Духовные потребности и их виды
Духовные потребности человека
Для того, чтобы лучше понять сам термин, обратимся к разработкам известного ученого А.Г. Здравомыслова, который выделил три важных аспекта:
· духовные потребности – это стремление приобщиться к науке, искусству, культуре;
· реализация духовных потребностей ведет к гармоничному развитию личности;
· духовные потребности отражают социально-классовые отношения.
Духовные потребности личности – это внутренняя тяга к творчеству, к прекрасному, к общению. Это та часть жизни человека, в которой он углубляется в собственные ощущения, анализ прекрасного.
Материальные и духовные потребности: отличия
Чтобы отличить духовные потребности от материальных, достаточно просто определить, присущи ли конкретной потребности такие черты:
· духовная потребность всегда возникает в сознании, душе, она не идет от тела;
· по сравнению с физиологическими и материальными, духовные потребности не выглядят необходимыми;
· материальные потребности всегда имеют ограниченные спектр средств для реализации, а духовные рамок практически не имеют;
· удовлетворение духовных потребностей всегда требует свободного времени;
· духовные потребности бескорыстны, они имеют своей целью только эстетическое, моральное удовольствие и никакой личной выгоды;
· удовольствие от духовных потребностей можно получать неограниченно много.
Духовные потребности показывают ту сторону человеческого существа, которая является творческой, для которой самореализация превыше выгоды.
Духовные потребности и их виды
Существует довольно подробная классификация духовных потребностей. К ним относятся такие варианты:
· потребность в труде, работе;
· потребности эстетические – созерцать прекрасное;
· потребности нравственные – быть честным, уважаемым;
· потребность в общении, социуме;
· потребности научно-познавательные – открывать новое;
· потребности в крепком здоровье;
· потребности патриотические (например, воинский долг).
Чем лучше человек реализуется в этих сферах, тем выше его удовольствие от самого процесса и выше уровень моральных устоев и духовности.
Мотивационная сфера личности
Что же такое мотивационная сфера личности? У каждого живого существа есть свои определённые потребности, которые стимулируют то или иное поведение, направленное на удовлетворение своих потребностей. Количество и уровень потребностей у каждого человека разный, что обусловлено разным образом жизни, условиями существования, уровнем организации и места в обществе. Однако, потребность – это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями. Таким образом, потребности вызывают мотивацию, которая, в свою очередь, формирует то или иное поведение, для удовлетворения потребностей. Например, человек пошёл в магазин – это поведение, мотивация – для того, чтобы купить продукты, а продукты нужны для того, чтобы удовлетворить человеческую потребность в еде. То есть, мотивация – это система причин, которые объясняют поведение людей. А, как мы понимаем, если каждому присущи потребности (пусть даже самые примитивные), то значит каждый обязательно имеет побудительные мотивы своих поступков.
Структура мотивационной сферы личности
Для данной структуры характерна смена преобладающих мотивов в связи с изменением возраста, положения в обществе, образования, материального благосостояния, уровня воспитания и даже места проживания. Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими. Однако, конкретные мотивы могут возникать у человека ситуативно – по мере возникновения определённых потребностей. И, несомненно, доминирование тех или иных мотивов напрямую зависит от направленности конкретной личности.
Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.
У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:
· органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);
· материальные (потребность в деньгах, в имуществе);
· социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);
· духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).
Характеристика мотивационной сферы личности
Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.
Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:
· разнообразие мотивов;
· множественный характер;
· гибкий характер;
· существование определённой иерархии;
· наличие структуры;
· устойчивый характер мотивов;
· динамичность мотивов;
· мотивационная сила
Под разнообразием мотивов подразумевается большое количество существующих побуждений к действиям.
Множественность связана с увеличением самих потребностей, способов и средств для удовлетворения таких нужд.
Гибкость мотивация обусловлена тем, что каждая личность может различными способами и средствами удовлетворять сходные человеческие потребности.
Иерархичность же мотивов неизбежна, поскольку в каждой мотивационной структуре есть свои главенствующие, доминирующие, а есть те, которые играют второстепенную роль, и их удовлетворение не ставится человеком на психологическом уровне первоначальными. Каждая из потребностей удовлетворяется последовательно, начиная с самых низменных – физиологических.
Наличие структуры мотивация неизбежна, потому как несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию. Например, органические потребности (это мотив) объединяет в себя несколько потребностей – в еде, воде и пр.
Устойчивый характер подразумевает под собой длительное сохранение мотивов, которые не исчезают после удовлетворения тех или иных потребностей. Мотивы могут только несколько претерпевать изменения, требовать более совершенных способов своего удовлетворения. Например, материальные мотивы со временем могут быть удовлетворены всё большим количеством денег и материальных благ.
А динамичность определяется изменением силы и приоритетности мотивов, потому как в зависимости различных факторов меняется внутреннее отношение человека к своим потребностям – какие-то побуждения начинают доминировать, другие уходят на второй план.
Однако, следует понимать, что характеристика мотивационной сферы личности включает в себя также определение видов мотиваций:
· ситуационные мотивации, включающие в себя факторы. Побуждающие индивида к действиям в зависимости от определённых ситуации. Такие ситуации могут возникать внезапно в зависимости от поступков и действий других людей (коллег, подчиненных, родных, врагов), от социального положения и даже от настроения конкретного человека;
· диспозиционные мотивации, это внутренние мотивации личности, которые формируются в зависимости от трудовой деятельности человека, его материальных, духовных и физиологических потребностей.
Но, независимо от вида мотивации, целью является, опять же, удовлетворение потребностей.
Однако, мотивационная сфера личности только лишь с одной стороны характеризует индивида. Помимо данной сферы существует и эмоциональные, волевые и интеллектуальные моменты, которые взаимосвязаны между собой, не могут существовать отдельно.
Иногда человека по жизни несет, иногда он ведет себя сам, чаще поведением человека управляют его мотивы. Мотив - внутреннее побуждение к действиюна основе личного интереса. Мотив - объяснение ради чего человек делает то или иное, ответ на вопросы: "Что тебя побудило? Каков твой интерес?"
Что побудило человека к преступлению: деньги? месть? - Это мотивы преступного поведения.
А каковы мотивы осознанного материнского поведения? Когда-то - радость и здоровье ребенка, когда-то - получение статуса Мамы, занять свое время и развлечься. См.→
Мотив стоит не за каждым действием. Направление движение алкоголика определяет бутылка, ветер и земное тяготение, но не мотивы. Бывает, что девушку несут одни эмоции, у людей наблюдается и немотивированное поведение - поведение по привычке либо по принуждению. Мотивы - только одна из движущих сил поведения, наряду с привычками, разумными соображениями, страхами и состояниями аффекта, стимулами, мотиваторами, жизненными целями и ценностями. На фоне поведения, определяемого общепонятными традициями и привычками, поведение с мотивом выделяется как особенное и привлекает внимание ("Зачем он это сделал?")
Три ключевых слова, задающим содержание понятия мотив, это: "побуждение", "внутреннее" и "личное".
Мотив - это не страхи, не стремление от, не то что отвращает. Мотив - это стремление к, это всегда побуждение.
Мотив - это всегда внутреннее. Внешние побудители поведения называются стимулами или мотиваторами, см.→
Мотив - это не просто внутреннее, а - личное. За безличными действиями, побуждаемыми например привычками, мотива может и не стоять, но за каждым личным поступком мотив стоит всегда. Вокруг нас много привлекающих нас вещей или пугающих нас обстоятельств, но этот человек сделал свой личный выбор, среди многого выбрал одно. Мотив, это всегда личное, это ответ на вопрос" "Что побудило именно тебя?"
За одним действием могут стоять одновременно несколько мотивов, какие-то из них могут быть вполне осознанными, другие - плохо осознаваемыми, а то и вовсе бессознательными. Чаще осознаются и предъявляются окружающим мотивы более социально приемлемые, однако бывает и наоборот, когда люди в силу тех или иных причин свои мотивы представляют в более невыгодном свете, чем это есть на самом деле.
При том, что мотив характеризует человека как личность, жизнь и действия на основе мотивов едва ли могут быть признаны верхом личностного развития. Мотив выражает только одну из сторон человеческой жизни, а именно выражает первую позицию восприятия, действие на основе личных интересов. Если же человек действует из других позиций восприятия, действует на основе понимания своего долга, воплощает свои жизненные цели и ценности, трудно утверждать, что этим человеком управляют его мотивы. Скорее, такой человек рассматривает смыслы от смыслообразующих мотивов, принимает собственные решения и действует потому, что он так решил, во имя того, что ему дорого.
Виды и формы мотивов
Мотивы могут быть явные и скрытые, проактивные и реактивные, смыслообразующие и мотивы-стимулы, низкие и благородные. Мотив выступает иногда как отношение, чувство и потребностное состояние, иногда - как внешний привлекательный предмет.