация целей и операций деятельности, которые интересуют человека; 3) расширение и углубление знаний человека в какой-либо специальной области и развитие у него соответствующих практических навыков и умений; 4) активизация не только познавательных процессов, но и творческих усилий человека.
Интересы всегда характеризуются своеобразным эмоциональным удовлетворением, побуждающим человека к длительному занятию соответствующей деятельностью. Вместе с тем в большинстве случаев интересы связаны с развитием и совершенствованием знаний и навыков, продвижением человека вперед в интересующей его области.
Часто природу интересов понимают неправильно, сводят ее к внешней занимательности и любопытству. Между тем любой действительный интерес обязательно содержит в себе следующие три стороны: 1) знания, которыми человек обладает в интересующей его области; 2) практическую деятельность в этой области; 3) эмоциональное удовлетворение, которое человек испытывает от применения этих знаний.
Чувство удовлетворения обязательно присутствует во всяком истинном интересе, но не само по себе, а как органически связанное с определенной областью знаний и практики.
Для характеристики личности большое значение имеют:
1) содержание и характер интересов. Различают интересы глубокие и поверхностные, сильные, целиком захватывающие человека и побуждающие его к серьезной деятельности, преодолению препятствий на его пути, и слабые, связанные с пробуждением инициативы и творческой активности человека; «созерцательные», в которых человек больше удовлетворяет свою любознательность, пользуясь достижениями других людей»
2) устойчивость или, наоборот, легкая переключаемость интересов иногда на прямо противоположные виды деятельности;
3) узость или многогранность интересов, когда у одного человека интересы сосредоточены в какой-либо небольшой специальной области, а у другого, наоборот, охватывают разнообразные отрасли знаний и виды деятельности.
Для образования интересов существенное значение имеет как начальный этап – возникновение ситуативного интереса, так и дальнейшее его развитие. С одной стороны, особенности объекта, их яркость, сила влияют на возникновение внимания, с другой – такие особенности индивида, как впечатлительность, чувствительность, подвижность нервных процессов, также влияют на активность отражения. В дальнейшем интерес поддерживается как наличием определенных предпосылок способностей, так и стимулированием, положительным отношением, поощрением.
Высокий уровень развития интереса возможен лишь в результате многократного повторения определенной деятельности, определенной ситуации, но это повторение должно сопровождаться эмоциональным подкреплением – как организуемым со стороны, так и образующимся в зависимости от «сознания» успеха, удовлетворения определенного вида потребностей.
Ценностные ориентации.
Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда человек «запланировал» в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентаций может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.
Мировоззрение.
Мировоззрение представляет собой понимание человеком самых общих основ и закономерностей природы и общественной жизни, связанное с осознанием им своих обязанностей перед обществом.
Характерные для данного человека мировоззрение и убеждения являются ведущими мотивами его деятельности, придавая ей определенную целенаправленность. Эти взгляды и убеждения обусловливают поведение человека и выбор им своего жизненного пути. Они всегда формируются и развиваются в связи с условиями его общественной жизни и вместе с тем под влиянием господствующих в данном обществе идей и научных теорий.
Мировоззрение конкретного человека всегда определяется исторической эпохой и общественным сознанием этой эпохи. В общественной жизни всегда сначала изменяются материальные условия жизни общества, производительные силы и производственные отношения, и лишь затем в соответствии с ними изменяются также общественные идеи и теории. Возникнув на базе назревших задач развития материальной жизни общества, эти идеи овладевают сознанием людей, становятся основой их активного отношения к жизни и через их деятельность сами воздействуют на материальную жизнь общества.
Мотивы, интересы, ценностные ориентации, мировоззрение составляют направленность личности, которая проявляется в системе отношений человека к себе, другим, деятельности.
5.6 Я–концепция личности.
Я-концепция– это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Она формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, процессе самопознания. Способы самопознания, ведущие к формированию Я-концепции, разнообразны: самовосприятие и самоанализ, сравнение себя с другими (идентификация), восприятие и интерпретация реакций на себя других (рефлексия) и т. д. Следует отметить, что представления человека о себе кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.
Модальности Я–концепции.Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.
Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус и т. д., т. е. его представления о том, каков он есть на самом деле.
Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть. Я-идеальное отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим.
Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.
Структура Я–концепции. Я-концепция как система установок относительно своей личности имеет сложную структуру, в которой выделяют три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются: Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.
Я-физическое включает представления человека о своем поле, росте, строении организма и своей внешности в целом («очкарик», «толстяк», «тощий» и т. д.). Причем важнейшим источником формирования физического «Образа Я» наряду с половым отождествлением ( а оно, как отмечают психологи, сохраняет свое значение в течение всей жизни и является первичным элементом Я-концепции) служат размеры тела и его форма. Положительная оценка своего внешнего облика может существенно повлиять на позитивность Я-концепции в целом. Важность внешнего облика определяется тем, что тело представляет собой наиболее открытую, явную часть личности и часто становится предметом обсуждений.
Я-психическое – представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.), психических свойствах (темпераменте, характере, способностях) и т. д. Это представление человека о своих возможностях в целом («Я все могу», «Я многое могу», «Я ничего не могу»).
Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т. д.
Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка «Образа Я», которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими. Даже такие объективные характеристики, как рост, возраст, телосложение, могут иметь разное значение не только для различных людей, но и для одного человека в тех или иных ситуациях. Например, сорокалетний человек может чувствовать себя в расцвете сил или стариком. Известно, что чрезмерная полнота нежелательна, и полные люди нередко ощущают себя неполноценными, так как человеку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность своего Я на личность в целом. Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и отношение человека ко всему, что входит в «Образ Я».
В классической концепции У. Джеймса самооценка определяется как математическое отношение реальных достижений личности к уровню притязаний – «Самооценка = успех/уровень притязаний».
Она может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной. Низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к себе как к личности. Высокая самооценка говорит об уверенности человека в себе, своих возможностях, силах. Но важно, чтобы высокая самооценка отвечала возможностям человека, т. е. была реальной. Нереально высокая самооценка приводит к негативным последствиям, часто сопровождается социальной дезадаптацией личности, создает почву как для внутриличностных, так и межличностных конфликтов.
Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано «Образом Я» и самооценкой личности. Как отмечает К. Роджерс, Я-концепция, обладая относительной стабильностью, обусловливает довольно устойчивые схемы поведения человека.
Влияние Я-концепции на поведение человека и его отношение к другим людям великолепно демонстрирует Э. Берн, описывая жизненные позиции людей с различным уровнем самооценки. В соответствии с моделью Э. Берна люди могут считать себя «в порядке», т. е. позитивно относиться к себе, или «не в порядке», т. е. негативно относиться к себе, и аналогично – «в порядке» или «не в порядке» – оценивать других. Четыре крайние жизненные позиции (или отношения), связанные с различными комбинациями этих оценок, можно описать следующим образом.
· Я в порядке – Вы в порядке, т. е. люди удовлетворены собой, позитивно относятся к себе и другим. Они ценят добрые отношения с людьми, отзывчивы в общении, спокойны, доверяют людям.
· Я в порядке – Вы не в порядке.Это касается людей, которые,положительно относясь к себе и имея неадекватно высокую самооценку, «раздутое самомнение», выглядят надменными, преувеличивают свою роль в группе, стремятся демонстрировать свое превосходство и подчинять себе других. В общении они очень утомляют. Следует отметить, что люди, имеющие неадекватную, завышенную самооценку, плохо знают и понимают себя и, как правило, неадекватно оценивают других, а нередко проецируют на них свои недостатки.
· Я не в порядке – Вы в порядке. Как правило, так оценивают себя люди, концентрирующие внимание на своих слабостях, неудачах, поэтому они негативно относятся к себе. Оценивая других высоко, они склонны больше доверять другим, чем себе, и готовы подчиняться.
· Я не в порядке – Вы не в порядке.Люди этого типа, будучи не уверенными в себе, свыклись с неудачами. Они не только низко оценивают себя, но и других воспринимают как ущербных. Их пессимизм негативно отражается как на деятельности, так и на общении, взаимоотношениях с людьми.
Низкая самооценка, блокируя реализацию потребности в самоуважении и уважении, ведет к внутриличностным конфликтам, дискомфорту. Способы компенсации пониженного самоуважения, негативного отношения к себе могут быть различны (снижение уровня притязаний до своих возможностей и таким образом повышение самооценки и изменение отношения к себе, ситуации и поведению). Однако часто люди стремятся уйти от своих проблем, применяя различные формы психологической защиты.
Психологические защиты.
Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» любых изменений организме, психике или окружающей среде, от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности, которая угрожаетцелостности и устойчивости. Их цель – срочное ослабление напряжения, тревоги. Теорию защитных механизмов впервые разработал З. Фрейд. Согласно его концепции они бессознательны и всегда искажают или подменяют реальность. Дальнейшие исследования психологов позволили выделить следующие основные механизмы защиты: вытеснение, отрицание, рационализацию, проекцию, замещение, сублимацию, интеллектуализацию, формирование реакции.
Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.
Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы (непринятие, отрицание критики в свой адрес, утверждение, что этого не существует и т. д.).
Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство, а также оправдание своей неспособности что-то сделать нежеланием, оправдание нежелательных действий – объективными обстоятельствами.
Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.
Замещение – частичное, косвенное удовлетворение неприемлемого мотива каким-то иным способом.
Сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т. е. трансформация влечений. В качестве основных форм сублимации обычно описывают интеллектуальную деятельность и художественное творчество.
Интеллектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.
Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.
ГЛАВА 6. ЭМОЦИИ
Если с помощью ощущения, восприятия мы отражаем физические, химические и другие свойства предметов и явлений окружающего мира, то эмоции отражают их в зависимости от значимости для человека (приятные, неприятные, полезные, вредные и т. д.).
Эмоциями называются такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение также различные состояния организма человека, его отношение к собственному поведению, самому себе и окружающим.
Особенности эмоций.
1. Субъективным характером. Отношение, которое выражается в эмоциях, всегда носит личный характер. Например, одному человеку тот или иной предмет, объект или событие нравится и вызывает у него положительные эмоции, другому тот же самый предмет, объект или событие не нравится, вызывает неудовольствие и, следовательно, гнев, отвращение, презрение;
2. Крайним многообразием качественных особенностей. Это многообразие часто обнаруживается в «разноцветной гамме оттенков» переживаний человеком одной и той же эмоции: например, чувство симпатии, доброжелательности, жалости, сочувствия, сострадания, благосклонности, великодушия, признательности, благодарности, уважения, преданности, благоговения или чувство негодования, гнев, злорадство, злоба, зависть, ревность, досада, оскорбление, подчиненность, зависимость, неблагодарность, соперничество;
3. Пластичностью. Одна и та же по своему качеству эмоция может переживаться человеком во многих оттенках и степенях в зависимости от причин, ее вызвавших, объектов или видов деятельности, с которыми она связана. Например, человек может испытывать радость при встрече с другим человеком, в процессе интересной работы, любуясь великолепными картинами природы, наблюдая веселые и непринужденные игры детей, читая книгу с увлекательным сюжетом и т. д. Благодаря своей пластичности различные по качеству эмоции могут органически взаимосвязываться и в своих даже крайних состояниях почти незаметно переходить одна в другую (тихая радость может смениться бурным восторгом);
4. Динамичностью. Другими словами, эмоции могут быстро сменять друг друга, иногда самым парадоксальным образом («от любви до ненависти – один шаг»);
5. Связью с внутриорганическими процессами. Эта связь имеет двоякий характер: 1) внутриорганические процессы являются сильнейшими возбудителями многих эмоций (например, ощущение сытости может вызвать радость); 2) все без исключения эмоции в той или иной форме и степени находят свое выражение в телесных проявлениях (например, страх может проявляться в побледнении, учащении сердцебиения, дрожании рук);
6. связью с непосредственным переживанием.Когда человек, взаимодействуя с окружающей средой, пассивно испытывает изменения, вызванные в нем внешними воздействиями, его эмоции приобретают характер эмоциональных состояний; когда же эмоции связаны с активными проявлениями личности и выражаются в действиях или поведении, направленных на изменение среды, они выступают как эмоциональные отношения.