Возможные отрядные дела оргпериода

Оргпериод

Адаптация бывает:

  • Биологической – адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например: температура, влажность, атмосферное давление, питание и т.д.
  • Психологическая или социальная – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например: правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.)

Задачи:

  • Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;
  • Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;
  • Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;
  • Определение места (статуса) в коллективе;
  • Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
  • Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;
  • Формирование групповых норм, ценностей и традиций

Уровень отряд-ребенок:

· преодоление стресса от смены обстановки

· организация группировок, распределение в них ролей

· принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)

· вхождение в состояние успеха

· сплочение отряда, осознание коллективом себя

· срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)

· преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)

Уровень вожатый:

· формулирование задач и методов их решений

· формулирование этических норм существования в отряде и лагере

· подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха

· позиционирование вожатого

· оценка приехавших детей

· анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними

· формулирование законов существования в отряде и этических норм

· ввод отряда в состояние успеха

· подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм

· отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)

· преодоление срыва отряда

Советы вожатому:

· до сбора нужно часто сменять временных командиров (это даст возможность увидеть на этом посту ребят-лидеров);

· лучше, чтобы ребята сами выбирали временного командира;

· индивидуальные беседы проводите только наедине;

· больше отрядных дел — это главный фактор формирования коллектива;

· больше перегруппировок в творческих делах в оргпериод;

· трудную работу — лучшим;

· название, песня, девиз, эмблема — лицо отряда;

· дисциплина — главное условие благополучного пребывания в лагере. Именно поэтому, особенно в оргпериод, требуйте, чтобы чётко выполнялись все законы, нормы, режим дня, санитарно-гигиенические правила.

· Основной вид деятельности вожатого:

· Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя, сотрудников лагеря

Возможные отрядные дела оргпериода

· Игры на знакомство ('Снежный ком', 'А я еду', 'Здравствуйте', 'Ипподром', 'Зоопарк' и др.).

· Игры на выявления лидера ('Лидер' и др.).

· Игры на сплочение коллектива ('Взаимодействие' и др.).

· Огонек знакомств ('Расскажи мне о себе' и др.).

· Игры на выявление творческих способностей: работа в микрогруппах (КТД 'Ромашка' и др.).

· Анкетирование.

· Знакомство с лагерем (экскурсия, законы и традиции, легенды, 'Шифровка' и др.).

· и другое...

Показатели успешной работы.

· Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план.

· Все знают имена друг друга.

· Знают территорию.

· Обеспечена узнаваемость отряда.

· Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят.

· Принятие норм и правил жизни, налажен быт.

· Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах

Результатом прохождения оргпериода является сложившийся коллектив, принявший законы существования в условиях лагеря, с принятым отрядом комплексом этических установок (что круто- что «отстой»), комфортной для ребенка психологической атмосферой. Все это формирует своеобразный «туннель реальности» в рамках которого, Лагерь- отличное место, то что мы делаем – это здорово, для нас нет слов «трудно», «я не буду, не хочу», «круто» быть творческим и ярким, здесь я могу получить то, что не получу нигде (перспективы личностного роста), выполнение правил поведения – условие существования «нашего отличного мира» и т.д.

Основной период смены

Задачи:

· Моделирование ситуации успеха;

· Предоставление свободы выбора;

· Создание положительного эмоционального настроя;

· Создание условий для активности ребенка;

· Поддержание положительного эмоционального настроя;

· Организация взаимодействия;

· Поддержание групповых норм.

Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.

Задачи первого этапа основного периода:

· создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;

· развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;

· создать условия для работы органов соуправления;

· корректировать нормы общения, поведения, отношений.

На втором этапе основного периода задачи следующие:

· организовать коллективно-творческую деятельность;

· создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления;

· показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;

· корректируются межличностные и коллективные отношения.

Для ребенка важно

· Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.

· Бодро пересечь 'экватор смены'.

· Участие в межотрядных и дружинных делах.

· Реализация собственных идей.

· Самореализоваться как личность.

· Чему-то научиться.

· Отдых и оздоровление

· Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.

· Проявление своей самостоятельности.

· Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности;

· Возможность проявить себя лидером

Уровень вожатый:

· решение личностных проблем ребенка

· решение задач его личностного роста

· подтверждение этических установок, заданных в отряде

· поддержание вожатых в состоянии успеха

· формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе

Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на

· отрядный (около 5 дней - в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.),

· межотрядный (около 5 дней - знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и

· лагерный (около 5 дней - большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.).

Наши рекомендации