Основные признаки нормально функционирующей семьи.
Основные признаки дисфункциональных семей.
1. Это чрезмерно сплоченная семья – симбиотическая семья, запутанная. В таких семьях очень мало личного пространства; жесткие внешние границы и слабые внутренние.
2. Члены семьи дистанцированы друг от друга, узы привязанности слабы. Члены семьи подчеркивают свою независимость. Отмечается низкий уровень сплоченности (Я и ОНИ)
3. Ригидная семья: установлены жесткое лидерство. От членов семьи требуется строгая дисциплина, правила и нормы неизменные.
4. Хаотичная семья хар-ся отсутствием лидерства, норма, семейного режима, наблюдается хаос ролей (непонятно кто за кого отвечает).
5. Как правило, существуют коалиции – связи между отдельными членами семьи. В этой коалиции наблюдается тесный симбиоз. Чаще всего это: мать+ребенок против отца; бабушка+ребенок против матери (в случае если мать разведена, особенно, если бабушка молодая); мать+младший ребенок против других детей. Коалиция может быть скрытой.
6. Возможна перевёрнутая иерархия: взрослые уступают детям главенствующую роль
7. Обычно наблюдается нарушение коммуникации: неумение слушать вести диалог (занимать заинтересованная внимательную позицию). Дети из таких семей не смотрят в лицо.
8. В таких семьях нет уважения, терпимости друг к другу.
9. Оценка друг другом в ДФС отрицательная, детей не хвалят. В этих семьях чаще бывают ссоры, конфронтации, конфликты переходят в скрытые, т.к. не находят конструктивного решения. Затем этот конфликт может стать явным в самый неожиданный момент.
10. Присутствует либо авторитарная власть, либо борьба за власть между супругами. В борьбе за власть каждый намеренно или ненамеренно провоцирует те или иные проявления в супруге, которые раздражают (из чего снова появляется новый повод для конфликта).
11. ДФС – почта для возникновения конфликтов.
Дисфункциональные семьи |
Негибкость ролей, функции ригидны |
Правила негуманны, им невозможно следовать |
Границы либо отсутствуют, либо ригидны |
Коммуникации непрямые и скрытые; чувства не ценятся |
Поощряется либо бунтарство, либо зависимость и покорность; индивиды неспособны разрешать конфликты |
Исход: неприемлемый и деструктивный |
Основные признаки нормально функционирующей семьи.
Это семья благополучная, счастливая, в ее основе во многом лежит гармоничное супружество.
Характеристики НФС:
1) Способна к развитию и изменению
2) Справляется со своими функциями
3) Успешно проходит через критические периоды жизни семьи (кризисы детей, их сепарация, уход из семьи, болезнь членов семьи, смена места жительства и пр.)
4) Открыта к общению с другими людьми (соседями, родственниками, друзьями). Отмечают праздники, радуются им
5) Высокий уровень эмоционального общения, высокий уровень принятия друг друга. Принятие друг друга – не любовь, но ее основа. Можно принимать, но относиться нейтрально.
6) Уважение автономности друг друга, права на тайну, уединение
7) В такой семье люди дорожат друг другим и стараются не доводить разногласия до скандала. Люди идут на компромисс. Они обсуждают свои проблемы, эффектно решают проблемы
8) В этих семьях отмечается нормальное распределение ролей.
Нормальные роли мужчины:
(1) Отец детям
(2) Муж жене
(3) Сын своих родителей
Нормальные роли женщины:
(1) Мать детям
(2) Жена мужу
(3) Дочь родителям
9) Соблюдается принцип Отто Ранга: в семье должен соблюдаться баланс интересов – не только родители считаются с потребностями ребенка, но и ребенок считается с потребностями родителей.
10) Эти семьи предполагают, что люди имеют право на ошибки, и семья не откажется от этих членов семьи. Хотя в сложных ситуациях супруги разводятся, но они остаются родителями своим детям и друзьями друг другу.
Нормально функционирующие семьи |
Гибкость ролей, взаимозаменяемость функций |
Правила гуманны и способствуют гармонии, поощряется честность |
Границы признаются и уважаются |
Коммуникации прямые; чувства открытые, свобода говорить |
Поощряется рост и независимость; индивиды способны видеть конфликты |
Исход: приемлемый и конструктивный |
6. Сущность и структура семейных представлений.
В ходе жизнедеятельности семьи у ее членов формируется представление о семье: о себе как члене семьи, личности других ее членов, условиях жизни, целях, основных ситуациях, с которыми семья имеет дело, проблемах, с которыми сталкивается, социальном окружении и взаимоотношениях семьи с ним. Представления эти играют огромную роль в жизни семьи. От того, как индивид представляет себе личность других членов (их психологические особенности, чувства, мысли), возможности, которыми располагает семья, в чем усматривает основные проблемы, во многом зависит и то, какие потребности он стремится удовлетворить в семье, как он относится к различным сторонам ее жизни, как он понимает поступки и намерения других членов семьи, относится к удачам и неудачам. Совокупность вышеуказанных представлений семьи складывается под влиянием широкого круга факторов. Это, в первую очередь, представления социальной среды, на которую ориентируется семья,— ее референтная группа, социально-экономические и культурные условия, в которых находится семья в настоящее время и в которых находилась в прошлом, личный опыт совместной жизни и семейный опыт, принесенный из родительского дома.
Существует несколько концеций, предложенных для изучения семейных представлений:
1. «Семейные мифы». Была выдвинута концепция нарушенных представлений о семье (семейных «мифов») и показана их роль в возникновении ряда семейных и личностных нарушений. Понимание необходимости изучения семейных представлений отмечается в работах по семейной психотерапии и в призывах выявить то, как представляется жизнь семьи, взаимоотношения в ней каждому отдельному ее члену. Указывается на необходимость изучения не только объективной картины жизни семьи, какой она представляется исследователю, но и «внутренней картины семьи» в восприятии ее самими членами семьи.
2. «Стереоскопического подход». Согласно этому подходу к изучению семьи требуется учет различий в представлении о своей семье у разных ее членов.
Между тем, изученность данного вопроса не идет ни в какое сравнение с его актуальностью, со значимостью представлений в жизни семьи. Без ответа остаются пока многие важные вопросы: о сущности и структуре семейных представлений, путях их формирования, способах, какими они оказывают воздействие на жизнь семьи, видах их нарушений и причинах этого. В то же время современное состояние науки и прежде всего имевшее место в последние годы значительное продвижение в изучении когнитивных процессов личности создает возможности более полного и всестороннего их изучения и учета при семейной психотерапии. Речь идет о достижениях в изучении так называемых «наивных представлений» [Clauss D., 1981], «ситуационных сценариев» [Величков-ский Б. М., 1982], процессов «каузальной атрибуции» [Келли Г., 1984] и др.
Семейная жизнь состоит из значительного количества типовых моментов — «ситуаций»: завтрак, возвращение с работы, совместный просмотр телепередачи, обсуждение новостей, семейный конфликт, приобретение новой вещи. Точно так же «ситуационно» представление о жизни семьи. Когда индивид характеризует жизнь своей семьи, принимает решения по тем или иным вопросам, перед его мысленным взором проходят те или иные семейные ситуации.
3. Психосемантический подход. Развитие современной психологии, в частности в рамках одного из ее направлений — психосемантики, выявило наличие в сознании людей своеобразных «типовых сценариев» самых различных ситуаций, в том числе и семейных; это могут быть семейные праздники, семейные ссоры, встреча друзей, совместное посещение кино, завтрак и г. д. Именно эти типовые сценарии применяются членами семьи, когда им нужно разобраться в семейной ситуации, в поведении других членов семьи, составить себе представление о чем-то происходящем в семье[Величковский Б. М., 1982; Hoffman H., 1986]. Проведенные исследования показали ошибочность широко распространенного мнения, что представление индивида о той или иной ситуации формируется исключительно или хотя бы в основном в тот момент, когда он сталкивается с ней. Напротив, уже имеющийся у индивида к моменту встречи с такой ситуацией сценарий ее развития во многом предопределяет, что он увидит в ней, как он ее воспримет.
4. Наивные теории. «Наивными теориями» принято называть обыденные представления о закономерностях природной и социальной среды. Это представления людей, не получивших специальной подготовки в области психологии о психологических особенностях человека вообще, и определенных категорий людей (женщин, мужчин, детей) в частности. Примерами таких «наивно-психологических теорий» являются, многочисленные суждения, используемые индивидом при регулировании своих семейных отношений, типа: «стерпится — слюбится», «общее горе сближает», «если подчинишься раз-другой, то это войдет в привычку», «женщины лучше разбираются в одежде и еде, чем мужчины», «любая жена стремится прибрать мужа к рукам». Эти суждения по своей сути психологические, так как содержат утверждения о психологических качествах личности. Такие (разные у разных людей) «наивно-психологические теории» играют огромную роль в формировании семейных представлений, в интерпретации поведения других членов семьи и своего собственного. Особое значение имеют представления членов семьи о взаимосвязях между различными психологическими качествами индивида, о том, как разные психологические особенности проявляются в поведении [Петренко В. Ф., 1983; Шмелев А. Г., 1982].
5. Исследования в области «каузальной атрибуции» показали, что, пытаясь разобраться в том, что происходит в семье и за ее пределами, члены семьи чаще всего неосознанно применяют ряд правил и примеров [Heider F,, 1980]. Все они участвуют в формировании представлений членов семьи о семье и взаимоотношениях в ней. Этими исследованиями установлено, что представления (в том числе и семейные) являются достаточно сложными, системно организованными и относительно устойчивыми образованиями. Их сложность и системная организованность в том, что составные элементы этих представлений взаимно обусловливают друг друга. Их устойчивость находит отражение и в возможности применения одного и того же представления к широкому кругу ситуаций. Так, сложившееся в детстве представление о лице, обладающем авторитетом, может сохраняться на многие годы, определяя поведение во взаимоотношении с авторитетом и тогда, когда индивид давно стал взрослым.
В силу взаимосвязи между элементами семейных представлений они относятся к классу так называемых мыслительных моделей [Чернов А. П., 1979]. Это означает, что, принимая те или иные решения, пытаясь предвидеть последствия тех или иных изменений, член семьи мысленно «проигрывает» ту или иную ситуацию, пытаясь найти ответ на вопрос; что произойдет в семье, если он предпримет определенные шаги, если произойдут те или иные события? Системная организация проявляется и во взаимосвязи представлений о различных сторонах жизни семьи.
Представление о своей семье в целом включает такие «подсистемы», как информация об отдельных сторонах ее жизни: материальном положении, воспитании, взаимоотношениях индивида с другими членами семьи и т. д. В нее входят и представления об отдельных ситуациях, из которых состоит жизнь семьи, обычном поведении ее членов и т. д.
Основные особенности и функции семейных представлений:
1. В отличие от объективного положения, т. е. того, какой семья является в действительности, семейные представления всегда с е л е к т и в н ы, они отражают лишь некоторую часть, отдельные аспекты жизни семьи. Когда мы говорим о семейных представлениях, используемых индивидом при решении семейных проблем, необходимо делать различие между информацией, реально включаемой в такое представление, и той, которая могла бы быть включена. Между тем изучение именно этих «реальных» представлений имеет особое значение для понимания поведения членов семьи и его коррекции. Для того, чтобы индивид мог в различных семейных ситуациях принимать правильное решение, очень важно, чтобы его представление включало важнейшие, наиболее существенные черты данной ситуации и, далее, чтобы эти существенные черты были отражены правильно, адекватно. В противном случае мы будем иметь дело с одним из нарушений семейных представлений: неполнотой представления (не все существенные черты отражены) или его ошибочностью (по одному или нескольким существенным признакам у индивида есть информация, но она ошибочна).
2. Семейные представления играют значительную роль в управлении восприятием индивидом различных семейных ситуаций. Они определяют не только то, что именно представляется индивиду само собой разумеющимся и неизменным, но и то, какую информацию индивид стремится получить, попав в ту или иную ситуацию. Это связано с тем, что представление о ситуации существует у индивида, как было показано выше, еще до момента, когда он с ней реально встретился (в виде «типового сценария», «наивных психологических представлений»). Однако определенную часть представления индивид уже доопределяет в момент столкновения с ситуацией. Встретившись после работы, супруги не интересуются тем, не поглупел ли другой супруг за день (эта часть представления устойчива и определенный уровень умственных способностей в этой ситуации воспринимается как нечто, само собой разумеющееся), но уже в первый момент встречи пытаются выяснить, каково настроение супруга, сильно ли он устал. И исследования над «типовыми сценариями» показали, что поиск определенной информации является одной из важных частей практически любого сценария. Попав в любую ситуацию, индивид, во-первых, нечто уже знает о ней заранее и, во-вторых, нечто лишь предполагает и стремится уточнить, собрав определенную информацию. Направление сбора такой информации, а именно, что интересует индивида, обычно заложено в сценарии. Поэтому в изучении представлений о семье можно найти ответ на чрезвычайно важный для понимания нарушений в функционировании семьи вопрос, и именно о причинах «информационной слепоты» членов
семьи: почему они не замечают, казалось бы, очевидных и очень важных для успешного функционирования семьи фактов.
Проблема выявления и изучения представлений о семье. Прямыми вопросами можно выявить, что индивиды думают и знают о своей семье. Однако эти ответы покажут лишь то, что индивиды знают, но не отразят представлений, которые используются реально в решении практических семейных проблем. В психологии для изучения представлений индивида пользуются довольно сложными экспериментальными процедурами, малопригодными для клинических целей [Heckhauzen H., 1986].
7. Проблемы молодой семьи.
В разделе Закона «Основные направления государственной молодежной политики в РФ», опубликованном в «Российской газете» (1993) дано определение «молодой семьи»: «Молодая семья – это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей – без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста».
Молодая семья представляет собой наиболее хрупкую и неустойчивую категорию семьи, имеющую ряд особенностей и нуждающуюся в большей поддержке (как психологической, так и социальной). Молодые люди вступают в брак по разным причинам, в том числе и по причине того, что они находятся под влиянием влюблено-романтического настроения. Однако не стоит забывать о том, что у каждого человека, существуют определенные представления о брачном союзе, порой нереалистичные, мифологизированные, а также конкретные ценностные ориентации (не всегда осознаваемые), через призму которых они воспринимают мир и своего партнера, оценивают действительность и регулируют собственное поведение.
До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшие среди них — это проблемы психологической адаптации супругов к условиям семейной жизни в целом и психологическим особенностям друг друга. В этот период завершается (в случае, если имели место добрачные отношения) или осуществляется взаимная сексуальная адаптация супругов. Значительные усилия на данной стадии развития семьи, как правило, прилагаются для «первоначального семейного обзаведения» [Гордон Л. А., Клопов Э. В., 1972]. Речь идет о решении проблемы жилища и приобретении совместного имущества. Наконец, именно на данном этапе развития семьи складываются отношения с родственниками, особенно если молодая семья, как это чаще всего бывает, вначале не имеет собственного жилища.
Сложный процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей — количество и причины разводов.
Кроме психологических трудностей и изменений в паре важным фактором усложнения адаптации являются социальные факторы. Дело в том, что молодые семьи прежде всего связаны с молодым возрастом мужчины и женщины, что обуславливает их социальный статус в обществе, недостаточный уровень материального благосостояния, проблемы с территориальным определением (где жить),; в случае, если молодые проживают совместно с чьими-то родителями, это может привести к конфликтам с прародительской семьей, неверное распределение семейных ролей, введение дополнительных психологических стрессоров («две хозяйки на кухне») и т.п.
8. Патологизирующие семейные роли.
Психологическая роль, закреплённая в сознании участников общения является характеристикой того или иного члена семьи. В этих ролях отражается отношение членов семьи к одному из членов семьи, его место в семье.
Инверсия воспитательных ролей, когда бабушка играет роль матери, мать - отца, а последний - роль “приемного сына”. Выход матери из своей роли сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний. (из Захарова)
Невротизирующие матери по Захарову: «Царевна Несмеяна», «Снежная Королева», «Спящая Красавица», «Унтер Пришибеев», «Суматошная» мать, «Вечный ребенок». Роли весьма условны, но все же.
1) “Царевна Несмеяна”. Всегда чем-то озабочена и обеспокоена, повышенно принципиальна и честолюбива, сдержанна в выражении чувств и эмоций, доброты и отзывчивости. Не признает детской непосредственности, шума и веселья, считает это пустым времяпрепровождением. Никогда не смеется, любит иронизировать. Имеет навязчивую потребность делать замечания, стыдить, читать мораль, выискивать недостатки. Больше всего боится избаловать ребенка. Часто поступает подчеркнуто правильно, но, что называется, “без души” и учета реальных обстоятельств.
2) “Снежная Королева”. Любит повелевать, держит всех на расстоянии, жестока и непреклонна, внутренне холодная и неотзывчивая, расчетливая и эгоистичная, равнодушная к страданиям других, считает ошибки заблуждениями, недостатки - пороками, а любую критику в свой адрес - злым умыслом.
3) “Спящая Красавица”. Склонная к мечтательности, депрессивному мироощущению и пессимизму, заторможенная, нарцистическая (самовлюбленная) натура, пребывающая в плену своих идеализированных представлений, ждущая своего “принца”, разочарованная и усталая, погруженная в свои мысли и переживания, отстраненная от ребенка и его потребностей, обращающаяся с ним как с живой куклой.
4) “Унтер Пришибеев”. Недостаточно чуткая, часто грубая и безапелляционная, во всем командует детьми, понукает, принижает их чувство собственного достоинства, с недоверием относится к их опыту, самостоятельности, легко раздражается и выходит из себя, гневлива и раздражена, придирчива и нетерпима к слабостям и недостаткам, часто прибегает к физическим наказаниям, долго помнит плохое.
5) “Суматошная” мать. Неустойчивая, взбалмошная, неугомонная, непоследовательная и противоречивая. В своих действиях и поступках бросается из одной крайности в другую, часто взрывается, кричит, любой пустяк превращает в трагедию, из ничего создает проблемы и на них же бурно реагирует.
6) “Вечный ребенок”. Мать, которая не стала взрослой, по-детски обидчива и капризна, драматизирует любые события, жизнь считает невыносимой, детей - обузой, себя - жертвой обстоятельств, постоянно ищет помощь и поддержку, покровительства. Не может справиться с самыми обычными проблемами детей, охотно сдает их “на поруки” кому-либо, страдая при этом от своего чувства бессилия и беспомощности.