Проблема назначения писательского труда

Текст№ 29

Задание№1. Прочитайте текст А. Алексина, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей. В романах, повестях, рассказах автор непременно - порою даже непроизвольно - делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами.

Позже письма могут донести до автора мнение тех, ради кого все его неусыпные думы, смятения, его беззащитная откровенность, его труд. Один из читателей в своём письме вспоминает, как однажды в Доме литераторов он услышал от меня строки стихотворения, автора которого я сейчас с уверенностью назвать не могу:

А люди ищут счастья,

Как будто

Счастье,

Счастье есть ...

Многие, очень многие вопросы читателей можно свести к такому общему смысловому знаменателю: что являет собой в реальности понятие «счастье»? Интересуются и тем, бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив. Отвечаю сразу и не задумываясь: «абсолютно» не бывал никогда. Как говорил Аркадий Исаакович Райкин, самый бессмысленный вопрос звучит так: «У вас всё хорошо?» Разве хоть у кого-нибудь и когда-нибудь бывает всё хорошо?

А если бы вдруг и было ... Ощущать этакое безграничное, бездумное и беспечное счастье - это, на мой взгляд, безнравственно и грешно. Ведь если да­же у вас всё вроде сложилось благополучно, кто-то в то же самое время испытывает душевные и физические муки ... Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов. Они постигли непостижимые сложности бытия. Что же они думают о столь желанном для каждого счастье? Пушкин, как известно, писал: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Под волей он разумел свободу. Лермонтов искал «свободы и покоя» - и это было едва ли не самым сокровенным его стремлением. Искал-то Лермонтов «покоя», а в реальности уподоблялся тому парусу, который «ищет бури, как будто в бурях есть покой!» «Покой нам только снится ...» - ­через много лет печально констатировал Александр Блок. Быть может, во второй половине двадцатого века покой людям уже и не снится. Но всё же мы жаждем душевного покоя, в котором только и возможен творческий непокой и благотворный непокой в любой другой деятельности, необходимой людям. Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто Принято считать Гёте баловнем судьбы. А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо, в котором «баловнем» сказано, что, если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, он бы и всю жизнь свою почитал счастливой. Вот вам и «абсолютно»!

На памятнике отца Лермонтова в Тарханах читаем:

Ты жизнь мне дал,

Но счастья не дал.

Ты сам на свете был гоним,

Ты в жизни только зло изведал

Тяжко приходилось бессмертным. «В жизни только зло изведал ...» … Это относилось и к самому поэту. Но сколько мудрости и света подарил он людям?!

(По А. Алексину)

1.Какова тема текста?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3.Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· нравственная;

· экологическая;

· социальная;

· психологическая;

· философская;

· социально-психологическая;

· социально-философская;

· социально значимая;

· социально-нравственная…

4.Выражена ли в тексте позиция автора (А. Алексина) по данному вопросу?

Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Тема Проблема Позиция автора
  Проблема назначения писательского труда помогает читателю глубоко задуматься (над чем?) Заставляет читателя задуматься над проблемой
Проблема (чего?)…заставляет читателя серьезно размышлять (о чем?)… Показывает глубину рассматриваемой проблемы
Вопрос (о чем?) задает автор данного текста своему читателю, чтобы тот смог лучше понять Пытается найти причины изображаемых событий, фактов и т.д.
«….?» - вот вопрос, на который предлагает найти ответ автор этой статьи Передает читателю свою заинтересованность данной проблемой

Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

В тексте А.Алексина раскрываются вопросы назначения писательского труда. Проблема, поднятая в тексте автором, раскрывается в таких словах: « Писатель живет ради них, своих читателей и зрителей». Она является важной: многие из современных писателей и поэтов стремятся в первую очередь к получению материального поощрения, к прибыли от продаж собственных книг, в то время как целью их творчества должно быть желание научить читателя правильно жить. С этой позиции исследуемую автором текста проблему можно назвать социально-нравственной.

А.Алексин обращает внимание читателя на следующее: «В романах…рассказах автор непременно …делится своим жизненным опытом, своими размышлениями, страданиями и надеждами». Он подчеркивает, чтотворчество писателя включает в себя «все его неусыпные думы, смятения…откровенность, его труд». Именно поэтому, делает вывод автор, «классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций…конфликтов и психологических катаклизмов», «они постигли непостижимые сложности бытия».

Я не могу не согласиться с мнением А.Алексина, утверждающего, что истинный писатель должен творить только «для читателей». Я думаю, чтолюбой из них должен стремиться к признанию читателей, он научиться понимать чаяния и боль своего поколения и, сострадая, помогать нам советом.

К проблеме назначения писательского труда в свое время обращались многие русские литераторы. Так, например, А.С.Пушкин в стихотворении «Пророк» провозгласил целью поэзии стремление поэта-«пророка» «глаголом жечь сердца людей», то есть говорить людям только правду, какой бы горькой она ни была. Только правда может помочь человеку остаться человеком, встать с колен рабской зависимости, избавиться от пороков.

Тема назначения поэзии в творчестве великого русского поэта, пожалуй, является сквозной. Ее подхватили и современники А.С.Пушкина, и его последователи. Вспомним вывод, сделанный М.Горьким о книгах: «Книга-учебник жизни». Я стараюсь следовать этому утверждению М.Горького и читать только те книги, в которых писатели готовы поделиться с нами и своим жизненным опытом, и добрым советом, и главное - вызвать в нас «чувства добрые».

Итак, прочитав текст А.Алексина, я пришла к выводу:целью писательской деятельности должно быть желание передать все свои «неусыпные думы, страдания и надежды» читателю и воспитать в нем Человека, пробудить в нем совесть, веру в себя, любовь к Отечеству.

1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста А.Алексина?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста А.Алексина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (А.Алексина), рассуждающего о назначении писательского труда? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста А.Алексина? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).

8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту А.Алексина? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)

Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:

Наши рекомендации