Изучение продуктов деятельности
Анализ продуктов деятельности – метод, позволяющий на основе изучения объективных продуктов деятельности сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов.Анализ продуктов деятельности исходит из общей предпосылки о связи внутренних психических процессов и внешних норм поведения и деятельности.
Анализ продуктов деятельности широко распространен в исторической психологии, в антропопсихологии. психологии творчества. Данный метод представляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.
Метод изучения продуктов деятельности – это исследовательский метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний, навыков и умений, интересов и способностей человека, развитие различных психических качеств и свойств личности на основе анализа продуктов его деятельности.
Следует заметить, что в той или иной степени все методы психологии и педагогики направлены в конечном счете на анализ деятельности. По мнению В. И. Загвяздинского, «особенность этого метода заключается в том, что исследователь не вступает в непосредственный контакт с самим человеком, а имеет дело с продуктами его предшествующей деятельности или размышлениями о том, какие изменения произошли в самом испытуемом в процессе и в результате его включенности в некоторую систему взаимодействий и отношений».
Объекты изучения:изделия ручного труда, рукоделия, стихи, сказки, рассказы, рисунки, лепка, аппликации, постройки и др.
Требования к методу
· наличие программы изучения, как предмета деятельности, так и процесса его изготовления
· изучение объекта в соответствии с условиями жизни и деятельности испытуемых.
Наблюдая за процессом создания продукта, необходимо обратить внимание на:
- последовательность действий
- наличие ошибок и их исправление, самоконтроль
- обращения за помощью
- самостоятельность и увлеченность
- устойчивость внимания
- преодоление трудностей и достижение результата
- речевые и эмоциональные реакции.
Поскольку единичный продукт деятельности может быть получен случайно, желательно проведение анализа разных продуктов деятельности одного и того же ребенка. Сохранение продуктов детской деятельности обеспечивает возможность их последующего сравнения, оценки динамики развития творческих и других способностей ребенка.
Сегодня в психолого-педагогических исследованиях при обращении к методу изучения продуктов (результатов) деятельности все более широко используются фотографирование, киносъемка, телевидение и звукозапись, компьютерная техника. Технические средства используются в том случае, когда их применение органически входит в методику исследования, и нет возможности получить необходимые данные другим способом.
Фотоснимки дают возможность запечатлеть и охарактеризовать многие детали действий ребенка, зафиксировать проявление его эмоций, воли и т. д. Киносъемка позволяет точно зафиксировать и проследить динамику действий и изменений в поведении. Видеозапись и ее просмотр позволяют исследователю как бы со стороны анализировать события, в которых он сам принимал участие. Средства звукозаписи способствуют анализу содержательного и фонетического аспектов речи детей. Компьютеры позволяют значительно ускорить обработку эмпирического материала. Кроме того, данные, полученные при помощи технических средств, сохраняются и могут быть повторены столько раз, сколько потребуется исследователю. Они объективны и представляют большую научную ценность.
К методам изучения продуктов деятельности можно отнести метод изучения документации.В процессе работы исследователь сталкивается с необходимостью изучать различные документы: служебные характеристики, личные дела, медицинские карты, автобиографии, ученические дневники, журналы контрольных проверок, приказов и распоряжений руководства образовательных учреждений, протоколы собраний и заседаний и т. п. Анализ этих документов позволяет выявить динамику развития личности обучающегося, сопоставить официальные мнения, получить объективные данные, характеризующие реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.
По форме фиксации информации документы обычно делятся на:
а) письменные (сведения изложены в форме буквенного текста;
б) содержащие статистические данные (в них форма изложения в основном цифровая);
в) иконографические (кино-фото-видеодокументы, картины и т. д.);
г) фонетические (магнитофонные записи, лазерные диски, грампластинки).
По содержанию информации документальные источники делятся на:
а) нормативные документы (приказы, директивы, руководства, наставления и инструкции, стандарты (ГОСТы) и т. п.;
б) документы информационно-справочного, научного и литературного характера (справочные издания, базы данных, диссертации, отчеты, монографии, учебная и методическая литература, художественная литература).
Следует заметить, что информация, полученная из различных документов, обычно обширна, объемна. Непросто запомнить биографические данные даже одного человека. Когда же обследуются десятки и сотни людей, то эта задача усложняется до предела. Помимо этого, характеристики и другие документы пишутся в произвольной форме, что создает трудности при их сопоставлении, анализе и оценке. Здесь помогает только опыт, интуиция, автоматизация обработки и хранения данных документов с помощью ЭВМ.
Одним из вариантов данного метода является контент-анализ – метод психологического изучения текстов, позволяющий по их содержанию определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говорится в тексте.
Контент-анализ(от англ, «содержание» и греч. «разложение, расчленение») - метод выявления и оценки характеристик информации, содержащихся в текстах и речевых сообщениях. Предусматривает строгую формализацию процессов осмысления материала. Включает в себя:
- выделение системы опорных понятий (категорий анализа);
- отыскание их индикаторов - слов, словосочетаний, суждений и т. п. - (единиц анализа);
- статистическую обработку данных.
Вследствие выделения определенных элементов (фактов, единиц анализа) и подсчета их частоты становится возможной статистическая обработка получаемых данных, а по соотношению этих частот делаются психологические выводы. Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ); 2) суждение или законченная мысль; 3) тема; 4) персонаж; 5) автор; 6) целостное сообщение.
Цели контент-анализа:
· изучение через содержание сообщений психологических особенностей их создателей (авторов), как отдельных личностей, так и группы. в том числе скрытых (порой неосознаваемых) проявлений и тенденций, дающих о себе знать лишь в потоке сообщения;
· изучение реальных социально-психологических явлений, которые отражены в содержании сообщений (в том числе явлений, имевших место в прошлом, которые недоступны для исследования другими методами);
· Изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей адресатов;
· обработка и уточнение данных, полученных другими методами (обработка открытых вопросов анкет и интервью, данных проективных методик и т. д.);
· анализ высказываний при диагностике особенностей групповой коммуникации.
Данный метод зародился в 20-е гг. в американской журналистике как средство количественно-качественного изучения содержания прессы. В настоящее время активно применяется в социальной психологии, социологии, психодиагностике, политологии, психологии рекламы и пропаганды.
К числу его несомненных достоинств относятся возможность точной регистрации внешне неразличимых показателей в объемных массивах эмпирических данных, способность к выявлению скрытых тенденций и закономерностей, допустимость осуществления отсроченного по времени анализа событий и ситуаций, относительная объективность Т-процедур и надёжность результатов, отсутствие проявлений эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых.
По сути, контент-анализ предполагает перевод качественно представленной информации на язык счета. Для этого необходимо, во-первых, иметь достаточно объемный и содержательно богатый текст, а во-вторых, обладать определенным уровнем исследовательской подготовленности, позволяющим эффективно реализовать потенциал данного метода.
Наряду с этим следует помнить, что контент-анализу присущи и некоторые ограничения. Так, известно, что характер информации во многом определяется замыслами ее автора и спецификой форм предъявления. Поэтому вполне возможно принятие исследователем вымысла за документальность или упущение каких-либо существенных данных вследствие недостаточной выраженности их в обрабатываемом материале. Искажения информации могут возникать и по вине исследователя, неспособного, к примеру, адекватно выделить категории анализа или учесть все имеющиеся варианты их словесного выражения.
Кроме того, далеко не всякий материал поддается необходимой формализации. Предельно трудно было бы применить данный метод, скажем, к описанию поведения лирического героя поэтического произведения.
В современной психологической практике контент-анализ находит свое применение в трех разновидностях:
1) в качестве основного метода исследований;
2) как составная часть используемого комплекса исследовательских методов;
3) в виде вспомогательной процедуры обработки данных, полученных иными эмпирическими способами.
В любом случае, представляется необходимой предварительная проверка достоверности анализируемого текста или устного сообщения, а также установление степени надежности, содержательной и критериальной валидности аналитической процедуры. Иначе обоснованность и объективность результатов могут оказаться неудовлетворительными.
Описывая особенности применения контент-анализа, принято указывать меру устойчивости полученных сведений при замене кодировщиков (лиц, регистрирующих предписанные параметры и признаки) и давать характеристику степени согласованности результатов этого метода с данными, собранными другими способами.
Рассмотрим содержание основных этапов контент-анализа.
1. Подготовительный этап(разработка программы анализа материала). Он включает постановку цели исследования, предварительную проверку адекватности избранногометода особенностям предстоящей работы, составление классификатора (опорной схемы для контент-анализа), подготовку инструкций для лиц, участвующих в реализации метода, пилотажное исследование, последующую коррекцию программы.
Особое внимание следует здесь обратить на составление т. н. классификатора,представляющего собой перечень категорий анализа, соответствующих им индикаторов, принятых единиц счета. Это основа алгоритма последующих действий, от качества которой зависит эффективность работы в целом.
Категории анализа- это ключевые элементы исследовательской концепции, смысловые единицы, выраженность которых подлежит регистрации в соответствии с поставленной целью. В качестве категорий анализа исследователь заранее выдвигает определенные проблемы, идеи или темы. Например, анализируя характер человека по итогам интервью или анкетирования, мы можем выделить следующие категории: отношение его к самому себе, другим людям, деятельности, вещам (предметам), природе. Изучая, допустим, тревожность как свойство личности, мы предварительно выделяем совокупность составляющих её «тем»: беспокойство по поводу здоровья, семьи, карьеры, финансового положения и др.
Главное, чтобы список категорий был предельно исчерпывающим, а также давал возможность однозначного соотнесения той или иной части текста с конкретной категорией.
Единицы анализаили индикаторы, признаки выраженности смысловых единиц, представляют собой части текста, характеризующиеся принадлежностью к определенной категории. Это могут быть символы, слова, термины, сочетания слов различной протяженности, ситуации, суждения, реплики, интонации и т. д. Это тот материал, который позволяет судить о значении в тексте каждой категории.
Следует помнить, что одна и та же категория бывает выражена в тексте по-разному: от отдельных символов или слов до законченных суждений или абзацев. Поэтому выделение единиц анализа является непростым делом и требует от исследователя вдумчивости и проницательности.
Помимо того, необходимо учитывать, что категория может быть представлена в тексте различными по знаку единицами анализа. Например, в отрицательной (критической), нейтральной или же положительной форме. Разумеется, количество вариантов такого рода отношений бывает и более разнообразным.
Единицы счета- это количественные характеристики отношений категорий друг к другу или единиц анализа к категориям. В практике исследований обычно используют два их варианта:
- частоту проявлений в тексте категории или ее признака;
- пропорцию представленной категории (её признака) или, иначе, объём внимания, уделяемый ей автором текста. Так, это может быть: сравнительное количество печатных знаков, площадь соответствующих частей текстов (в квадратных единицах или процентах), необходимое время произнесения и т.д.
Разработка классификатора завершается составлением инструкций кодировщику и подготовкой кодировочной матрицы.
Инструкции содержат предельно четкие указания на то, каковы все выделенные категории, какой набор признаков в тексте соответствует каждой из них, какого типа единицы счета при этом используются. Объективность результатов контент-анализа будет более полной, если исследователь письменно сформулирует инструкции даже в том случае, когда он сам является кодировщиком.
Кодировочная матрицапредставляет собой таблицу, удобную для регистрации первичных результатов исследования. Обычно по вертикали в ней даны категории анализа, а по горизонтали - перечень источников информации (отдельные документы, сообщения, персоналии испытуемых и т. п.).
1. Тогда середина таблицы заполняется цифрами, свидетельствующими о частотах присутствия данной категории в том или ином материале.
Пилотажное исследование, завершающий подготовительный этап контент-анализа, способствует выявлению недостающих категорий, упущенных из виду единиц анализа, неточностей инструкций.
2. Исполнительный этаппредусматривает совокупность процедур по выделению индикаторов категорий и регистрации характеристик их присутствия в тексте.
Кодировщики могут допускать здесь такие ошибки как:
- неверное соотнесение единиц анализа с категориями;
- пропуск тех или иных единиц анализа;
- фиксация того, чего нет на самом деле.
Все это нарушает устойчивость результатов контент-анализа. Причины низких показателей устойчивости следует искать в качестве инструкций, недостаточной умелости кодировщиков, в неподходящей обстановке их работы, наконец, в отсутствии внимательности, терпения или добросовестности.
3. Этап обработки данных.Содержание его определяется целью исследования. В зависимости от этого при обработке результатов (одной или нескольких кодировочных матриц) могут быть использованы частотные или процентные распределения, коэффициенты корреляции, сопоставительные таблицы и т. д.
В тех случаях, когда анализируется большой массив данных, иногда используются специальные математико-статистические способы, разработанные для нужд контент-анализа.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Предметом биографического метода является жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность, происходит сложный процесс становления человека, формирование готовности к выполнению различных общественных функций, выработка индивидуальных ценностей, мировоззрения, характера и способностей человека. Основными источниками биографических данных являются официальные биографические документы (характеристики, отзывы, автобиографии) и практические результаты деятельности (активность в общественной работе, успешность в выполнении различных нормативов и заданий и т. п.).
Биографические данные, полученные с помощью различных методов, для облегчения их последующего анализа упорядочиваются в хронологической таблице. Используя хронологическую таблицу, проводят интерпретацию жизненного пути человека на основе анализа различных форм активности, установления последовательности зарождения свойств и особенностей личности, их выраженности, обусловленности теми или иными фактами биографии.
Хронология | События, факты | Характеристика | Оценка периода |
Основными направлениями реконструкции и интерпретации биографического материала являются:
· определение факторов развития данного человека (среды развития, собственной деятельности человека и др.);
· определение индивидуальных фаз жизненного пути;
· анализ структуры факторов в каждой фазе;
· выявление связей между фазами индивидуального развития.
МЕТОД ТЕСТОВ
План.
1.Понятие о тестах и их видах.
2.Формы психологического тестирования.
3.Содержание психологического тестирования.
4.Цели психологического тестирования.
5.Требования к тестам и процедуре тестирования
Понятие о тестах
Тесты(в переводе с английского «испытание», «проверка», «проба») – это стандартизированные и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.
Тесты можно классифицировать по-разному. Наиболее значительными представляются следующие 3 основания для классификации: форма, содержание и цель психологического тестирования.