Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трех этапов
Первый этап – подготовительный. В него входит определение задач беседы и составление ее плана; установление времени и выбор места, где будет проходить беседа. Составление плана беседы исходя из ее задач – главный раздел этого этапа. Здесь необходимо проанализировать свою занятость, определить время беседы и ее продолжительность, а также продумать, удобно ли выбранное время для собеседника. Нужно изначально иметь и проявлять доброжелательный интерес к собеседнику.
Второй этап – ознакомительный. В течение этого этапа преодолевается психологический барьер и устанавливается атмосфера доверия.
Третий этап – основной состоит из частей:
вопросы;
возражения;
доказательства;
слушание;
выводы;
вводная часть беседы, основная часть беседы, заключительная часть беседы;
решения.
Тон беседы с незнакомым человеком должен быть дружелюбно-деловым. Такой тон быстро создает атмосферу взаимного доверия.
Вопросы
1. С чего начинается деловая беседа?
2. Что такое деловое общение?
3. Из каких этапов состоит деловая индивидуальная беседа?
4. Структура деловой беседы.
5. Какие важные функции выполняет деловое общение?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 18
Управленческое общение: формы, основные законы
Теоретическая часть
Управленческое общение – это специфическая форма делового общения, связанная с руководством людьми. Основные функции управленческого общения: выдача распоряжения, проверка исполнения, оценка исполненного.
Менеджер вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы:
1) отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;
2) получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания;
3) дать оценку выполнения задания.
Понимание между руководителем и подчиненным является необходимым, но недостаточным условием для выполнения распоряжения руководителя. Важно, чтобы подчиненный согласился это сделать, принял распоряжение руководителя.
Три основные функции управленческого общения:
1) выдача распорядительной информации.
2) проверка исполнения (получение «обратной» контрольной информации).
3) оценка исполненного (выдача оценочной информации).
Руководители не всякий раз контролируют исполнение распоряжений и не всегда дают оценку исполненному. Поэтому выдача распорядительной информации осуществляется наиболее часто и оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности организации. Именно на этой стадии управленческого воздействия менеджер изменяет вид деятельности, действия, поведение другого человека.
От того, как отдаётся распоряжение, зависит качество исполнительской деятельности.
Распорядительная информация по форме может быть директивной, демократической или даже либеральной.
1. К директивным формам относятся: приказ, директива, указание, распоряжение, требование.
2. К либеральным – уговоры.
3. К демократическим – просьбы, рекомендации, советы.
Подчинённым в принципе любую форму распорядительной информации воспринимает не как просьбу, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации повышает качество исполнительской деятельности, так как подчинённый с большим желанием выполняет задание. Если же задание выполняется формально, не согласуется с мыслями работника, его желанием и позицией, то трудно ожидать хороших результатов.
Эффективность исполнения решений зависит от конкретной формы распоряжений: приказ или просьба, персонифицированное или неперсонифицированное, вопросительное, утвердительное или директивное распоряжение.
Вопросы
1. Что такое управленческое общение и для чего оно необходимо?
2. Укажите основные функции управленческого общения.
3. . Что такое распорядительная информация и какой она может быть по форме?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 19
Управленческое общение: шкала отношений и правила аттракции и общения
Теоретическая часть
Аттракция (от франц. attraction – притяжение, привлечение, тяготение) обозначает процесс взаимного тяготения людей друг к другу, механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви. Сформировать аттракцию – значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе.
Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.).
Выявляют связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.
Так же, влияет на аттракцию и уровень самооценки. Ведь недаром говорят: хочешь, что бы тебя любили окружающие – полюби себя. Исследователи не раз отмечали, что самооценка человека может влиять на самые различные сферы его жизни, в том числе и на взаимоотношения с противоположным полом.
Выделены различные уровни аттракции:
- симпатия,
- дружба,
- любовь.
Следует выделять следующие законы аттракции:
1-й закон: понять – это не значит принять. Нужно, чтобы ваша позиция (цель, интерес) совпадали с позицией другого человека – не противоречили друг другу.
Условия принятия:
непротиворечивость того, что он должен сделать, его интересам, желаниям;
необходимо показать ему, что действия, которые от него ожидаются, будут способствовать удовлетворению его потребностей;
положительное отношение к сообщающему.
2-й закон аттракции: при прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоциональное положительное отношение (симпатия, любовь, привязанность, дружба), и наоборот, труднее принимается позиция того человека, к которому испытывают эмоциональное отрицательное отношение (неприязнь, антипатия, ненависть).
Согласно этому закону, людей можно разделить по шкале отношений:
Шкала отношений
- +
- - + +
- - - + + +
----------------------------------------------------------
A B C D E F
A – его антипод;
В – явная антипатия;
С – относится скорее отрицательно, чем положительно;
D – относится скорее положительно, чем отрицательно;
E – можно назвать другом;
F – боготворит вас.
Вывод: таким образом, в узком смысле, можно обозначить аттракцию как процесс притяжения, привлечения одного человека к другому. Сформировать аттракцию – это значит вызвать к себе положительное отношение, то есть расположить к себе.
Вопросы
4. Что такое аттракция?
5. Какие законы аттракции можно выделить?
6. Перечислите известные вам уровни аттракции.
Вопросы к ЗАЧЕТУ
1. Особенности американской модели управления?
2. Охарактеризуйте российскую модель управления?
3. Перечислите группы функциональных процессов, которые являются объектом управления со стороны менеджмента?
4. В чем заключается суть финансового менеджмента?
5. В чем суть школы научного управления?
6. Какова особенность классической школы управления?
7. Назовите основоположников школы человеческих отношений?
8. Какой принцип управления Фредерика Тейлора вам запомнился больше всего?
9. В чем отличие математической школы управления от других школ?
10. Какие элементы включает в себя внешняя среда организации?
11. Какие элементы включает в себя внутренняя среда организации?
12. Что такое «факторы прямого воздействия»?
13. Что понимается чаще всего под мотивацией?
14. В чем состоит сущность планирования?
15. Перечислите этапы планирования?
16. Что понимается под контролем в менеджменте?
17. Перечислите принципы планирования?
18. Чем отличается линейная организационная структура от линейно-штабной?
19. Что относится к преимуществам дивизионной структуры?
20. В чем суть бригадной структуры управления?
21. Перечислите недостатки матричной структуры управления?
22. Раскройте понятие «организация»?
23. Что такое стратегия?
24. Этапы тактического планирования?
25. Перечислите известные вам принципы планирования.
26. Охарактеризуйте требования к целям организации?
27. Какие элементы включает в себя миссия организации?
28. Что понимается чаще всего под мотивацией?
29. Перечислите основные теории групповой мотивации?
30. Приведите структуру потребностей в рамках модели А. Маслоу?
31. Опишите мотивационный процесс?
32. Перечислите и охарактеризуйте виды контроля?
33. Какие цели преследует текущий контроль?
34. В чем принципиальное отличие финансового контроля от административного?
35. Каковы основные правила контроля?
36. Перечислите методы управления, охарактеризуйте их?
37. Какие методы могут быть использованы для конкретной личности?
38. Какой метод носит директивный, обязательный характер?
39. Перечислите методы принятия управленческого решения?
40. Назовите известные вам причины конфликтов?
41. Что необходимо учитывать для успешного управления конфликтами?
42. Что такое стресс, причины его возникновения?
43. Что такое «стиль управления»?
44. В чем принципиальное различие стилей управления?
45. Охарактеризуйте авторитарный стиль управления?
46. Как осуществляется принятие решений при демократическом стиле управления?
Рекомендуемая литература