Роль прокуратуры в противодействии экстремизму

Аннотация: В данной работе рассмотрены основные факторы, ведущие к проявлению экстремизма и способы противодействия ему со стороны прокуратуры РФ. Проанализированы проблемы в реализации основных задач по борьбе с экстремизмом в деятельности прокуратуры РФ.

Ключевые слова: Экстремизм, ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», анализ причин возникновения экстремизма, способы борьбы с экстремизмом в РФ.

Политический экстремизм – это противоправное, общественно-опасное деяние, которое выражается в полном или частичном отрицании сложившегося общественного устройства, несущее угрозу национальной безопасности и целостности любой страны.

По словам Президента РФ В.В. Путина «борьба с терроризмом и экстремизмом - это борьба за сохранение российской государственности». Концепция национальной безопасности является важнейшей составляющей национальных интересов России и включает в себя защиту личности, общества и государства от экстремизма и терроризма.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" статья 1 сказано, что экстремизм может иметь различные формы преступной деятельности, такие как «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации», а именно: терроризм, участие в массовых погромах в городах, проведения несанкционированных протестных акций, провокации и нападение на представителей правоохранительных органов во время проведения протестных акций, преступления против личности на почве расовой, этнической и национальной неприязни.

В статье 3 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" для выявления и пресечения экстремизма, актов терроризма закреплен комплекс мероприятий: наказание виновных в совершении экстремистских действий, предупреждение этих действий, а также определение и устранение факторов, способствующих возникновению и развитию экстремизма и, в обязательном порядке, защиту прав лиц, которые осуществляют борьбу с экстремизмом. Противодействие экстремизму осуществляют федеральная служба безопасности страны, органы государственной власти, правоохранительные органы, в том числе прокуратура РФ. Их деятельность сложна и разнообразна, включает в себя оперативно-розыскные мероприятия, контроль за ситуацией в местах большого скопления людей и на транспорте, контроль за проявлением экстремизма в СМИ и Интернете и т.д.

Ни в одной стране мира на данный момент не существует разработанной технологии, гарантирующей предупреждение, уничтожение экстремизма и терроризма. Ни наукой, ни различными ветвями власти не разработаны способы противодействия и конкретные принципы государственной политики в этой области. Современная наука только исследует направления, которые могут повлиять на предотвращение экстремистской деятельности.[15]

Экстремистские идеологии, порождающие терроризм, создаются на основе политического, социального, экономического неравенства в обществе.

Однако, устранение социально-экономических и политических противоречий и ликвидация неравенства не гарантирует окончательного исчезновения экстремизма. Одной из основополагающих задач по предотвращению экстремизма является и борьба с идейной базой.

По мнению ученых, в России широко распространяется экстремизм основанный на этнической и расовой нетерпимости, а также политический экстремизм неофашистского толка, основанный на идеях группового неравенства, на пропаганде тоталитарного порядка и ненависти.

Роль прокуратуры в противодействии экстремизму заключается в реализации нескольких приоритетных направлений стратегии борьбы с экстремизмом.

Прокуратура РФ должна выявлять случаи распространения через средства массовой информации экстремистских материалов, факты, свидетельствующие о наличии в их деятельности признаков экстремизма и выносить «предостережение» и «представление» о недопустимости распространения экстремистских материалов или осуществления экстремистской деятельности. По закону о противодействии экстремистской деятельности органы прокуратуры могут, при наличии признаков экстремизма в печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалах, вносить в федеральный суд по месту нахождения организации представление об установлении наличия в информационных материалах таких признаков, с целью их изъятия по решению суда.

По пункту 1.4 приказа Генеральной прокуратуры от 22 октября 2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму», в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии терроризму, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", необходимо: «Особое внимание уделять надзору за исполнением требований законов, направленных на исключение фактов пропаганды идей терроризма, распространения материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих (оправдывающих) необходимость ее осуществления. Обеспечить систематический мониторинг средств массовой информации. При выявлении информационных материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, безотлагательно решать вопрос о направлении материалов в следственные органы для решения вопроса об уголовном преследовании, а также о применении иных мер прокурорского реагирования».

Например, аппеляционное определение Омского областного суда от 16 октября 2013 по делу № 33-6677/2012 - прокурор Центрального административного округа города Омска Попов М.Н обратился в суд с исковым заявлением к компании «Мегафон» о закрытии доступа к интернет-сайтам экстремистской направленности. Также Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25.09.2013 по делу N 33-10475/2013 по иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области в защиту прав неопределенного круга лиц к ОАО "Ростелеком" в лице Волгоградского филиала ОАО "Ростелеком" о прекращении обеспечения технической возможности доступа пользователей к вредоносным Интернет-ресурсам

Следующим элементом стратегии противодействия экстремизму является борьба с распространением религиозно-политического экстремизма. Несмотря на глубокую угрозу, которую несет религиозно-политический экстремизм государственной целостности России, несмотря на террористическую направленность борьбы религиозных экстремистов, в России до сих пор нет четкой позиции относительно радикальных религиозным течениям, нетрадиционным для страны. Для этого устранения этой угрозы необходимо совершенствовать законодательство, регулирующее правовой режим пребывания иностранцев в Российской Федерации.

Для повышения эффективности работы в этом направлении Генеральная прокуратура Российской Федерации издала Распоряжение от 16 декабря 2008 года «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению иди национальной розни и религиозного экстремизма», в котором говорится следующее:

«Анализ имеющейся информации показывает, что экстремистские проявления становятся одним из основных факторов, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Неуклонно повышается степень организованности экстремистов. Для достижения своих целей они активно укрепляют межрегиональные связи, широко используют новейшие информационные и коммуникационные технологии, повышают уровень конспиративности при подготовке публичных акций.

Экстремизм под прикрытием ислама перешел в ряд явлений, существенно влияющих на криминогенную обстановку в России. Результаты раскрытия террористических актов свидетельствуют о том, что 90% лиц, участвовавших в их подготовке и совершении, имеют прямое отношение к "исламским" экстремистским организациям».

«Высокий уровень нелегальной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства существенно влияет на рост числа экстремистских проявлений. При этом зачастую не соответствует предъявляемым требованиям государственный контроль за порядком пребывания иностранцев на территории России…». В данном распоряжении меры по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений, цели или действия которых имеют экстремистскую направленность, считаются приоритетными. Комплекс мер включает в себя необходимость контроля со стороны органов прокуратуры за соблюдением правового режима пребывания иностранцев в России и противодействия любым нарушениям закона в этой области. Пресечению незаконной миграции, незаконного передвижения по территории страны иностранных граждан и лиц без гражданства.

Практика правоприменения по пресечению деятельности общественных и религиозных объединений содержит немало проблем в реализации политики противодействия экстремизму. Например, определение Верховного Суда РФ от 19.06.2013 N 67-АПГ13-7 - В удовлетворении требований о запрете деятельности религиозной группы, признании деятельности религиозной группы экстремистской отказано, поскольку имеются данные, предусмотренные ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", для принятия решения о правомерности деятельности религиозной группы

Следующим приоритетным направлением государственной политики в области предупреждения терроризма должна стать работа с молодежью, поскольку именно молодежное сознание в первую очередь подвержено влиянию различных экстремистских идеологий, перерастающих в террористические воззрения.[16]

Для достижения поставленной задачи прокуратура РФ осуществляет надзор за образовательными учреждениями. В апелляционном определении Московского областного суда от 11.12.2012 по делу N 33-24204/2012 требования прокурора об обязании муниципальное образовательное учреждение установить контентные средства защиты на компьютерах в классе, исключающие доступ учащихся на сайты, не совместимые с задачами обучения, правомерно удовлетворены, поскольку в компьютерном классе учреждения имеется свободный доступ на порнографические сайты и сайты, содержащие экстремистскую литературу.

Важное значение в деле профилактики и предотвращения экстремизма и терроризма имеет эффективное функционирование системы образования, в том числе пропаганда правовых знаний. Воспитание уважения права на жизнь, достоинство и права человека, справедливости, солидарности, терпимости; отрицание насилия во всех его формах будет способствовать профилактике экстремизма в российском обществе.

Прокуратура в этой сфере осуществляет надзор за исполнением Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 октября 2012 г. N 446 "О Координационном совете по организацию воспитательной работы в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации".

Другим основополагающим компонентом борьбы с терроризмом и экстремизмом должна стать борьба с их финансированием. Прокуратура должна противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, отслеживать пути движения «грязных» денег.

В указании Генеральной прокуратуры от 05.12.2007 № 193/27 сказано, что «одним из важнейших вопросов решении проблемы финансирования терроризма и экстремистских организаций является наработка правоприменительной практики в сфере перекрытия внутригосударственных и мировых финансовых потоков, направляемых в поддержку экстремистов.» [17]

Прокуратура РФ, взаимодействуя с другими органами государственной власти, должна вести борьбу с организованной преступностью и наркобизнесом, что поможет уничтожить источники финансирования экстремизма и терроризма.[18]

В п 1.8 Приказа Генпрокуратуры от 22 октября 2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму» сказано, что использование «всех возможностей для установления источников финансирования преступной деятельности и пресечения их использования для совершения других преступлений» - одна из основных задач органов Прокуратуры в противодействию экстремизму.

Прокуратура РФ осуществляет функции по представительству в суде по делам о противодействии экстремизму в РФ.

Для адекватного реагирования и противодействия экстремизму, деятельность Прокуратуры РФ должна осуществляться по следующим основным принципам[19]:

1. Для соблюдения единства и взаимосвязи стратегии борьбы с экстремизмом, взаимодействовать и координировать свою деятельность с органами власти, правоохранительными органами, органами местного самоуправления.

2. Следить за реализацией механизма ответственности органов власти различных уровней за принятие не просчитанных по своим последствиям политических, кадровых и административных решений, послуживших причиной социально-политических конфликтов.

3. Способствовать внедрению в сознание общества общероссийской национальной идеологии, основанной на патриотизме и национальных интересах; толерантности, интернационализма и дружбы народов.

4. Принимать участие в выработке комплекса государственной стратегии реагирования на все формы экстремизма. Проводить своевременный анализ экстремистских проявлений и принимать контрмеры для устранения угроз конституционному строю.

5. Участвовать в выработке общефедеральной системы прогнозирования социально-политических конфликтов и их урегулирования на начальных стадиях.

6. Развивать международное сотрудничество в области противодействия экстремизму на многосторонней и двусторонней основе.

7. Стимулировать деятельность, направленную на антитеррористическую пропаганду.

Экстремизм чаще всего возникает в периоды кризисов и формационных сдвигов. Именно такую критическую ситуацию переживает сегодня Российская Федерация, что актуализирует проблему противодействия политическому экстремизму в нашей стране.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у России есть одна возможность побороть экстремизмом – лишить его экономической, политической, социальной, культурной основы посредством координации деятельности всех органов власти, включая прокуратуру РФ.

Список литературы:

1.Указание Генпрокуратуры РФ от 05.12.2007 № 193/27 «О порядке направления в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведений по вопросам противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности».

2.Приказ Генеральной прокуратуры от 22 октября 2009 № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму».

3.Андриянов В. Н. Новые направления деятельности прокуратуры России в современных условиях: проблемы и перспективы // Известия ИГЭА. 2011. №5. С.133-137.

4.Чирун С. Н. Дискуссионные вопросы и актуальные проблемы молодёжного экстремизма // Армия и общество. 2010. №4. С.17-22.

Вирченко А.Г.

Студентка 3 курса, группы Б6304 Юридической школы

Дальневосточного Федерального Университета

Научный руководитель: Реховский Александр Федорович

профессор кафедры правосудия, прокурорского надзора и криминалистики

Дальневосточного Федерального Университета

Наши рекомендации