Коммуникативные особенности деятельности спортсмена
Взаимоотношения в спортивной команде делятся на отношения по горизонтали - «спортсмен - спортсмен» и по вертикали - «тренер - спортсмен». Они оказывают существенное влияние на результативность деятельности. Характеристика взаимоотношений в системе «тренер - спортсмен»
Выделяют три параметра оценки тренера спортсменом (Ю.Л. Ханш, 1980): гностический - характеризует профессиональную компетентность тренера; эмоциональный - связан с привлекательностью личности тренера; поведенческий - отражает особенности поведения, общения, эффективность воспитательных воздействий тренера.
Система «спортсмен - тренер» подчиняется закономерности «потребность - рост результатов - отношение к тренеру» в том случае, если первый компонент «потребность» удовлетворяется вторым - «рост результатов».
Отношения тренера к ученикам обусловлены: отношением спортсменов к учебно-тренировочному процессу, их поведением на соревнованиях, уровнем нравственности спортсменов, дисциплинированностью, системой ценностей и потребностей, реакцией на управляющие воздействия тренера, а также личностными качествами тренера, уровнем его культуры и др.Связь между результативностью и отношениями с тренером обусловлена отношением спортсмена к тренировочной и соревновательной деятельности.
Все взаимоотношения в команде формируются с учетом статуса, который имеет каждый ее член. Вся группа выполняет хотя и однородную деятельность, но по-разному, в зависимости от отношения к ней, способностей, личностных качеств, амплуа, ситуаций и т. д. В результате этого происходит самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами, отвести каждому, в том числе и себе, место в иерархической структуре команды.
В каждой команде есть лидеры, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, и есть аутсайдеры, которых не воспринимают товарищи и общаются с ними вынужденно, к их мнению не прислушиваются. Кроме этих двух категорий есть спортсмены, занимающие промежуточное положение. Отношения в спортивной команде не бывают постоянными, они находятся в динамике, что требует постоянного участия тренера в их развитии.
26. Конфликты в спортивной деятельности: причины, виды и профилактика.
Главная содержательная сторона спортивной деятельности заключается в стремлении спортсмена или команды к превосходству над противником. Зачастую такое противоборство характеризуется нарушением моральных норм поведения, спортивной этики, ущемлением одной из существенных потребностей личности, связанных с ее социальным статусом, притязаниями, престижем и т. д. и может привести к конфликту.
Конфликт (от лат. conflicto, are - сталкиваться, бороться) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций.
В конфликте выделяют: конфликтную ситуацию, инцидент, конфликтное взаимодействие.
Рассматривая конфликт как динамическое явление, необходимо выделить в нем следующие этапы: предупреждение конфликта, развитие, разрешение и выход из конфликта.
Конфликтом нужно уметь эффективно управлять.
Рекомендуются следующие меры профилактики конфликтов:
а) постоянно держать в поле зрения характер взаимоотношений спортсменов в группе, фиксировать его изменения;
б) заботиться об установлении доверительных отношений со спортсменами, чтобы получать всю необходимую информацию от них самих, не прибегая к помощи посредников;
в) грамотно пользоваться критериями оценки - нормативным, сопоставительным и личностным - для регуляции отношений в команде по линии «сотрудничество - конкурентность»;
г) переводить конфликтные ситуации между спортсменами в русло спортивного соперничества, где они могли бы выявлять отношения в рамках правил;
д) содействовать формированию благоприятного социально-психологического климата в команде путем утверждения справедливых норм взаимоотношений.