Методика факторного анализа.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
· построение детерминированной модели путем логического анализа;
· наличие полной (жесткой) связи между показателями;
· невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
· изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

Методика факторного анализа. - student2.ru .

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

Методика факторного анализа. - student2.ru .

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

Методика факторного анализа. - student2.ru ,

где Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Кратные модели:

Методика факторного анализа. - student2.ru .

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях) . ТОБ.Т:

Методика факторного анализа. - student2.ru ,

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Методика факторного анализа. - student2.ru

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показатели рентабельности и др.

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель Методика факторного анализа. - student2.ru , а Методика факторного анализа. - student2.ru , то модель примет вид Методика факторного анализа. - student2.ru .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

Методика факторного анализа. - student2.ru .

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Методика факторного анализа. - student2.ru .

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:
· место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;
· модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило качественных, на составляющие;
· при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторной модели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценки влияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

Методика факторного анализа. - student2.ru

где a0, b0, c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1 , b1, c1 - фактические значения факторов;

ya, yb, - промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Методика факторного анализа. - student2.ru

Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности обусловлено системным подходом в анализе хозяйственной деятельности, и означает размещение изучаемых факторов в определенном порядке с выявлении их взаимосвязи и подчиненности. Одним из способов систематизации факторов является создание детерминируемых факторных систем, что означает представить изучаемое явление в виде алгебраической суммы частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находятся с ним в функциональной зависимости.

Показатели, характеризующие результативный показатель, т. е. участвующие в аналитической задаче как его характеристики, называются факторными показателями. Понятие «фактор» – одно из основных в экономическом анализе. В ходе аналитических исследований под фактором понимают условия, необходимые и определяющие данный хозяйственный процесс, а также причины, оказывающие влияние на результат этого процесса. Факторы классифицируются по определенным признакам, что позволяет глубже разобраться в сущности хозяйственных процессов, т. е. оценить влияние каждого фактора в формировании изучаемых результативных показателей.

Все факторы, воздействующие на результаты финансово-хозяйственной деятельности, с точки зрения характера этого воздействия, подразделяются следующим образом:

– основные (оказывают доминирующее влияние)и второстепенные (оказывают менее заметное влияние);

– объективные (не зависят от усилий и результатов работы коллектива) и субъективные (зависят от деятельности отдельных людей и организации);

– общие (характерны для всей отрасли) и специфические (действуют в условиях отдельной отрасли или организации);

– постоянные (оказывают непрерывное влияние на результаты деятельности организации) и переменные (носят нерегулярный, разовый характер воздействия);

– экстенсивные (связаны с количественным приростом результативного показателя) и интенсивные (характеризуют качественные изменения);

– внутренние и внешние: классифицируются по различным признакам[1], в частности, выделяют: природные и социально-экономические (способствующие лучшему использованию ресурсов предприятия, носят внешний характер) и производственно-экономические (характеризующие использование хозяйственных ресурсов предприятия, носят внутренний характер).

Группа производственно-экономических факторов является центральной в экономическом анализе, так как характер влияния данных факторов во многом обусловливает образование резервов роста эффективности хозяйствования организаций.

Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов (например, производительность труда одного работающего, зависящая от структуры рабочей силы и производительности труда основной категории работающих), но есть и такие, которые дальнейшей детализации не подлежат (например, продолжительность рабочего дня). В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (одноэлементные).

Факторы, оказывающие непоследовательное влияние на результативные показатели, называются факторами прямого воздействия (выступают предметом исследования при одноступенчатом факторном анализе), а факторы, влияющие через посредничество других, – косвенными (выступают предметом исследования при многоступенчатом факторном анализе). При этом в зависимости от степени опосредованности влияния различают факторы первого, второго, третьего и т. д. порядка, т. е. факторами первого порядка являются факторы прямого воздействия (например, влияние выручки от продажи на прибыль), а косвенные факторы – это факторы второго порядка и т. д. (например, влияние среднегодовой стоимости товарных запасов и эффективности их использования на выручку от продажи, которая, в свою очередь, оказывает воздействие на динамику прибыли от продажи).

Систематизация влияния факторов на результативный показатель и подсчет резервов роста осуществляется на основе построения (моделирования) факторных систем

При коллективной экспертизе основными методами опроса являются анкетирование, интервьюирование, дискуссия, фокус-группы. Выбор того или иного вида опроса определяется целями экспертизы, сущностью решаемой проблемы, полнотой и достоверностью исходной информации, располагаемым временем, затратами на проведение опроса.

Анкетирование представляет собой опрос экспертов в письменной форме с помощью анкет. В них содержатся вопросы, которые классифицируются по содержанию и по типу.

По содержанию вопросы делятся на 3 группы:

1. объективные - данные об эксперте (возраст, образование, должность, стаж работы, специальность);

2. основные вопросы - по сути анализируемой проблемы;

3. дополнительные вопросы, которые позволяют выяснить источник информации, аргументацию ответов, самооценку компетентности эксперта.

По типу основные вопросы классифицируются на:

1. открытые (свободные) - предполагают ответы в произвольной форме;

2. закрытые – это такие вопросы, ответы на которые могут быть даны в виде “да”, “нет”, “не знаю”;

3. с набором ответов - предполагают выбор экспертами одного из совокупности предлагаемых ответов.

Открытые вопросы целесообразно применять в случае большой неопределенности проблемы. Этот тип вопросов позволяет широко охватить рассматриваемую проблему, выявить весь спектр мнений экспертов. НЕДОСТАТОК: возможны большое разнообразие и произвольная форма ответов, что существенно затрудняет обработку ответов. Количественная обработка таких ответов часто бывает невозможна.

Закрытые применяются в случаях рассмотрения четко определенных двух альтернативных вариантов, когда требуется по существу определить степень большинства мнений по этим альтернативам. Обработка их не вызывает каких-либо трудностей.

Вопросы с набором ответов целесообразно использовать при наличии нескольких четко определенных альтернативных вариантов. Эти варианты формулируются заранее, причем для получения более детальной информации по каждому вопросу могут быть предложены порядковая и балльная шкалы.

Эксперт, к примеру, может использовать следующие значения порядковой шкалы: очень хорошо, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно; либо эксперту предлагается проранжировать по баллам все варианты ответов.

Обработка ответов с такими вопросами по сложности занимает промежуточное место между открытыми и закрытыми вопросами.

Данное обстоятельство служит причиной более широкого использования в анкетах закрытых вопросов и вопросов с веером. Однако использование таких вопросов несет в себе недостаток, выражающийся в навязывании определенного мнения эксперту. Поэтому рекомендуется при составлении вопросов использовать более широкий “веер” ответов, либо помимо “веера” ответов давать последнюю строку свободной с пометкой “ваш вариант”.

Анкетирование может быть очным и заочным.

При очной форме заполнение анкеты экспертом производится в присутствии члена исследовательской группы.

При заочном анкетировании непосредственный контакт отсутствует. Здесь могут использоваться почта, СМИ и т. д. При этом заочная форма обходится дешевле. Данная форма может привести к затруднениям в вопросах по заполнению анкеты. Вопросы могут быть неправильно истолкованы, могут возникнуть затяжки в ответах. Кроме того, не исключено, что ответы будут даны экспертом не самостоятельно и вообще не тем человеком, которому они были адресованы.

Недостатком же очного анкетирования является возможность оказания влияния на эксперта человеком, раздающим анкеты.

Анкетирование может проводиться в несколько туров, когда проблема слишком сложна. В этом случае в начале используют открытые вопросы, а потом закрытые и вопросы с “веером”.

Кроме анкеты, анкетируемому необходимо предоставить объективную информацию по проблеме и рекомендации по заполнению анкеты.

При составлении анкеты надо обязательно проявить уважение к анкетируемому. Для того чтобы расположить отвечающего к более откровенным ответам, необходимо использовать “размягчающие” вопросы, типа “ваш любимый цвет, блюдо” и т. п. Также в анкете используются “вопросы-ловушки”, которые применяются для определения искренности, честности отвечающего. Они дублируют основные вопросы по проблеме, но в другой, завуалированной форме. Анкеты не должны быть очень объемными, в конце анкеты требуется дать кое-какую статистику о респонденте (возраст, стаж, пол, образование и др.).

Фокус-группа.Метод фокус-групп является базовым методом качественного иссле­дования и представляет собой разновидность групповой дискуссии, проводимой под ру­ководством специалиста (модератора). Его дело - поддерживать спонтанность и в то же время не допускать ухода от основной темы.

В группу отбирается до 12 не знакомых между собой людей, которые ведут продолжительную дискуссию, направляемую специалистом.

При проведении исследований методом фокус-группы имеются два решающих момента - подбор участников и составление вопросов. Подбор участников называется рекрутированием.

План интервью представляет собой список и порядок вопросов, зада­ваемых модератором в ходе интервью. При этом соблюдаются некоторые основополагающие принципы:

а) вопросы задаются от более общих к целевым;

б) от более важных к менее важным.

Встречи участников фокус-групп желательно проводить в специально оборудованных для этого помещениях, располагающих к свободному и раскованному обмену впечатлениями. Комната эта оборудуется записывающей аппаратурой и зеркалом с односторонней прозрачностью, за которым могут скрываться наблюдатели от исследователей и представители заказчика.

Разработка этого социологического метода началась в 40-е годы в Отде­ле исследований радио Колумбийского университета (США). Особую попу­лярность обрела во время Второй мировой войны в исследовании и разра­ботке приемов пропаганды для поднятия боевого духа армии союзников. Именно тогда по заказу военных ведомств были разработаны основные методики фокусированного интервью.

Полное наименование данного метода - групповое глубинное фоку­сированное интервью. В данной формулировке слово "групповое" означает некое число взаимодействующих людей, объединенных общими ин­тересами. Слово "глубинное" означает поиск информации, отличающей­ся от бытового межличностного общения. Термин "фокусированное" оз­начает, что беседа эта ограничена небольшим числом обсуждаемых воп­росов. А "интервью "символизирует присутствие модератора, который управляет процессом извлечения информации.

Метод фокус-групп широко применялся и применяется в маркетин­говых исследованиях.

Метод качественного исследования используется, например, для:

- выявления симпатий/антипатий к товарам;

- определения популярности товарных марок.

В процессе проведения фокус-групп используются различные приемы. Например, просят вспомнить название товарной марки без напоминания. Вопрос может сопровождаться перечнем, из которого респондент должен выбрать соответствующий ответ. При этом используется ложный мотив. В список включается объект, не имеющий отношения к данной теме. Практика показала, что до пяти респондентов называют именно эту марку. Существует метод так называемого шкалирования. При этом вводится система баллов, а сама шкала изображается графически с градациями от "очень нравится" до "совсем не нравится".

Метод фокус-групп широко используется на начальном этапе реклам­ной кампании для качественного исследования черновых (промежуточных) вариантов рекламы. Вопросы строятся так, чтобы подтолкнуть аудиторию к восприятию основных целей тестируемой рекламы, обнаружив при этом непредусмотренные отвлекающие ассоциации.

Например, потребителям предлагаются различные наборы эмоциональ­ных откликов на рекламный продукт, от более общих к целевым эмоциям. С помощью статистического анализа координат рекламный текст поме­щается в двухмерную "эмоциональную" плоскость, а потом из ряда фото­графий рекламных типажей выбирают тот, что в наибольшей степени со­ответствует нужным характеристикам.

Наши рекомендации