Спираль второго порядка
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру. Екклесиаст. Глава 3. |
Некоторые из обнаруженных мной на шкале тонов зависимостей имеют вид спиралей. Эти спирали имеют различные размеры, однако все они имеют нечто общее. Длину одного витка любой из спиралей можно определить по очень простой формуле:
S = 2
В этой формуле S - длина одного витка спирали в тонах шкалы аффинити, а k - целое число, которое, в соответствии с терминами принятыми в математике, должно быть названо порядком спирали. Длину одного витка можно еще называть шагом спирали.
Таким образом, длина одного витка спирали порядка k в два раза короче одного витка спирали порядка k+1. Иначе говоря, в один шаг спирали порядка k+1 укладывается ровно два шага спирали порядка k.
Один виток самой первой описанной в этой работе спирали приемник/источник и сохранять/изменять имеет длину в два тона и, следовательно, является витком спирали первого порядка: 2 = 21. Из всех обнаруженных мной спиралей, спираль первого порядка имеет самый короткий шаг.
Целый ряд спиралей разного порядка будет описан в последующих главах, а здесь я расскажу о спирали, которая должна быть определена как спираль второго порядка. Шаг этой спирали равен S = 22= 4 тонам шкалы аффинити.
Одну из составляющих этой спирали я определил как значимость внутренних / внешних ценностей. Значимость внутренних ценностей здесь обозначает качества человека, при которых он отдает приоритет своей субъективной вселенной, своим внутренним ценностям, своей реальности, и требует от внешнего мира соответствия своему внутреннему миру или активно в него вмешивается. Значимость внешних ценностей обозначает качества человека, при которых он ориентирован на реальность внешнего мира, придает ему большую значимость, стремится ему соответствовать или противостоять. Рассмотрим эту последовательность на интервале 0 - 8,0 (рис. 14).
Начнем с верхней части области эстетики. Человек может восхищаться объектом, получать от него наслаждение, или созерцать, во всех этих состояниях он в первую очередь ориентирован на свои внутренние ценности, хотя субъективно, это не очевидно. Эмоция восхищения возникает, когда некий внешний объект в значительной мере соответствует субъективным представлениям человека.
Люди привыкли считать именно внешние объекты причинной своих эмоций, хотя на самом деле, для появления эмоций необходимо, чтобы нечто, происходящее вне человека, попало в резонанс с его мыслями и ощущениями. Сам человек является главным источником всех эмоций. Человек может сотни раз проходить мимо объекта, видеть его, но не замечать ничего особенного, а потом увидеть в новом качестве и восхититься. Для того чтобы испытать восхищение, сам человек должен дозреть и объект должен соответствовать некоторым его планам, целям или представлениям о мире. Сама эмоция восхищения, это индикатор резонанса между субъективным миром человека и объектом, при этом, именно объект должен соответствовать представлениям человека, а не наоборот.
Одна из эмоций, характерных для тона 7,5 и его гармоник это сожаление. Ее можно трактовать как восхищение потерянной возможностью, состояние, при котором мотивация человека значительно выше реального тона.
Испытывая наслаждение, человек явно нацелен на свои субъективные ощущения, которым человек придает большое значение. То же самое относится и к эмоции стыд, которая проявляется в тоне 7,0 и его гармониках при значительном разрыве между реальным тоном и мотивацией человека. Испытывая эту эмоцию, человек тоже придает большее значение субъективным факторам, чем реальной обстановке.
В тоне 6,5 "Созерцание" и его гармониках человек в большей мере воспринимает информацию об объекте, но при этом он ориентирован на собственные представления о мире. При большом разрыве между мотивацией и реальным тоном человек испытывает эмоцию подчиненности обстоятельствам или другим людям и это тоже субъективное ощущение, основанное на прошлом опыте.
В тоне 6,0 "Творчество" и его гармониках человек придает примерно равное значение внешнему миру и своей субъективной реальности.
Любовь, в отличие от восхищения, это эмоция, при которой большее значение для человека имеет объект, на который направлено внимание, и сам человек пытается под него подстроиться. В тоне 5,5 "Любовь" и его гармониках внешняя реальность приобретает большее значение, чем внутренняя. То же самое относится и к тону 5,0 "Обожание" и его гармоникам. В тоне 4,5 "Изумление" и его гармониках человек тоже придает большое значение воспринимаемой информации.
В тоне 4,0 "Энтузиазм" и его гармониках человек мотивирован на изменение внешнего мира, но при этом он придает примерно одинаковое значение себе, как управляющему звену, и внешнему миру, в котором расположены управляемые объекты.
В тоне 3,5 "Веселье" и гармониках этого тона значение субъективного мира вновь становится больше, чем мира внешнего. Человек мотивирован на то, чтобы доминировать над внешним миром. В тоне 3,0 "Консерватизм" и гармониках этого тона значение субъективных представлений человека выше, чем значение объектов окружающей реальности. В тоне 2,5 "Скука" и его гармониках приобретает значение субъективная потребность человека во внимании к себе или в информации об окружающем мире.
В тоне 2,0 "Антагонизм" и его гармониках человек мотивирован на обладание объектами внешнего мира. Его внимание в равной степени делится между "Я как собственник" и объектом обладания.
В тоне 1,5 "Гнев" для человека большее значение приобретает объект внешнего мира, например, препятствие, на которое направлено внимание. Еще большее значение приобретает внешний мир в тоне 1,0 "Страх" и его гармониках. Большое значение имеют объекты внешнего мира для человека и в тоне 0,5 "Горе" и его гармониках.
На интервале тонов от 0 до 8,0 двух точках шкалы, в тоне "Наслаждение" и в тоне "Консерватизм" человек максимально ориентирован на свои внутренние ценности, на свою собственную реальность в противовес реальности внешней. В этих точках шкалы его собственная реальность, свое мнение, является для него значительно более ценным, более значимым, чем реальность и важность внешнего мира. В двух других точках, в тоне "Обожание" и в тоне "Страх" человек придает большее значение внешнему миру.
В крайних точках интервала от 0 до 8,0, в тоне "Быть Эстетом" и в тоне "Поражение" человек обращает мало внимания на окружающий мир. В первом случае он человеку не очень интересен, поскольку он полагает себя самодостаточным, по отношению к объекту мотивации, а во втором человек находится в апатии по отношению к тому же самому объекту. В этих состояниях внимание человека направлено на свой субъективный мир, но для существующих в этом субъективном мире представлений о мире внешнем и мире внутреннем нет противопоставлений о том, что более важно.
Коммуникация от человека к окружающим объектам и от окружающих объектов к человеку, внимание, направленное на себя или на свое окружение, и важность мира субъективного или мира объективного, все эти параметры влияют на эмоции человека и все они не совпадают друг с другом. Взаимодействие этих параметров лучше проследить по схеме (рис. 15). Графы на рисунке изображают, в сильно упрощенной форме, систему логических связей и умозаключений, которыми руководствуется человек.
В тоне 8,0 основная часть логических связей и умозаключений человека расположена в области "субъективный мир". В области "внешний мир", расположена лишь незначительная их часть. При этом, все логические связи, расположены в субъективном мире человека, это его личные представления о себе и окружающей его реальности. Так, что узлы графов с левой стороны разделительной линии символизируют представления человека о самом себе, а графы с правой стороны - его представления об окружающем мире.
Ниже по шкале, в тоне 7,5 у человека преобладает исходящая коммуникация. Этот процесс можно трактовать следующим образом: вследствие недостатка входящей коммуникации у человека складывается несколько искаженное представление об окружающем мире. Вероятно, это сильно упрощенное объяснение происходящего, но, в результате этого процесса, человек сильно переоценивает свой субъективный мир. В тоне 7,0 часть внимания человека перемещается на внешний мир, но при этом, в целом, значимость отдельных фактов о внешнем мире значительно ниже, чем значимость собственных умозаключений и рассуждений.
В тоне 6,5 преобладает входящая коммуникация и этот процесс можно трактовать так, что в результате человек получает больше информации об интересующем его объекте. В тоне 6,0 внимание делится примерно поровну между миром субъективным и объективным, и значимость субъективного и объективного выравнивается.
В тоне 5,5 вновь преобладает исходящая коммуникация и равновесие нарушается. Но на этот раз в сторону внешнего мира. В тоне 5,0 на внешний мир направлена большая часть внимания, и отдельные факты внешнего мира представляются более значимыми.
И вновь, входящая коммуникация в тоне 4,5 возвращает равновесие значимости отдельных фактов. В тоне 4,0 большая часть внимания направлена на внешний мир, но отдельные факты представляются значимыми в одинаковой степени.
Тон 3,5 - исходящая коммуникация и ниже по тону, равновесие вновь нарушается. В тоне 3,0 значимость отдельных субъективных представлений выше, чем значимость реальных фактов, и это несмотря на то, что на внешний мир направлена большая часть внимания.
Входящая коммуникация в тоне 2,5 восстанавливает равновесие. В результате, в тоне 2,0 получается равновесие, как по объему внимания, так и по значимости отдельных фактов.
Тон 1,5 - исходящая коммуникация, и в тоне 1,0 большая часть внимания направлена на самого себя, но отдельным фактам из внешнего мира уделяется повышенное внимание.
В тоне 0,5 преобладает входящая коммуникация и в результате, в тоне 0 цикл завершается вновь в состоянии интроверсии.
Другая составляющая спирали второго порядка была мной определена как: стабильность - изменчивость. Это не стремление к стабильности или изменчивости, это качества, которые определяют способность человека к адаптации во внешнем мире и его способности к обучению. В крайних точках цикла от 0 до 8,0 внимание человека направлено на самого себя, внешний мир его интересует мало и его трудно научить чему-либо.
В замечательном тоне 4,0 "Энтузиазм" внимание человека направлено на окружающий мир, человек склонен действовать, комбинируя уже отработанные шаблоны поведения. Человек в тоне "Энтузиазм" настолько уверен в том, что он делает, что его мало интересует мнение других людей по поводу его способностей и используемых методов. Научить человека чему-либо новому в таких условиях не очень легко. Типичная ситуация для этого состояния такова, человек набивает шишку и спрашивает: "А что Вы там говорили об ..."?
Наибольшее количество логических связей между вселенной субъективной и объективной приходится на тона 6,0 и 2,0. Именно в области этих тонов происходит наиболее активный взаимный обмен между этими областями и человек в наибольшей степени способен усваивать новые знания. Таким образом, человек наиболее успешно учится в двух случаях, когда им движет творческий порыв, и когда он видит прямую практическую пользу от того, чему он обучается.
В тоне 6,0 "Творчество" и его гармониках взаимный обмен между субъективным и объективным происходит на фоне формирования человеком внешней реальности по образу и подобию своей субъективной реальности. Иначе это называется творческим самовыражением. В некоторых гармониках тона 6,0 оно принимает очень необычные формы, тем не менее, это творческое самовыражение.
В тоне 2,0 "Антагонизм" и его гармониках, взаимный обмен между субъективной и объективной реальностью происходит на фоне формирования внутренней реальности по образу реальности внешней. Это напоминает создание в субъективной вселенной человека, в его сознании, копий внешних объектов, которые точно отражают определенные их характеристики. Человек использует эти внутренние модели внешней реальности для перспективного расчета ситуаций и отчасти для замены ими внешних объектов.
Фантазии, это как раз тот случай, когда человек не может оперировать реальным объектом и использует для его замены подобную модель. Как правило, это бывает, когда человек мотивирован на обладание объектом (гармоника тона 2,0), а объект недоступен, то есть человек по тону ниже соответствующей гармоники тона "Поражение", на следующем витке цикла. Так, что фантазии характерны как раз для людей творческих.
Феномен обладания человеком внешними объектами так же напрямую связан с процессами, происходящими в тоне 2,0. Для материалистического понимания мира, с обладанием все ясно, человеку нужны определенные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, он их берет и использует. Для Хаббарда способность к обладанию присутствует у человека изначально, независимо от мира внешнего. Так что, ни та, ни другая сторона, никогда не исследовала этот вопрос комплексно. На самом же деле, в основе юридического понятия о праве собственности, так же как и в основе обычных человеческих представлений об этом, лежит субъективное убеждение человека в том, что вполне определенный объект не только может удовлетворять определенную потребность, но и может быть его личной собственностью.
Технически это выглядит так, как будто человек вначале создает в своем сознании модель внешнего объекта, начинает эту модель использовать для перспективного планирования и замены объекта реального. В отличие от реального объекта, модель всегда с человеком, и со временем он начинает ассоциировать субъективную модель с объектом реальным, считать реальный объект частью своего Я.
Только после этого, когда человек осознает свое желание быть владельцем объекта, претензии человека на владение объектом могут войти в противоречие с представлениями об этом других людей, и тогда в ход идут социальные нормы и юридические законы.
По сути, это один из механизмов формирования субъективной реальности человека. Используя этот механизм можно для решения многих проблем сознания использовать не реальные объекты, а их воображаемые копии, и, в определенных пределах, это работает так же хорошо, как если бы человек оперировал настоящим объектом.