История развития антропологии в россии

В России антропология как самостоятельная научная дисциплина стала формироваться благодаря работам К.М. Бэра (1792-1876). В докладе 1822 года Бэр развивает взгляд на происхождение человечества из общего корня и о формировании рас после расселения их из общего центра под влиянием различий в природных условиях.

Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) прославился своими исследованиями по этнографии и антропологии народов Новой Гвинеи и других областей южной части Тихого океана.

А.П. Богданов (1834-1896) в 1863 году основал Общество любителей естествознания при Московском университете, в составе которого в 1864 году был основан Антропологический отдел. В этом же году А.П. Богданов выступил с проектом чтения публичного курса антропологии, но эта идея не была осуществлена. В 1867 году А.П. Богданов организовал первую в России антропологическую выставку. Наибольшее внимание А.П. Богданова привлекало изучение этногенеза русского народа по данным краниологии.

Дальнейший этап в развитии антропологии в России связан с именем Д.Н. Анучина (1843-1923). Первой крупной работой Д.Н. Анучина была статья, посвященная антропоморфным обезьянам. Он занимался антропологией и этнографией айнов, исследованием аномалий черепа, изучение географического распределения роста мужского населения России. Под влиянием работ Д.Н. Анучина антропологи занимались изучением расового состава населения России. С 1900 года стал выходить "Русский антропологический журнал", с 1932 года - "Антропологический журнал", с 1957 года - сборник "Советская антропология", который в 1960 году был переименован в "Вопросы антропологии".

Среди наиболее известных отечественных авторов монографий и учебников по антропологии можно назвать В.П. Алексеева, Т.И. Алексееву, В.В. Бунака, М.Ф. Нестурха, Я.Я. Рогинского, Ю.И. Семенова, Е.Н. Хрисанфову.

В отечественной медицине учение о конституциях, созданное в начале ХХ века является предтечей современной биомедицинской и клинической антропологии. Среди видных ученых, создавших российскую конституциональную школу были патологоанатом В.П. Крылов, анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Шевкуненко, патофизиолог А.А. Богомолец, педиатр М.С. Маслов, терапевт М.В. Черноруцкий психиатры Т.И. Юдин и П.Б. Ганнушкин, антропологи В.В. Бунак и Я.Я. Рогинский.

В европейском понимании антропология – это биологическая наука. Социокультурное окружение человека дополняет этнология (учение об этносах).

В американской традиции существует расширительный подход к антропологии, как к биосоциальной науке. Ее разграничивают на физическую антропологию (аналог европейского толкования) и социокультуральную антропологию (содержательно близкую к этнологии).

Американская антропология изначально индивидуальноцентрична, то есть, направлена на изучение индивида, а европейская антропология – изначально группоцентрична (изучение групп).

Б. Никитюк – крупнейший отечественный морфолог и один из основателей интегративной антропологии предполагает, что корни приоритетов этих направлений лежат в основе политического мышления. В частности, американский вариант антропологии является отражением политической традиции (10 поправок к «Биллю о правах»), ставящей интересы личности выше коллектива.

Существует и популяционно-центрическое направление антропологии близкое к популяционной генетике и антропогенетике, в частности, и, по сути, является биологическим.

В настоящее время на фактологическом уровне различий в выборе целей и задач антропологических исследований в странах Старого и Нового Света не существует, а есть лишь дань традиции и школы, как психологическая установка (Никитюк, 1995).

В конце ХХ столетия появилось отечественное направление, получившее название интегративной антропологии. Основателями этого направления являются видные отечественные ученые Б. Никитюк, Кузин, Н. Корнетов. Используя этот термин, интегративные антропологи приближаются к американским взглядам, где учитываются интересы различных практик – медицинской, педагогической, спортивной и др., а фокус внимания нацелен на конкретных индивидов и личностей, т.е. является индивидуально-центричным.

Теоретические основы этого направления были заложены во взглядах таких корифеев как Э. Кречмер, У. Шелдон, Г. айзенк для которых в человеке не существовало разделения между телесным и психическим.

Основателем интегративного антропологического направления в России следует считать П.Ф. Лесгафта (1837-1909), имя которого носит старейшее высшее учебное заведение - Российская государственная академия физической культуры. Он предполагал необходимость гармоничного сочетания физического развития ребенка с особенностями его темперамента и характера. Им были сформулированы психологические и социокультурные задачи развития, рассматриваемые в настоящее время как компоненты современной интегративной антропологии.

В России, начиная с работ В.С. Мерлина и его учеников (Пермская психологическая школа) разрабатывается учение об интегральной индивидуальности человека в виде иерархических уровней системы «человек»: анатомо-физиологического; психодинамического; психологического; личностного и социально-психологического. Каждый следующий уровень интегрирует собой предшествующие уровни.

в согласии с современными обобщающими работами интегративную антропологию можно рассматривать как комплекс наук, научных дисциплин и/или направлений в них, которые служат определению морфофункционального, соматопсихического и личностно-социокультурного единства человека, форм его изменчивости и факторов, влияющих на эту изменчивость в норме и патологии (Н. Корнетов). в связи с новыми исследованиями собран огромный материал о корреляции размеров внутренних органов, их расположения и функционирования с общей соматической организацией человека.

В рамках трехмерной классификации конституциональных типов, определяемых по основным типам телосложения на вероятностно-статистическом уровне показаны различия, особенно выраженные у представителей полярных вариантов телосложения: по темпераментным характеристикам, особенностям восприятия, концентрации внимания, способности к отвлечению, аффективности, мышлению, психомоторному темпу, качественного характера выработки двигательных форм работоспособности, витальному тонусу, стилю деятельности, особенностям поведения, склонностям к определенной профессии и т.п.

Обнаружено также, что суть дела не в частотах встречаемости болезней при определенных соматотипах или их тропности (соответствия, склонности) к ним. Главное заключается в том, какие клинические особенности имеют болезненные проявления у лиц с различной конституцией (Никитюк Б. А., 1991; Гуревич П.С., 1993).

Таким образом, интегративная антропология рассматривает согласованные изменения, совершающиеся на разных иерархических уровнях в связи генетико-экологическими, возрастными, половыми, гендерными (социально-полоролевыми) и прочими особенностями. Данное направление в практической плоскости нацелено на оптимизацию человеческого поведения в связи с особенностями конкретной интегральной индивидуальности.

Наши рекомендации