Критерии балльной оценки действий спикеров

Методические указания

к организации и проведению игры «Дебаты»

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение.

Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:

1. Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.

2. Определение исходного тезиса дебатов.

3. Подбор, изучение и анализ основной литературы.

4. Распределение ролей.

5. Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.

6. Разработка экспертами критериев оценки.

7. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Сначала преподаватель знакомит студентов с сущностью и особенностями проведения дебатов, а также с правилами организации, которые заключаются в следующем:

­ в дебатах принимают участие все (часть студентов выступает в ролях спикеров, председателя, секретаря и экспертов, остальные – в роли зрителей);

­ к концу игры каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

­ в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае председатель имеет право прервать выступающего;

­ каждый участник команды имеет право выступить только один раз;

­ в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;

­ спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

­ эксперты оценивают аргументы, но не участников.

Следующим этапом предварительной работы является определение исходного тезиса дебатов. Преподаватель может предложить несколько тем для проведения дебатов, однако лучше, если тезис сформулируют сами студенты. Для работы над формулировкой тезиса можно создать несколько групп, которые выберут тему методом «мозгового штурма». После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают (голосованием или по рейтингу) один наиболее понравившийся для предстоящих дебатов.

После определения темы дебатов перед студентами ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Возможны три варианта составления списка основной литературы:

- подбор осуществляет непосредственно преподаватель;

- студенты самостоятельно подбирают необходимые источники информации;

- совместная деятельность преподавателя и студентов.

В процессе изучения и анализа информации студенты определяют свою позицию, делают выписки, обосновывающие обе точки зрения. Целесообразно делать это на листе, поделенном на две части, где с одной стороны будут фиксироваться аргументы «за», а с другой – аргументы «против». Результаты работы с основной литературой можно оформить в виде схем, таблиц, алгоритмов, отражающих обе позиции.

Далее происходит распределение ролей. Непосредственно в игре участвуют: председатель, секретарь и две команды («У» – утверждения и «О» – отрицания), состоящие из трех человек – спикеров. Это основные участники игры. Кроме них, необходимо выбрать трех экспертов, которые будут оценивать деятельность спикеров. Остальные студенты играют роль зрителей.

После распределения ролей спикеры команд ведут разработку кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов.

Кейс – это система понятий, аспектов, аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются командой для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции (рис. 1).

Критерии балльной оценки действий спикеров - student2.ru

Рис. 1. Структура кейса

Тема формулируется в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания. Исходя из темы, подбираются понятия, которые будут использоваться в процессе выступлений, даются их определения и устанавливается логическая взаимосвязь между ними.

Аспект – категория, ограничивающая рассмотрение проблемы рамками определенной науки, теории, отдельной стороны проблемы. Как правило, аспекты формулируются одним-двумя прилагательными. Возможны, например, общественный, семейный, технологический, психологический, экономический и другие аспекты. Кейс должен включать в себя от 3 до 6 различных аспектов.

Аспекты характеризуются посредством аргументов, которые формулируются 1–3 предложениями и должны быть подтверждены поддержками. В каждом аспекте может быть несколько аргументов (от 1 до 3).

Поддержки – цитаты, факты, статистические данные, объективно подтверждающие конкретный аргумент заявленного аспекта. Поддержка должна быть объективна, т.е. содержать высказывания специалистов в той сфере, области, которая рассматривается в данный момент, иметь ссылку на конкретный источник (книгу, журнальную или газетную статью, материалы сети Интернет), отражать известные и реальные факты, быть лаконичной. Следует обратить внимание студентов на целесообразность подготовки схем, графиков, диаграмм, подбор афоризмов, цитат, пословиц, которые иллюстрируют доказательность тезиса или антитезиса.

В кейс входят также контраргументы, которые формируются исходя из предполагаемых аргументов противоположной команды. Они, так же, как и аргументы, формулируются несколькими предложениями и обосновываются поддержками.

В качестве завершающего элемента кейса выступает заключение, которое составляется на основании всех предыдущих элементов.

К разработке кейса спикеры могут привлекать и тех студентов, которые не определились с позицией (не вошли в группу поддержки команд).

Параллельно с подготовкой спикерами кейса эксперты разрабатывают критерии оценки их действий, взяв за основу следующие показатели:

Таблица 1

Критерии балльной оценки действий спикеров

Критерий У1 У2 У3 О1 О2 О3
Содержательность выступлений
Глубина            
Полнота            
Конкретность            
Осознанность            
Содержательность ответов на вопросы
Действенность            
Оперативность            
Гибкость            
Структурированность            
Системность            
Логичность            
Рациональность использования времени            
Формулировка вопросов
Проблемность            
Конкретность            
Четкость            
Культура общения
Выразительность речи            
Лексическое богатство языка            
Манера вежливого обращения к собеседникам            
Умение уважительно отвечать им            
Свободное владение материалом            

Последним шагом подготовительной работы является индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов, который проводится отдельно с председателем, секретарем, спикерами каждой команды и экспертами. В некоторых случаях необходимо не просто проведение инструктажа-консультации, но и репетиция со всеми участниками каждой команды в отдельности. Это позволит спикерам команд более уверенно чувствовать себя в процессе игры.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет протокол дебатов. Эксперты также ведут свои протоколы, оценивая действия спикеров (таблица 2).

Таблица 2

Протокол эксперта

Эксперт

(Ф.И.О.)

Тема  
Дата Состав утверждающей стороны:   У1   У2   У3   Состав отрицающей стороны:   О1   О2   О3  
Спи­кер Со­держа­тель­ность Струк­тури­рован­ность Об­щая куль­тура Всего Спикер Содержательность Струк-тури­рован­ность Общая культура Всего
У1         О1        
У2         О2        
У3         О3        
Итого:         Итого:        
Лучший спикер: Лучший спикер:
                       

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке (рис. 2):

в начале аудитории по центру – председатель и секретарь;

справа от председателя – 3 спикера команды «У» (защитники тезиса);

слева от председателя – 3 спикера команды «О» (противники тезиса);

напротив председателя – эксперты (3 чел.);

в конце аудитории – зрители.

Критерии балльной оценки действий спикеров - student2.ru

Рис. 2. Схема размещения участников дебатов

Оратор (спикер, зритель или секретарь) должен начинать свое выступление обращением к ведущему «Уважаемый председатель...». Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя форму «Уважаемый (Уважаемая)…» или любую другую вежливую форму.

Вначале участники команд представляют (презентуют) друг друга, называя лучшие черты характера каждого. Наиболее приемлемы три формы презентации:

- первый участник знакомит с остальными;

- каждый участник, начиная с первого, представляет своего соседа;

- последний участник может представить всех.

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса (рис. 3).

Критерии балльной оценки действий спикеров - student2.ru

Рис. 3. Схема взаимодействия участников дебатов

Начинает выступление первый спикер команды «У», который формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него третий спикер отрицающей команды задает ему вопросы. Затем выступает главный оратор от оппозиции – О1, который формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Третий спикер утверждающей команды задает ему вопросы. Дальше действия происходят следующим образом:

«вторые номера» обеих сторон по очереди приводят аргументы и поддержки в пользу своего тезиса (антитезиса);

«первые номера» задают им вопросы;

«третьи номера» подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

Таблица 3

Регламент игры

Спикер Время выступления Комментарий
У1 5 мин Речь первого спикера утверждающей команды (У1)
О3 к У1 2 мин Третий спикер отрицающей команды (О3) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1)
О1 5 мин Речь первого спикера отрицающей команды (О1)
У3 к О1 2 мин Третий спикер утверждающей команды (У3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1)
У2 3 мин Речь второго спикера утверждающей команды (У2)
О1 к У2 2 мин Первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2)
О2 3 мин Речь второго спикера отрицающей команды (О2)
У1 к О2 2 мин Первый спикер отрицающей команды (У1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2)
У3 5 мин Речь третьего спикера утверждающей команды (У3)
О3 5 мин Речь третьего спикера отрицающей команды (О3)

Каждый спикер должен укладываться во время, выделенное на выступление.

Рассмотрим обязанности спикеров.

Первый спикер утверждающей команды (У1):

• представляет утверждающую команду, тему, обосновывает ее актуальность;

• дает определения понятиям, входящим в тему;

• представляет точку зрения утверждающей команды;

• обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

• представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

• переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

• четко формулирует общую линию утверждающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2).

Первый спикер отрицающей команды (О1):

• представляет отрицающую команду;

• отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

• принимает определения, представленные утверждающей стороной;

• представляет позицию отрицающей стороны;

• принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

• представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

• опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спикером утверждающей команды (У1);

• четко формулирует общую линию отрицающей команды;

• задает перекрестные вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2).

Второй спикер утверждающей команды (У2):

• восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

• приводит новые доказательства;

• повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

• подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;

• опровергает отрицающий кейс;

• не приводит новые аргументы;

• четко формулирует общую линию утверждающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера отрицающей команды (О1).

Второй спикер отрицающей команды:

• восстанавливает отрицающую позицию;

• подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

• продолжает опровергать утверждающую позицию;

• приводит новые доказательства;

• не приводит новых аргументов;

• четко формулирует общую линию отрицающей команды;

• отвечает на перекрестные вопросы первого спикера утверждающей команды (У1).

Третий спикер утверждающей команды (У3):

• еще раз акцентирует узловые моменты дебатов;

• следует структуре утверждающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером утверждающей команды (У1), и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

• выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе;

• сосредотачивается на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;

• не приводит новых аргументов4

• завершает линию утверждения;

• задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1).

Третий спикер отрицающей команды (О3):

• еще раз акцентирует узловые моменты;

• следует структуре отрицающего кейса;

• возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером отрицающей команды (О1), и объясняет, как они подтверждают позицию отрицания;

• выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

• сосредотачивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

• завершает линию отрицания;

• не приводит новых аргументов;

• задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).

Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрестных вопросов, тайм-аутов, которые может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрестных вопросов для подготовки к следующему раунду (дается не более 8 мин в течение игры каждой команде). Время для подготовки (тайм-аут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрестные вопросы задаются в порядке, предусмотренном правилами игры. Их цель – принизить, разрушить позицию противоположной стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения дебатов.

Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), провокационные или улавливающие, контролирующие, активизирующие внимание, активизирующие память, развивающие мышление.

Наши рекомендации