Общая характеристика эмоциональных явлений
Эмоции – психические процессы, которые протекают в форме переживаний и отражают интенсивность актуальной мотивации, вероятность ее удовлетворения в данной конкретной ситуации. Эмоции проявляются в виде: а) внутренних субъективных переживаний; б) изменений мимики; в) жесты, пантомимика; г) изменения поведения; д) речь; е) гормональные изменения; ж) вегетативные реакции. Эмоции – это универсальная реакция всего организма.
Типы эмоциональных переживаний:
1. Аффект – один из самых мощных видов эмоциональных реакций. Это очень интенсивные, бурнопротекающие, эмоциональные кратковременные вспышки. Некая целостная эмоциональная реакция на возникшую ситуацию. Особенности: 1) переживание аффекта навязывает человеку выполнение какихлибо действий; 2) человек после выхода из аффекта не помнит и не контролирует свои действия. При возбуждении аффекта возникает очень сильное эмоциональное возбуждение, переходящее в центры коры головного мозга, затем переходит в двигательное возбуждение. В состоянии аффекта изменяется протекание практически всех процессов, резко снижается способность к прогнозированию.
2. Собственно эмоции – отличаются от аффекта длительностью, может быть реакцией на реальную и предполагаемую (возможную) ситуацию или вспоминаемую ситуацию. фундаментальные эмоции: Радость – положительное эмоциональное состояние, которое связанно с высокой возможностью для удовлетворения эмоциональной потребности. Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, когда кажется, что мала возможность для удовлетворения эмоциональной мотивации.Удивление – не имеет четко выраженного знака, возникает как реакция на внезапно возникшие ситуации. Гнев – отрицательное эмоциональное состояние, чаще всего гнев протекает в форме аффекта и возникает как реакция на внезапное препятствие на пути к удовлетворению значимых потребностей. Презрение – возникает в межличностных отношениях, отрицательное эмоциональное состояние, возникает, когда субъект соприкасается с чемто, которое вступает в противоречие с его ценностями и нормой.Стыд – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее при осознании субъектом расхождений между действиями и ценностями. Страх – отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о грозящей опасности (реальной или воображаемой).
3. Чувства – психическое состояние, имеющее выраженный предметный характер и отражающее устойчивые отношения к каким-то предметам и явлениям (реальным или воображаемым). Возникают и формируются в процессе онтогенеза через культурноисторический опыт. В определенной степени чувства определяют референтных личностей. Чувства индивидуальны и зависят от системы ценностей. Страсть – это максимальная выраженность чувств, сложное психическое состояние, которое включает в себя эмоции, мотивации, чувства. Направлена на человека или предмет.
Функции эмоций: 1. Регуляторная;2. Отражательная – состоит в обобщенной оценке события, определяет полезность или вредность фактов и формируется в процессе общения с другими людьми и личным опытом.3. Сигнальная (ориентировочная) – отслеживание своего поведения, деятельности.4. Побудительная (стимулирующая);5. Подкрепляющая;6. Переключательная – ситуация конкуренции мотивов.7. Приспособительная – помогает организму эффективно приспособится к окружающему миру;8. Коммуникативная – воздействие на окружающих и взаимодействие.
4. Настроения – это самое длительное проявление. Оно менее интенсивно и менее предметно, в отличие от эмоций; это бессознательная обобщенная оценка обстоятельств жизни (актуальных), определяется доминирующими эмоциями человека. От настроения зависит: общее состояние здоровья и тонус НС. Устойчивость настроения зависит от: возраста, особенностей темперамента и характера, особенностей волевой сферы, особенностей мотивационной структуры, эффективности деятельности, самооценки, уровня притязаний; настроение может рассматриваться как личностная характеристика (оптимистпессимист).
Теории эмоций.Теории эмоций
Биологическая теория эмоций (П,К,Анохин). В основу этой теории эмоций положена концепция функциональной системы: эмоция связана с появлением потребности, которая может сопровождаться отрицательной эмоцией и устранением ее, в результате чего возникает положительная эмоция, Потребностно-информационная теория эмоций (П,В,Симонов), согласно которой в основе появления эмоции лежат потребность и информация, необходимая для ее достижения. Все с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение. Определенное отношение человека проявляется даже к отдельным качествам и свойствам окружающих объектов. Сфера чувств включает в себя досаду и патриотизм, радость и страх, восторг и горе.
Впервые эмоционально-выразительные движения стали предметом изучения Ч. Дарвина. На основе сравнительных исследований эмоциональных движений млекопитающих Дарвин создал биологическую концепцию эмоций, согласно которой выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов. Джеймс и независимо от него Ланге предложили "периферическую" теорию эмоций, согласно которой эмоция является вторичным явлением – осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Другими словами, эмоциогенный сигнал, действуя на мозг, включает определенное поведение, а обратная соматосенсорная и висцеросенсорная афферентация вызывает эмоцию. Суть своей теории Джеймс выразил парадоксом: "Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим". Далибор Биндра после критического анализа существующих теорий эмоций пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично-видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоции вызываются только стимулами внешней среды, а мотивации – только изменениями внутренней среды организма. Нет оснований признавать существование какого-либо единого специфического церебрального процесса в качестве "эмоционального процесса", постулируемого рядом теорий. Эмоция не существует ни как единый процесс, ни как отдельный класс поведенческих реакций, и она не может быть полностью отделена от других явлений – ощущения, восприятия, мотивации и т.п.
Функции эмоций.Основные виды и функции эмоций:
Регулятивная функция эмоций выражается в том, что эмоции помогают осознать различие между текущей мотивацией и внутренними представлениями о ситуации и являются основным элементов регулировки поведения и психической деятельности человека. Оценочная функция эмоций. Эмоция позволяет мгновенно проанализировать смысл ситуации или изолированного раздражителя для человека. Оценка на уровне эмоций опережает сознательную обработку информации и «адресует» ее в определенном направлении. Мобилизующая функция. Она первоначально проявляется на уровне физиологии: выброс адреналина в кровь при страхе улучшает беговую способность (чрезмерный адреналин может дать обратный эффект – ступор), а при тревоге снижение порога ощущений поможет различить угрожающие стимулы. Вместе с тем, при сильных эмоциональных нагрузках наблюдается явление «сужения сознания», которое заставляет организм направить все силы на преодоление неблагоприятной ситуации. Адаптивная функция эмоций и чувств. Образующаяся ассоциативная нить между негативной эмоцией и типом ситуации препятствует повторению подобных ошибок в дальнейшем. Позитивные эмоции, наоборот, фиксируют приемлемую модель поведения. Эта функция очень важна, когда отсрочена адаптивная модель поведения. Она играет автономную роль в стимулировании поведения живой особи. Коммуникативная функция эмоций. Выразительное проявление эмоций делает понятными их социальному окружению. Некоторые эмоции вызывают проявление альтруизма у окружающих. Например, матери чувствуют, когда ребенок плачет именно от боли и скорее приходят на помощь. Эмоции очень «заразительны», эмоциональное состояние может передаваться окружающим, как раз, потому что человеку понятны переживание другого человека, и он может примерить их на себя. Это можно наблюдать, когда человек из компании начинает хохотать по какому-то поводу, остальные просто подхватывают веселье. Коммуникативная функция эмоций выполняет также важную роль и в развитии маленьких детей, которые еще не разговаривают, для них это часто единственный возможный способ поддержание связи с окружающим миром. Сигнальная функция эмоций состоит в том, что в череде простых ситуаций они автоматически, элементарно, быстро сигнализируют о происходящем внутри или вокруг нас. Функция дезорганизации. Сильные эмоции могут нарушить эффективный ход деятельности. Аффект иногда полезен, когда необходимо мобилизовать все физические силы. Но длительное воздействие интенсивной эмоции провоцирует состояние дистресса, который, впоследствии приводит к нарушению здоровья и поведения. Функция компенсации дефицита информации. Бывает, что человек не может сделать прогноз относительно чего-либо из-за дефицита информации, при этом он может ориентироваться на чувства – взять «эмоциональный аванс». Если необходимой информации недостаточно – возникают негативные эмоции, что снижает значимость потребности. Достаточное количество информации обуславливает положительные реакции и увеличивает значений желаемого. Функция следообразования. Эта эмоция появляется, когда событие уже произошло, и принимать меры уже поздно. Аффекты, возникающие в подобных обстоятельствах, как бы помечают ситуацию, создают опасливость относительно нее. Таким образом эмоции выполняют функцию «предупреждения» уберегая человека от следующих подобных ошибок.
Формы протекания эмоций и чувств.В жизни наблюдается самое разнообразное проявление эмоциональных переживаний. Они отличаются особым своеобразием протекания и влияния на поведение и деятельность человека. При характеристике форм переживания эмоций и чувств критериями их являются: глубина, длительность, наличие или отсутствие объекта, вызвавшего их, степень выраженности вовне. К эмоциональным особенностям относятся также легкость эмоциональной возбудимости, импульсивность и аффективность, устойчивость, сила, темп и ритм эмоциональных реакций, эмоциональный тонус.
Выделяют следующие проявления эмоциональных переживаний: настроение, аффект, страсть, стресс, эмоциональный тон, фрустрация. Настроение - устойчивое, сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности и поведении. В радостном настроении человек становится более активным и продуктивным, склонен все воспринимать с положительной стороны. Вещи, обычно безразличные, могут вызвать в этих случаях радостные переживания. В тревожном, плохом настроении его активность и продуктивность резко снижаются, он отовсюду ожидает опасности, неприятности и т.п. Настроение вызывается как различными событиями, имеющими определенное значение для человека, так и физическим самочувствием. Чтобы изменить плохое настроение, важно найти причину, которая вызвала его, проанализировать ее, сделать вывод. Аффект - эмоциональное проявление, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля. Это эмоциональная «буря». Аффективные эмоции характеризуются огромной интенсивностью, затратой энергии, кратковременностью. Они могут быть положительными и отрицательными: аффекты ярости, ужаса, дикого восторга, отчаяния, растерянности. Страсти – быстро возникающие, сильные, устойчивые, глубокие чувства, определяющие направление мыслей и поступков человека. «Неистовый Виссарион» – называли друзья В.Г. Белинского за его страстность в убеждениях и действиях. Страсть - чувство длительное, неярко выраженное вовне, но внутренне очень глубокое и сильное. Она может быть положительной (страсть к изобретательству, науке, служению народу и пр.) и отрицательной (страсть к алкоголю, картежным играм и т.д.).
Стресс имеет место в ситуациях опасности, обиды, угрозы, стыда. Состояние человека при стрессе характеризуется дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в других – в пассивности, бездеятельности, когда требуется решительно действовать. Если стресс оказывается незначительным, то он может способствовать мобилизации сил, активизации деятельности. Поведение индивида в стрессовых состояниях существенно зависит от типа нервной системы человека, прежде всего от жизненно значимого свойства нервной системы – ее силы или слабости. Известно, что люди с сильной нервной системой не только легко справляются со стрессовой ситуацией, но и, мобилизуя свои силы, действуют эффективнее, чем в спокойной обстановке. Показательна характеристика, данная Наполеоном одному из своих генералов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту».
Стрессовая ситуация (соревнование, экзамен и т.д.) хорошо выявляет устойчивость человека к стрессорам, стрессогенным, т.е. порождающим эмоциональный стресс, воздействиям. Одни люди оказываются собранными, активными, другие -расстроенными, неспособными целесообразно и разумно действовать в сложившейся ситуации.
Виды и качества чувствОбщепринятой классификации видов чувств психология не располагает. Поэтому кроме нравственных, интеллектуальных и эстетических чувств выделяют еще и праксические чувства.
Праксические чувства. Область человеческой практики (в самом широком смысле слова), т.е. разнообразные формы деятельности человека, делается предметом его эмоционального отношения. Поскольку праксические чувства представляют собой эмоциональный отклик на все богатство и разнообразие человеческой деятельности, достигающей различного уровня сложности и обладающей различной значимостью для человека, постольку эти чувства характеризуются различным содержанием и различной степенью интенсивности переживания. Различия в сфере праксические чувств определяются характером (положительным или отрицательным) эмоциональной окраски осуществляемой деятельности. Для содержания и характера праксических чувств очень большую роль играет значимость для человека той деятельности, которую он осуществляет, с чем связывает ее для себя в отношении жизненных целей и планов, своих социальных запросов. В сфере праксических чувств может быть выделен тот вид их, который связан с творческим трудом. Он имеет ряд своеобразных черт. Когда человек осуществляет деятельность, которая предполагает сознательное внесение нового в создаваемый продукт, то это порождает сложный эмоциональный отклик в виде творческих чувств.
ОТВЕТ 14. Общее понятие о темпераменте. История вопроса. Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности. Характеристика психологических свойств и типов темперамента. Их учет в осуществлении индивидуального подхода.
Общее понятие о темпераментеСреди черт, которые определяют нашу индивидуальность, стоит остановиться на врожденных и тех, которые проявляются в так называемых свойствах темперамента Если наблюдать за людьми, то можно увидеть, что они отличаются друг от друга своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды Да к, одни отличаются уравновешенностью поведения, действуют обдуманно, не показывают внешне своих чувств, другие при тех же обстоятельствах нервничают, эмоционально возбуждаются и взрываются вулканом чувств с приво ду незначительных событий Есть люди, которые легко приспосабливаются к изменившимся условиям жизни, другие же такое изменение переживают очень остро и с большим трудом приспосабливаются к новым условиям Разным бывает также индивидуальный темп течение гу психической деятельности: быстрый, медленный, вялый Такие индивидуальные особенности называются \"темперамент\" (от лат temperamentum - надлежащее соотношение частей) Темперамент - это врожденные формы поведения, которые проявляются в динамике, тонусе и равной новажености наших реакций на жизненные воздействия Темперамент является динамической характеристикой поведения человекедінки людини.
Учение о темпераменте имеет свою историю Еще в древние времена ученые обратили внимание на различия между людьми Так, всем известный греческий врач Гиппократ (около 460 - около 377 гг до не) сделал первую попытку с ' 'выяснить, чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей Он и его последователь Гален пришли к выводу, что эти различия обусловлены разным с пиввидношенням основных видов жидкостей в организме человека Если преобладает кровь (лат sanguis) - человек ведет себя как поводиться як сангвиник слизь (гр phlegma) - флегматик, желтая желчь (гр choie) - холерик, черная желчь (гр melania choie) - меланхолик Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорциональное является источником разными их заболеванийвань.
Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов.Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения (например, оценка деятельности, ожидание контроля деятельности, ускорение темпа работы, дисциплинарные воздействия и т. п.).
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности. Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход). Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.
Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например, сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и в конце концов влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, с первого взгляда, но не столь устойчива.