Основные типы процессов управления
В зависимости от характера выполнения этапов различают следующие типы процесса управления:
Линейный тип, который характеризуется строгой последовательностью осуществления этапов и используется тогда, когда есть полная определенность относительно осуществления каждого из этапов. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным. (Рис. 6)
Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью дополнительной корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. (Рис. 7)
Разветвленный тип процесса управления заключается в методологическом разделении действий на некоторых этапах. Он используется тогда, когда существует невозможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной, ключевой проблемы, принятия единственного решения по всей совокупности проблем. Тогда осуществляется многоаспектная оценка ситуации, когда по каждому из аспектов возможно выделение отдельной проблемы и нахождении в соответствии с этим либо серии решений, либо одного комплексного решения, но включающего в себя целый спектр различных аспектов состояния системы и требующих разрешения проблем. (Рис. 8)
Рис. 6. Линейный процесс управления
Рис. 7. Корректируемый процесс управления
Рис. 8. Разветвленный процесс управления
Рис. 9. Ситуационный процесс управления
Рис. 10. Поисковый процесс управления
Рис. 11. Целевой процесс управления
Рис. 12. Программный процесс управления
Ситуационный тип процесса управления отличается тем, что он начинается как бы с ситуации, из которой главным образом исходит и поиск проблемы, и разработка решения. Он используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняется после прохождения последующих этапов. В этом случае сначала формулируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы или даже разработки решения.
Это возникает тогда, когда не представляется возможным достаточно полно и определенно сформулировать цель воздействия – либо за недостатком времени, либо при недостаточности необходимой информации, или ввиду исключительной новизны, оригинальности, нетипичности замысла. (Рис. 9)
Поисковый тип процесса управления, напротив, исходит их полной ясности цели воздействия, но невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему. Это бывает, когда нет соответствующих показателей или они неполно характеризуют состояние системы. Тогда решение разрабатывается на основе цели, оценки ситуации, и уже на основе решения уточняется ситуация. Далее происходит корректировка решения по выбранной и сформулированной цели и новым возможностям оценки ситуации. (Рис. 10)
Целевой тип процесса управления отражает особое влияние цели на все этапы процесса управления. Они становятся привязанными к цели, исходят главным образом и непосредственно из цели. При этом типе процесса управления необходима декомпозиция цели, построение дерева целей, потому что только предельно-конкретное понимание целевых установок открывает возможность такого места и роли цели в процессе управления. Этот тип предполагает не только научно обоснованное формулирование цели и ее декомпозицию, но и определенную социально-психологическую атмосферу понимания и принятия этой цели в управляемой системе. (Рис. 11)
Программный тип процесса управления представляет собой некоторую модификацию целевого типа, которая заключается в разработке программы на этапах оценки ситуации и выделения проблемы. Программа в этом случае является как бы интегрированным этапом процесса управления, следующим за целеполаганием и предшествующим управленческому решению. Программа становится основой для разработки комплексных управленческих решений, в максимальной степени соответствующих цели управления. (Рис. 12)
Знание различных типов процесса управления необходимо для обоснованного и эффективного выбора определенных технологических схем разработки управленческих решений.
Понятие целей управления, структура и содержание целей управления
Исходным пунктом управления является формирование и выбор целей управления. Цели можно определить как желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы в обозримом будущем. Цели:
1) концентрируют внимание и усилия на определенных направлениях;
2) могут служить в качестве нормативов, с которыми следует сопоставлять результаты;
3) могут служить в качестве механизма для обоснования затрат ресурсов;
4) могут повлиять на структуру и мотивы и особенности, как индивидов, так и организаций.
5) В последние 15-20 лет проведены обширные исследования по вопросу о влиянии постановки целей на мотивацию и эффективность. Установлено:
1. Трудные цели ведут к более высокой результативности по сравнению с легкими целями.
2. Конкретные сложные цели ведут к более высокой результативности, чем отсутствие целей или их постановка в общем виде типа: «Делайте максимум возможного».
3. Цели опосредуют или смягчают влияние, которое оказывают на денежные стимулы, недостаток времени, знание результатов, участие в принятии решений, конкуренция и т.д.
Формирование цели управления может осуществляться по следующим этапам.
1. Выделение необходимых обстоятельств, закономерных состояний системы и включение их в цель управления.
2. Определение возможных, но нежелательных обстоятельств и состояний, которых следует избегать и от которых надо ограничить цель управления.
3. Определение возможных и желаемых обстоятельств и состояний и включение их в цель управления.
4. Отграничение цели от желательных, но объективно невозможных обстоятельств и состояний системы.
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного подхода к определению их состава не может обойтись ни одна организация, независимо от ее размеров специализации, вида, формы собственности (табл. 12). В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели (рис.13).
Рис. 13. Методологические особенности определения цели управления
Таблица 12