Роль средств массовой коммуникации в формировании общественного мнения
Исследователи массовой коммуникации подразделяют историю изучения эффективности влияния СМК на несколько этапов:
Первый этап (20-30г.г.)- характеризуются наделением массовой коммуникации безграничным влиянием на общественное мнение и поведение людей.
Были выделены элементы структуры общения:
-коммуникатор (активное начало)
-сообщение (средство воздействия)
-реципиент (пассивное звено)
Основной целью акта коммуникации является изменение социальных установок (мнений, суждений, представлений) реципиента посредством организованного определенным образом сообщения и поведения коммуникатора.
Уязвимое звено подобных моделей- представление о пассивности реципиента
Однако реципиент активно ведет себя по отношению к СМИ, его восприятие выборочно.
В 40-60г. под влиянием эмпирических исследований возможности воздействия СМК на массовую аудиторию были сдержаны.
Появляется теория «минимального эффекта» (Лазарсфельд, Мертон)
В результате появляется двухступенчатая модель массово- коммуникативного воздействия на аудиторию , при которой уже не массовые коммуникации играли роль доминирующей силы, а личностное влияние лидера мнений.
Концепция удовлетворения потребностей аудитори Б.Берельсона, исходит из того, что массовые коммуникации ориентируются на потребности (ожидания) аудитории и этот факт во много определяет содержание сообщений.
Период оценки влияния СМК на формировнаие позиции аудитории, начавшийся в 1970-х г. происходит под знаком поиска новых можных эффектов СМК.
Фокус исследований сменился с изменения установок на изучение когнитивных факторов.
Г. Маршал Мак-Люэн разработал теорию, основа которой состоит в том, что все прогрессивные этапы в развитии общества причинно обусловленны развитием технических средств информационной связи.
80-е годы характеризуются социальным конструктивизмом- с одной стороны СМК оказывают можное воздействие, конструируя социальную реальность, формируя образы реальности на предсказуемый манер. При этом отличием от первого этапа является то, что влияние СМК не считается универсальным и неизбежным и основанно на специальных (правильных) коммуникационных технологиях, используемых в специальных (правильных) обстоятельствах.
С другой стороны, рассматривается взаимодействие между СМК и аудиторией.
Сообщение СМК рассматривается как часть процесса, спомощью которой индивиды конструируют значение, общественное мнение.
6.Массовая культура: понятие и особенности
Содержание социальной коммуникации определяется целями, которые она призвана реализовывать- обеспечение жизнеспособности соццима и различных аспектов его существования.
Понятие «базовые» (первоначальные) системы коммуникации- позволяет определить характеристики общественных систем.
Исследователь Холл (1996) выделил критерии оценки состояния социальной среды, которые объеденины вокруг трех полюсов:
Первый полюс- «ядро»- включаются понятия: существование, объединение. Его содержание обусловлено необходимость выживать и репродукции человека, и для того, чтобы выжить, живые существа объединяются
Второй полюс- «ориентация», «позиционирование». Содержит понятие территории и времени, т.е. основные элементы, вокруг которых индивидуумы общаются с окружающей средой и между собой
Третий полюс- в процессе общения индивиды развивают эмоциональную, чувствительную сферу, накапливают знания.
Любая общность людей , имеющих свою культуру может быть охарактеризована категориями.
Категории, определяющие массовую культуру:
1. Осознание себя и пространства- разные культуры имееют свое собствеенное представление о комфортной индивидуальной зоне
2. Коммуникация и язык- система вербальной и невербальной коммуникации отличает одну культуру от другой.
3. Одежда и внешний вид
4. Еда и правила поведения за столом
5. Время и его восприятие (одни пунктуальны, другие обращаются со временем свободно)
6. Взаимоотношения (каждая культура закрепляет определенные человеческие отношения в зависимости от возраста, пола, статуса, достатка)
7. Нормы и ценности
8. Система религиозных убеждений и представлений
9. Умственная деятельност и методы обучения ( в разных культурах люди по-разному думают и учатся)
10. Организация труда и отношение к работе(отношение к труду, основные виды трудовой деятельности, разделение труда, методы и принципы работы отличают одну культуру от другой).
Тема3 Виды коммуникаций