Пути формирования психологической готовности к бою

В процессе боевой учебы каждый воин должен активно совершенствовать свою профессиональную и психологическую подготовку. Эффективным средством подготовки к бою зарекомендовало себя мысленное проговаривание после­довательности своих действий, сначала в замедленном, безошибочном, а затем возрастающем темпе. Когда во­еннослужащий мысленно вживается в обстановку на­столько, что невольно начинает совершать движения, это говорит об установлении прочной связи между сознанием и действием.

Для поддержания психологической готовности к не­медленным боевым действиям могут быть использованы методы психологической саморегуляции.

Так, ходьба в темпе 140—150 шагов в минуту создает бодрое настроение, а чередование темпа шага от замед­ленного до ускоренного усиливает собранность, заостряет внимание. Для борьбы со сном широко применяются по­щипывание кожи рук, самомассаж головы и другие прие­мы, повышающие активность человека. Сонливость — внутренний враг психологической готовности к бою. Она провоцирует усталость, психическое и физическое рас­слабление.

Основными методами саморегуляции для поддержа­ния психологической готовности к бою являются само­убеждение, самовнушение, управление воображением, дыхательным и мышечным тонусом.

Самоубеждение — это доказательство воином само­му себе необходимости поддержания высокого уровня готовности. При появлении отвлекающих мыслей и жела­ний во время несения службы на боевом посту или вы­полнения другой боевой задачи военнослужащему необ­ходимо как можно ярче представить себе возможные не­гативные последствия ослабления бдительности. Важно припомнить требование уставов, предупреждения старших начальников, различные поучительные примеры из воинской службы.

Самовнушение, как и самоубеждение, производится военнослужащим сознательно и использует в качестве главного воздействия слово. Самовнушением можно из­менить состояние человека за счет его веры в себя и свои возможности. К примеру, при несении службы ночью во­ин иногда впадает в несколько заторможенное состояние, как бы плавающее между сном и бодрствованием. Имен­но в этом состоянии психика воина наиболее восприимчи­ва к любым самовнушениям, поэтому даже легкое стрем­ление к комфорту и сну должно быть незамедлительно преодолено и подавлено. Иначе ситуация может обер­нуться трагедией.

Так, воины сторожевой заставы, располагавшейся вблизи населенного пункта Ачхой-Мартан в Чечне, в су­мерках заметили неизвестных. Не приняв должных мер предосторожности, воины продолжали находиться на за­ставе и не подняли тревоги. Офицер с двумя солдатами пошел к молочно-товарной ферме, где наблюдалось ско­пление людей. По дороге они обнаружили две автомаши­ны с вооруженными боевиками. Только когда боевики стали окружать заставу, офицер приказал принять бой, так и не сообщив о появлении дудаевцев старшему на­чальнику. В этом бою лейтенант Рындин погиб, прикрывая отход своих солдат стрельбой из автомата до последнего патрона.

Притупление бдительности приводит к тяжелым по­следствиям. Поэтому для поддержания у воинов бодрости и активности военные психологи рекомендуют предельно четкие и коротко сформулированные самоинструкции:

"Я внимателен и сосредоточен";

"Я спокоен и уверен в себе";

"Я полностью контролирую свое поведение и ситуа­цию" и т. д.

Эти самоинструкции представляют собой своеобраз­ные модели требуемого состояния. Путем многократного повторения воином заранее подготовленных словесных формул, они легко "вводятся" в его подсознание и начи­нают незамедлительно определять его состояние.

Осуществляя самовнушение, необходимо следовать некоторым правилам:

мысленно повторять словесные формулы самовнуше­ния 5—6 раз, вдумываясь в содержание фразы и вооб­ражая при этом требуемое состояние;

словесные формулы должны быть короткими, понят­ными, не вызывать сомнений в возможности их реализа­ции в конкретной ситуации. При этом не должно быть никакой самокритики. Лишь полная уверенность в своих возможностях дает незамедлительный результат;

словесные формулировки произносятся в утверди­тельной форме, т.е. не должны содержать отрицания. На­пример, самовнушение "Я не хочу спать" может вызвать обратную реакцию, поскольку частичка "не" обычно те­ряется в подсознании. В данном случае о сне не следует упоминать вообще: "Я бодр и активен". Или вместо "Я не рассеян" нужно внушать себе: "Я сосредоточен".

Управление воображением значительно усиливает действие словесных форм самовнушения. Управляя своим воображением на боевом посту, можно создать образ желаемого результата своей деятельности. Необходимо эмоционально проникнуться содержанием словесных об­разов. Внушая себе: "Я бодр", представить, как утренняя свежесть вливается в тело, делая мышцы упругими и сильными. Если постараться прочувствовать это, то эф­фект будет сразу виден. Как можно ярче представляя образец действия, рекомендуется образно отождествлять себя с эталоном (лучший воин, идеальный образ правиль­ного действия или своего кумира). Так, чтобы войти в роль "самого бдительного воина", необходимо образно представить его идеальные действия и, по принципу под­ражания попробовать действовать так же. Такому образ­ному перевоплощению значительно способствуют само­внушения типа "Я лучший стрелок", "Я бдительный раз­ведчик", подкрепленные образным представлением соот­ветствующего идеала. Управляя воображением, можно постоянно "прокручивать" возможное развитие ситуации на посту и последствия тех или иных действий в бою.

Например: "А что, если за углом неприятель? значит, надо перед поворотом отойти на 2—3 метра от стены и сосредоточиться". Подобные приемы позволят упредить в бою неблагоприятный исход и быть готовым к неожидан­ностям. Желательно заблаговременно составлять план

возможных действий в экстремальной ситуации и мыслен­но "проигрывать" его в голове.

Управление вниманием тесно связано с воображени­ем. Направление внимания оказывает сильное влияние на бдительность воина. Находясь вне сознательного контро­ля, внимание способно отвлечь человека, переключив­шись на другой объект, не связанный с выполнением бое­вой задачи. В этом заключен еще один секрет нашей пси­хики, который может, если им пренебречь, привести к тяжелым последствиям. Существует прием, когда против­ник бросает камень для отвлечения внимания часового куда-то в сторону, а нападает на него неожиданно совсем в другом месте. Военнослужащему важно выработать у себя привычку при внезапном появлении сильного раз­дражителя (помеха на экране, опасный звук, человек или животное за границей наблюдения) не фиксировать все внимание на этом объекте, а одновременно наблюдать и на других направлениях, которые как раз и могут ока­заться главными. Для этого нужно заблаговременно со­ставить план поочередного переключения внимания на каждое из потенциально опасных направлений. Только таким образом можно сохранить контроль за обстанов­кой. В боевой обстановке рекомендуется удерживать внимание на объектах, связанных с выполнением боевой задачи, и не отвлекаться на второстепенные раздражите­ли.

В бою на подступах к Грозному пулеметчик рядовой Аликпер Кадыров получил боевую задачу: в составе сво­его отделения скрытно выдвинуться на указанную огне­вую позицию, занять оборону и при переходе роты в ата­ку огнем с фланга поддержать ее действия. С риском для жизни, под шквальным огнем солдаты добрались до ука­занного места и затаились. А когда рота перешла в атаку, Кадыров открыл огонь из пулемета и, будучи отличным стрелком, подавил основные огневые точки противника. Потом он быстро сменил огневую позицию и продолжал стрельбу по противнику до выполнения поставленной за­дачи. Только после этого Кадыров вынес с поля боя ра­неного командира отделения, сам получив от разрыва гранаты контузию и ранение бедра. Сосредоточение вни­мания рядовым Кадыровым на объектах атаки обеспечило роте выполнение боевой задачи

Управление дыханием и мышечным тонусом не явля­ется чисто психологическим приемом, но глубина и часто­та дыхания, степень напряжения мышц тела в значитель­ной мере определяют психическое состояние воина в боевой обстановке. Для снятия нервного напряжения ре­комендуется успокаивающий тип дыхания, состоящий из короткого вдоха, активного выдоха и задержки дыхания после выдоха. Для повышения активности и психологиче­ской готовности можно использовать тип мобилизующего дыхания, состоящий из глубокого длинного вдоха не­большой задержки дыхания после вдоха, и резкого пол­ного выдоха. Для достижения того или другого психоло­гического состояния рекомендуется провести 3—4 таких цикла. Появятся приятная освежающая сила в мышцах, ясность ума, мобилизуется воля, необходимая для дли­тельного наблюдения за противником.

Мышечное напряжение в значительной мере опреде­ляет нервную активность, а значит, и проявление бодро­сти и чувства отмобилизованности у военнослужащего. Мышечное расслабление, наоборот, оказывает тормозя­щее, успокаивающее действие на психику воина. Поэтому в период ожидания боя необходимо поддерживать мыш­цы тела упругими и эластичными. Разогретые, активизи­рованные мышцы способствуют повышению психологиче­ской готовности воина к бою.

Таким образом, боевая подготовка позволяет воину приобретать военные знания, формировать у себя боевые навыки и умения — основу уверенности в себе, а психо­логическая подготовка вооружает его способностью под­держивать у себя психологическую готовность к немед­ленным боевым действиям.

Ранее уже отмечалось, что критерием оценки эффективности морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) является морально-психологическое состояние их личного состава. В связи с этим остановимся на порядке оценки морально-психологического состояния своих войск и войск противника.

Так, в частности, при оценке морально-психологического состояния своих войск (сил) анализируются следующие вопросы:

боевой путь подразделения в составе части, соединения (при коалиционном составе войск - государственная принадлежность);

социальный и национальный состав подразделений;

уровень религиозности личного состава, наличие религиозных противоречий между верующими военнослужащими различных конфессий;

характер взаимоотношений между военнослужащими различных национальностей (при коалиционном составе - между военнослужащими армий союзных стран);

возрастные характеристики различных категорий военнослужащих, уровень их общеобразовательной подготовки;

опыт воинской службы, боевых действий, уровень боевой обучен-ности и боевой слаженности подразделений, знание личным составом района боевых действий;

укомплектованность подразделений офицерским составом и специалистами, определяющими их боевую способность;

уровень подготовки командиров, состояние и качество управления подразделениями;

укомплектованность органов воспитательной работы, их готовность к ведению морально-психологического обеспечения в боевой обстановке, поддержанию морально-психологического состояния подразделений на необходимом уровне;

состояние морально-психологической готовности личного состава подразделений к выполнению боевых задач в самых экстремальных условиях боевой обстановки;

состояние информированности личного состава подразделений;

степень подверженности военнослужащих информационно-психологическому воздействию противника, возможности подразделений по организации защиты личного состава от этого воздействия.

В результате проведенного анализа органы воспитательной работы должны сделать выводы из оценки морально-психологического состояния своих войск (сил), в содержании которых отразить следующие положения:

общая оценка количественно-качественного состава подразделений и их мо-рально-психологического состояния - как это может сказаться на их боеспособности;

сильные и слабые стороны морально-психологического состояния личного состава по категориям (офицеры, прапорщики, сержанты, рядовой состав) - какого поведения можно ждать от них в ходе боя;

наиболее сильные (устойчивые) и слабые (неустойчивые) в морально-психологическом отношении подразделения - как они могут проявлять себя в бою, как и где их целесообразнее использовать;

основные мероприятия по поддержанию и повышению морально-психологического состояния личного состава, по защите и снижению эффективности информационно-психологического воздействия противника.

В то же время оценка своих войск (сил) не должна проводиться в отрыве от оценки морально-психологического состояния войск (сил) противника. При этом в ходе оценки морально-психологического состояния противника должны анализироваться следующие вопросы:

государственная принадлежность войск, особенно при коалиционном составе;

наличие противоречий между представителями различных государств;

национальный состав;

характер отношений между военнослужащими различных национальностей;

приверженность военнослужащих национальной ограниченности, чувству национальной исключительности, другим национальным предрассудкам;

социально-классовый состав;

характер отношений между рядовым, сержантским и офицерским составом;

система комплектования войск;

соотношение между кадровыми профессионалами и призванными из резерва;

возрастные характеристики категорий военнослужащих (офицеры, сержанты, рядовые);

опыт воинской службы и боевых действий;

уровень боевой обученности личного состава, знание им района боевых действий;

вероисповедания личного состава, вероятность межконфессиональных противоречий;

состояние воинской дисциплины, организованности и порядка;

уровень исполнительности и законопослушания различных категорий военнослужащих, характер правонарушений;

морально-психологические и профессиональные качества руководящего ко-мандного состава противника (образование, опыт, характер, темперамент, воля и т.д.);

степень идеологической обработки личного состава (отношение к войне, к правительству, уверенность в своей правоте и т.п.);

состояние психологической готовности к ведению боевых действий;

боевой настрой, уверенность в своих силах, оружии, технике, фундаментальная надежность психики и т.д.;

наличие и готовность сил и средств психологической борьбы к проведению информационно-психологических операций.

С учетом особенностей группировки войск противника, региона могут анализироваться и другие факторы, оказывающие влияние на морально-психологическое состояние противника. В результате проведенного анализа оцениваются:

общая оценка качественного и морально-психологического состояния противостоящей группировки противника, общий прогноз поведения военнослужащих в бою;

сильные и слабые стороны морально-психологического состояния личного состава, его общая психологическая готовность к ведению боевых действий;

характер и возможности информационно-психологического воздействия противника на личный состав подразделений;

каким образом морально-психологическое состояние подразделений и частей противостоящей группировки противника может быть учтено командиром части (подразделения) при принятии решения на бой (меры по ослаблению морально-психологического состояния противостоящего противника; основные направления работы по достижению морально-психологического превосходства над противником).

В результате произведенных оценок делается вывод о соотношении морально-психологического состояния своих войск (сил) и войск (сил) противника.

Учебный вопрос.

Методика оценки психогенных потерь

Пути формирования психологической готовности к бою - student2.ru

Наши рекомендации