Основные этапы становления психологии как науки
2 подхода.
I. Принцип самостоятельности научного познания:
─ развитие психологии в рамках других дисциплин (V-IV в.до н.э. до конца XIX либо нач.XX в.).
─ развитие психологии как самостоятельной дисциплины.
II. Предмет психологии.
● психология как наука о душе (5-4 в до н.э. до 17 века)
Анимизм – система философских взглядов, согласно которой считалось, что каждый объект живой и неживой природы обладает душой. Души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа.
Гилозоизм – подчинение всего сущего некому единому закону (Логос – космический закон).
Платон (428/27-347 до н.э'.) ввел понятие о частях души: разум, мужество, вожделение (в голове, груди, брюшной полости). Преобладание одной из них определяет принадлежность индивида к той или иной социальной группе. Он является родоначальником дуализма, т.е. рассматривал материю и дух, тело и психику как два самостоятельных начала.
Аристотель (384-322 до н.э.) идея неразделимости души и живого тела. Учение о функциях души: растительная (вегетативная функция), животная (метаболическая, чувственно-двигательная) и разумная (построение умозаключений). Центр души находится в сердце. Душа – это функция тела. Высшие способности возникают из низших и на их основе. Теория о формировании характера, в реальной деятельности. Трактат “О душе”. Зарождается понятие о сознании. Человек способен иметь не только восприятие и мысли, но и замечать, что они принадлежат ему, знать, что произвольные действия исходят от него.
Гиппократ – изучал индивидуальные различия между людьми. Создал первую типологию характеров. Считал, что различия между людьми зависят от того, какая жидкость в организме человека доминируют: кровь (сангвиник), чёрная желчь (меланхолик), жёлтая желчь (холерик), слизь или флегма (флегматик). Темперамент - соразмерное соотношение жидкостей.
● психология как наука о сознании. (с17 в. до конца 19 в)
Рене Декарт – учение о сознании. Сознание рассматривал как критерий различающий душу и тело. Способность к интроспекции (самонаблюдение) является доказательством самого существования субъекта («Мыслю значит существую»). Душа и сознание присущи только человеку, а животные действуют как механические устройства, им присущи только рефлексы. Рефлекс – это способность реагировать на внешние воздействия. Мышца способна отвечать и без вмешательства души, в силу устройства нервной системы.
Вклад Декарта в развитие психологии:
1. ввёл понятие о доступности познания внутреннего мира через интроспекцию;
2. ввёл понятие о рефлексе как механизме поведения;
3. о ведущей роли внешнего мира в детерминацию поведения.
Джон Локк – считал, что понимание Декарта не соответствует практике. Вводит новое понятие «сознание» - это опыт человека, который он приобретает в течении жизни. Существует внешний опыт, основанный на чувствах человека, его результат – простые идеи, не разложимые на меньшие единицы. Основной метод изучения внутреннего опыта – это интроспекция.
Характерно появление двух психологических школ.
Школа структурализма (основатель Вундт). Основная цель – изучение структурных компонентов сознания (мысли, чувства, ощущения). Метод – интроспекция. Вундт создал
первую психологическую лабораторию в 1879 г. В Лейбнице. Заслуга – сформулировал основные задачи психологии того времени:
1) анализ процессов сознания методом интроспекции,
2) выявление элементов сознания,
3) установление закономерностей соединения элементов сознания.
Школа функционализма (основатель Джеймс). Основная задача определение функций сознания.
● психология как наука о поведении (нач. 20 в. до сер. 20 в.)
Уотсон - в 1913 г. опубликована его статья «Психология как наука о поведении». Бихевиоризм. Основной предмет – внешнее наблюдение поведения человека. Задача состоит в том, чтобы иметь возможность предсказывать и влиять на поведение человека. Использовали лабораторные способы исследования. Поведение человека полностью детерминировано внешними условиями существования. Поведение человека ничем не отличается от поведения животных.
S→ R, формула поведения
S – средовые воздействия,
R – поведенческая реакция.
Стимул определяет реакцию. Подкрепление – это какие-либо внешние факторы, способствующие (препятствующие) формированию той или иной реакции (положительной, отрицательной). Эдуард Торндайк сформулировал закон эффекта – положительное подкрепление способствует выработке определённой функции.
Бандура - необихевиоризм. Теория социального научения. Человек способен обучаться не только под непосредственным влиянием стимулов, но и наблюдения за поведением других людей.
Фрейд - психоанализ. К изучению поведения человека подходит, изучая структуру сознания. Сознание человека неоднородно, выделил 3 структурных уровня в сознании человека:
1. Сознание – входит вся информация, которая осознаётся человеком в данный момент времени.
2. Подсознание – информация, которая в данный момент времени не осознаётся, но может быть осознанна при небольшом волевом усилии.
3. Бессознательное– информация, которая влияет на поведение человека, но без посторонней помощи быть осознанна не может.
Фрейд считал, что большая часть наших психических процессов относятся к бессознательной среде (более 80%). Фрейд предлагал структурные компоненты личности:
─ Эго (Я) – разумная часть человека.
─СуперЭго (сверх Я) – социальные нормы и правила поведения, которые усваиваются человеком в период его жизни в обществе.
─ Ид (Оно) – сверхбессознательное. Инстинкты, которые находятся под запретом общества.
Два биологических инстинкта: 1)инстинкт смерти – стремление к уничтожению (Танатос), разрушению, смерти; 2)эрос – половой инстинкт, инстинкт продолжения рода. Изучая эти инстинкты, можно понять бессознательную сущность человека.
Кёллер, Вертгаймер – гештальтпсихология. Гештальт – это образ или некая конфигурация. С точки зрения гештальтпсихологов поведение человека зависит от гештальтов, которые могут носить как врождённый так и приобретённый характер. Идея: восприятие мира человеком носит не хаотический, а организованный характер, т.е. в виде гештальтов. Гештальты и определяют поведение человека.
● психология как наука о психике (наст.время).
Келли, Найсер – когнитивная психология (когниция – знания). Поведение человека зависит от его знаний об окружающем мире. Каждый человек – учёный, который выдвигает свои собственные гипотезы относительно окружающего мира. Цель поведения – проверка правильности гипотез.
Маслоу, Роджерс – гуманистическая психология возникла в 50-е годы XX века. Основные положения: нельзя проводить опыты на животных и переносить полученные результаты на психику человека. Нельзя, наблюдая за людьми, имеющими психические отклонения, объяснять психику здорового человека. Человек обладает изначальной позитивной сущностью, основным механизмом поведения является стремление к реализации своего творческого потенциала (самореализация).
Маслоу выделил пять уровней потребностей:
1. Физиологические потребности – еда, сон, активность.
2. Потребности в безопасности – потребность в структурированном окружении, уверенность в завтрашнем дне (ощущение стабильности мира).
3. Потребность в любви и принадлежности – потребность принадлежать к одной какой-нибудь группе, а также потребность любить и быть любимым.
4. Потребность в уважении и самоуважении.
5. Потребность в самоактуализации.
Роджерс считал, что человек изначально позитивен. «Я – концепция» включает:
1) «Я-реальное» - представление человека о себе.
2) «Я – идеальное» - представление человека о том, каким он должен быть.
Юнг – неофрейдизм. Отрицал значимость сексуальной энергии в развитии личности и создал свою структуру личности, состоящую из трёх компонентов:
─ Эго – разумная часть психики,
─Личное бессознательное,
─Коллективное бессознательное – духовное наследие, доставшееся нам от наших предков.
Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами. Юнг выделяет след.архетипы:
1)Персона – публичное лицо человека,
2)Тень – темная сторона личности,
3)Анима/анимус – женское начало в мужском,
4)Самость – стремление человека к достижению тождественности с самим собой.