Проблема возраста человека
Возраст – одна из фундаментальных категорий возрастной психологии. В отечественной психологии возраст рассматривается как относительно устойчивый отрезок развития. Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал П.П. Блонский, отметив наличие особых, так называемых “переходных возрастов”, представляющих в педагогическом отношении значительные трудности (например, подростковый возраст).
Л.С. Выготский называет возрастом целостное динамическое образование, структуру, определяющую роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Понятие “возраст” определяется через представление о социальной ситуации развития. Л.С. Выготский пишет: “Выяснив социальную ситуацию развития, сложившуюся к началу какого-то возраста и определяемую отношениями между ребенком и окружающей средой, мы вслед за этим должны выяснить, как из жизни в этой социальной ситуации необходимо возникают и развиваются новообразования, свойственные данному возрасту”. Понятие социальной ситуации развития акцентирует важное соотношение: среда (“прежде всего социальная”) и отношение ребенка к этой среде. Для определения картины детского развития следует не просто описать среду, но выделить те компоненты среды, к которым у ребенка возникло или возникает некоторое отношение.
Это отношение обеспечивает присвоение ребенком образов, идей, символов, знаков, всего мира культуры. Взрослый руководит процессом развития ребенка, задавая ему образцы культурных, высших форм деятельности. В конце каждого периода развития у ребенка возникает возрастное новообразование, которое определяет динамику дальнейшего развития. Понятие социальной ситуации развития, ключевое для определения возраста, дает возможность Л.С. Выготскому различать два типа возрастов – стабильные и критические. В стабильный период развитие происходит внутри социальной ситуации развития, характерной для данного возраста. Критический возраст – момент смены старой социальной ситуации развития и образования новой.
В теории деятельности А.Н. Леонтьева возраст определяется через ведущую деятельность и место человека в системе общественных отношений. Определяя понятие “возраст”, А.Н. Леонтьев пишет следующее: “Выясним, прежде всего, что определяет собой психологическую характеристику личности на том или ином этапе ее развития. Первое, что должно быть указано здесь, заключается в следующем: в ходе развития ребенка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно занимает в системе человеческих отношений”. И далее: “Каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным ведущим типом его деятельности”. Основные признаки ведущей деятельности: в ней возникают и дифференцируются другие, новые виды деятельности; в ней формируются и перестраиваются частные психические процессы; от нее ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные изменения личности ребенка.
Сравнивая определение возраста, данное в культурно-исторической теории и теории деятельности, заметим, что в первом случае возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями, а во втором – отношением места ребенка в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
Возраст человека – период, имеющий свое особое содержание. В культурно-исторической теории возраст представляет собой конкретно-историческую категорию. Содержание возраста можно выразить через некоторые культурно и исторически возникшие задачи, которые должен решить человек. На каждом историческом этапе развития общества задачи развития различны. Например, продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. В настоящее время период детства удлиняется, т.к. усложняются задачи вхождения ребенка в мир взрослых.
Ниже представлена периодизация развития человека от рождения до глубокой старости с указанием периодов жизни и хронологических границ возрастов (таблица 2), которая по настоящее время остается в качестве эталона возрастной периодизации жизни индивида.
В качестве предпосылки для построения данной периодизации взяты биологические изменения человека, что не может в полной мере отразить содержание возраста человека. Как отмечал
Б.Г. Ананьев, возраст человека всегда есть конвергенция биологического, исторического и психологического времени.
Таблица 2. Возрастная периодизация, принятая Международным симпозиумом по возрастной физиологии в г. Москве в 1965 г.
Период развития | Продолжительность |
Новорожденный Грудной возраст Раннее детство Первый период детства Второй период детства Подростковый возраст Юношеский возраст Средний (зрелый) возраст: первый период второй период Пожилой возраст Старческий возраст Долгожители | 1–10 дней 10 дней–1 год 1–2 года 3–7 лет 8–12 лет для мальчиков 8–11 лет для девочек 13–16 для мальчиков 12–15 для девочек 17–21 для юношей 16–20 для девушек 22–35 для мужчин 21–35 для женщин 36–60 для мужчин 36–55 для женщин 61–74 для мужчин 56–74 для женщин 75–90 для мужчин и женщин Старше 90 лет |
Сегодня мы сталкиваемся с серьезными разногласиями специалистов в представлениях о возрасте. Возрастные ориентиры в современном обществе размываются, и потому все труднее удерживать единую “лестницу” возрастов. Несколько десятилетий назад такие события, как поступление в школу, в пионерскую организацию, в комсомол и т.д., были жестко привязаны
к определенному хронологическому возрасту. И во взрослой жизни были такие ориентиры – возраст вступления в брак, начала работы. Эти события членили взросление на отдельные четко отграниченные этапы. Эти вехи на линии жизни индивида были относительно универсальны для представителей данного общества, служили основанием для периодизаций.
Каждому возрастному периоду приписывается некоторый набор характеристик и, как следствие, набор требований к представителю данного возраста. Например, ребенок старше семи лет должен быть школьником. Если по каким-то причинам этого не происходило, это свидетельствовало о какой-то аномалии (социальной, психологической, биологической и т.д.)
Но общество интенсивно развивается, меняется его социальная структура, набор социальных институтов, в которых, в частности, происходит взросление. Соответственно меняется и представление о ребенке, о взрослом, относящемся к какой-либо социальной структуре.
Эти перемены приводят к размыванию возрастных ориентиров. В 1970-е годы, например, родители, желавшие отдать своего ребенка в школу в шесть лет, вынуждены были преодолеть множество преград со стороны системы образования. Сегодня можно встретить в школе и пятилетнего ребенка.
Увеличивается и сам период взросления. Сегодня, особенно в развитых европейских странах и в США, возраст начала регулярной работы по специальности и вступления в брак все более отодвигается к рубежу тридцатилетия. Человек все дольше остается “невзрослым”.
Все эти социальные в своей основе явления размывают возрастные ориентиры, делают все менее четкой “идею возраста”. Однако в сознании большинства членов данной культуры остается фиксированное представление о возрасте, о задачах развития человека, основанных на ожиданиях, существующих в данной культуре, отсюда логично вытекает понятие “культурного возраста”. Такой “культурный возраст” есть своеобразная шкала, относительно которой человек выстраивает свою возрастную идентификацию.
Возраст – объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе.
В современной психологической науке принято рассматривать несколько видов возраста человека: хронологический, биологический, социальный, психологический, субъективный.
Хронологический возраст – возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст человека есть личный факт его жизни.
Биологический возраст (биологическое понятие) – время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с момента рождения. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости, установлены определенные возрастные нормативы. Если в организме человека наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.
Для определения надежности деятельности специалистов опасных профессий вводится также понятие энергетический возраст. В исследованиях В.А. Пономаренко, Д.В. Гандера, А.А. Вороны по вопросам психологического обеспечения летного труда энергетический возраст понимается как возраст, характеризующий величину отклонения энергопотенциала (дыхательных возможностей организма) от должного для данного хронологического возраста.
Социальный возраст – возраст, измеряемый путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым (профессиональный выбор, вступление в брак, рождение детей и внуков и т.д.), и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношения к жизни. Если они отстают от нормативных, то социальный возраст меньше хронологического, если опережают – то больше. В психологии труда разработано понятие профессионального возраста, который характеризуется профессиональным опытом, профессио-нальным стажем, т.е. тем, на какой стадии профессионального развития находится человек.
Психологический возраст – возраст, определяемый путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующими нормативными среднестатистическими показателями. Здесь за основу психологического возраста взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.
Все указанные категории подразумевают объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Субъективный возраст – возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.
В исследовании А.А. Кроника и Е.И. Головахи были опрошены 83 человека (40 женщин и
43 мужчины) с высшим образованием в возрасте от 21 до 44 лет. Все испытуемые должны были представить, что не знают своего истинного хронологического возраста, и определить его. Результаты показали, что только у 24 % опрошенных субъективная оценка возраста совпала с хронологическим возрастом или отличалась от него незначительно (с разницей в 1 год). 55 % испытуемых, что составило большинство, субъективно воспринимали себя более молодыми, чем это было в действительности. 21 % опрошенных оценивали себя как более старших по возрасту. Итоговые результаты исследования следующие.
1. Средняя абсолютная разность между субъективной оценкой и реальным возрастом составила 4,2 года.
2. С возрастом значительно увеличивается число лиц, оценивающих себя более молодыми, чем в действительности. Так, в группе до 30 лет таких оказалось 47 %, а в группе 30 лет и более – 73 %.
3. Степень занижения собственного возраста в самооценках также значительно увеличивается: в группе до 30 лет средняя величина занижения возраста составила 3,6 года, а в группе свыше 30 лет – 8,3 года.
Авторы считают, что полученные данные можно анализировать на двух уровнях – биологическом и социальном. Первый содержит предположение о существовании у человека некоего “счетчика” годовых циклов психофизиологической активности, на основании показаний которого формируются оценки собственного возраста. Однако даже при наличии такого биологического механизма человек не способен полностью осознавать и объективно оценивать его показания. Возможно, поэтому происходит некий сбой в субъективной оценке показателей этого биосчетчика, который как раз и выражается в несовпадении самооценок возраста и его объективной величины.
Второе возможное объяснение явления несовпадения заложено в существующей в обществе системе возрастно-ролевых ожиданий, т.е. требований, предъявляемых к достижениям человека соответственно его возрасту. С этой точки зрения самооценка возраста является результатом сопоставления личностью своих наличных достижений в различных сферах жизнедеятельности с соответствующими возрастно-ролевыми ожиданиями. Если достижения человека опережают социальные ожидания по отношению к нему, он, по-видимому, будет чувствовать себя старше истинного возраста. Если же человек достиг меньшего, чем от него ждут в данном возрасте, то он будет чувствовать себя моложе.