Проблемы возраста и возрастной периодизации

Существуют две противоположные позиции: 1. последовательность и содержание периодов детства врождены и определяются наследственностью (теории нативизма, двух факторов); 2. детство имеет социально-историческую природу, новые периоды детства возникают в связи с развитием общественного производства и социальных отношений (Д. Б. Эльконин). По Д. Б. Эльконину, возрастная периодизация - критерий, по которому проверяется истинность этой теории. Л. С. Выготский («Проблемы возраста») сформулировал принципы и критерии построения научной периодизации, создал новую теорию кризисов и предложил свою периодизацию, где в качестве «единицы» развития - психологический возраст. Структура возраста - ССР и возрастные новообразования. Динамика - чередование кризисов и стабильных периодов. Критерии психического развития: формирование ВПФ; изменение системного и смыслового строения сознания; изменение ССР; формирование психологических новообразований. Критерии периодизации - возрастные психологические новообразования и динамика развития (чередование стабильных и критических возрастов).

Л. С. Выготский противопоставлял две концепции развития - метафизическую и диалектическую. В рамках метафизического подхода - психическое развитие ребенка - просто рост, чисто количественное изменение начальных способностей. Развитие в диалектическом подходе -непрерывный процесс качественного преобразования психики, возникновения принципиально новых структур сознания и изменения системного и смыслового строения сознания. Л. С. Выготский выдвинул и обосновал принцип социально-исторической обусловленности психики человека и принцип специфики ее развития в онтогенезе. Сознание человека - не дано человек от рождения, а имеет генезис и историю своего прижизненного развития. Принцип специфики развития в онтогенезе: законы развития психики ребенка принципиально иные, чем законы развития всех других видов животного мира. Есть конкретно ряд предложенных Выготским законов.

Закон метаморфозы - развитие как последовательное изменение качественных состояний сознания (структуры сознания). Отсюда возникает учение о психологическом возрасте как «единице» анализа онтогенетического развития. Закон гетерохронности развития: психическое развитие ребенка не является простой функцией от времени и имеет свой особый ритм, отличающийся от ритма биологического созревания. В течение жизни человека происходит изменение ритма и темпа развития. В начале жизненного пути наблюдается очень высокий темп развития, но чем ближе к зрелости, тем темп ниже. Год в младенчестве не сопоставим по фундаментальности изменений с любым другим годом жизни. Закон развития высших психических функций: генезис ВПФ - это процесс интериоризации знаков и развития значений. Закон среды: социальная среда - это источник развития. Закон ведущей роли обучения для развития: обучение ведет за собой развитие. Закон системного и смыслового строения сознанияраскрывает природу сенситивных периодов в психическом развитии ребенка.

Л. С. Выготский: два типа возрастных изменений - постепенные, медленные, преимущественно количественные изменения (эволюционный тип развития), и быстрые, фундаментальные по масштабу и глубине преобразований, захватывающие все стороны личности ребенка (развитие революционного типа). Развитие эволюционного типа характерно для стабильных или литических возрастов, а развитие революционного типа - для кризисов. Динамика возрастного развития предполагает закономерное чередование стабильных возрастов и критических возрастов, или кризисов. Заслуга Л. С. Выготского в том, что он предложил новое объяснение психологического смысла и механизмов возрастных кризисов. В традиционной психологии кризисы оценивали негативно, как болезни роста и нарушения развития. Кризис в концепции Выготского - закономерное и необходимое звено в развитии. Функция кризиса: разрешение противоречий, возникающих в ходе психического развития ребенка. Суть противоречий – несоответствие ССР и уровня достижений ребенка, т. е. тех новообразований, которые уже сформированы. ССР определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, являясь системой отношений между ребенком и социальной действительностью. В периоды кризисов развития осуществляется коренная перестройка ССР, задающая новый импульс и направление психическому развитию ребенка.

Важные особенности кризиса: первые 3 особенности кризиса были описаны в психологии ранее, 4-ая впервые была выделена Л. С. Выготским. 1. Особая динамическая структура кризиса: границы кризиса четко не определены. Кризис включает три фазы: предкритическую, кульминационную критическую и посткритическую. Предкритическая - постепенное, а затем быстрое и в момент кульминации катастрофическое нарастание негативных симптомов развития, ребенок обнаруживает несоответствие своего места в обществе своим возможностям. Это несоответствие и находит отражение в трудностях воспитания, утрате прежних интересов и достижений. Кульминация кризиса - резкое обострение противоречия между местом ребенка в системе социальных отношений, прежней ССР и новыми возможностями ребенка, начало перестройки ССР. Посткритическая фаза меняет характер развития в сторону позитивных изменений и формирования новообразований кризиса, постепенное сглаживание негативных проявлений в поведении ребенка. 2. Относительная трудновоспитуемость в отношении исходного уровня трудностей воспитания ребенка. Прежние методы воспитательного воздействия оказываются неэффективными. 3. Негативный характер развития - потеря интересов (старые мотивы недейственны, феномен утраты смыслов прежних видов деятельности, увлечений и занятий). Снижение и иногда частичная потеря уже имеющихся познавательных способностей (у подростков). 4. Возникновение новообразований кризисного периода. Особенность этих новообразований в том, что они связаны с отмиранием старой и возникновением новой ССР. Поэтому в период кризиса новообразования гипертрофированны и не всегда адекватны реальным условиям. Л. С. Выготский считал, что именно формирование новообразований по мере отмирания старого - главная сущность возрастных кризисов. Отсюда новое позитивное понимание кризисов.

Идеи Л. С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконина. По А. Н. Леонтьеву, что периодизация должна строиться на основании двух критериев: место ребенка в системе социальных отношений; ведущая деятельность. Исходя из этого, исследователь предложил следующую периодизацию: младенчество (0-1 год); преддошкольный возраст (2-3 года), ведущая деятельность - овладение элементарными предметными действиями; дошкольное детство (3-7 лет), ведущая деятельность сюжетно-ролевая игра; школьное детство (7-17 лет) с учебной деятельностью как ведущей, включающее младший школьный возраст (7-12 лет), подростковый возраст (12-15 лет), юношеский (15-17 лет). Он отвергает неизбежность кризисов, которых при правильном, разумно управляемом воспитании может и не быть. Необходимы переломы, качественные сдвиги в развитии, а кризис является свидетельством не совершившегося вовремя перелома.

Л. И. Божович в основу периодизации положила два основания: ССР и личностные новообразования. Кризисы - разрешение противоречия, возникающего в ходе психического развития ребенка. Периодизация психического развития ребенка Д. Б. Эльконина наиболее последовательная и полная. Три основания периодизации: ССР; ведущая деятельность; новообразования. Принцип единства аффективной и интеллектуальной сфер воплощен в понятии ведущей деятельности, включающей мотивационный и операционно-технический компоненты. Периодичность процессов развития заключается в закономерном чередовании периодов преимущественного развития аффективно-потребностной, личностной сферы и операционно-технической, умственной сферы.
Периодизация строится по следующей схеме - цикл, периоды, фазы развития. Целостный цикл (эпоха развития) включает два взаимодополняющих периода - период развития мотивационно-потребностной, личностной сферы и период развития операционно-технической, умственной сферы. Каждая эпоха отделена от другой большими кризисами, т. е. кризисами перестройки отношений личности с миром. К большим кризисам относятся кризисы 3, 12 и17 лет. Периоды разделены между собой малыми кризисами (перестройка отношения к себе)-1, 7, 15 лет. Противоречие в малых кризисах связано с противоречием сформированных мотивов и отсутствием соответствующих средств реализации деятельности. Большие кризисы связаны с несформированностью мотивов, потребностей и с необходимостью выработки жизненной позиции. Ограничения периодизации: нет периода пренатального развития, здесь действуют иные закономерности - органического созревания.2. Периодизация завершается возрастом 17 лет, не включая зрелые возрасты, т.к. законы развития кардинально изменяются в зрелом возрасте. До 17 лет развитие идет в форме присвоения социально-культурного опыта, после вступления во взрослость - в форме созидания культурного опыта, саморазвития.

Периодизация психического развития ребенка включает три основных эпохи - раннее детство, детство и подростничество. Эпоха раннего детства начинается с кризиса новорожденности (0-2 месяца). Особый характер этого кризиса связан с изменением типа жизни и типа развития.
Младенчество (2-12 месяцев) - первый период эпохи раннего детства. Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Опережающими темпами развивается мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста - генезис потребности в общении и развитие форм общения с близким взрослым. Завершается младенчество кризисом первого года жизни (малым кризисом), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивиру-ющих представлений распадается прежняя социальная ситуация развития «Пра-Мы» и создается основа выделения самого себя. Ранний возраст (1-3 года) является вторым периодом эпохи раннего детства. Ведущая деятельность - предметно-орудийная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия (из чашки пьют, расческой причесываются). Преимущественное развитие познавательной умственной сферы - речи, мышления, восприятия. Завершается период кризисом трех лет - «Я сам». Происходит перестройка отношений между ребенком и взрослым в пользу возрастания самостоятельности и автономии первого.

Эпоха детства также включает два периода — дошкольный и младший школьный возраст.
В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра - деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путем принятия роли, использования игровых предметов. Дошкольный возраст, по А. Н. Леонтьеву, - возраст фактического складывания структуры личности, первичного соподчинения мотивов. Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет (малый кризис). Его основным новообразованием является формирование мира внутренних переживаний, опосредующих отношение ребенка к миру и рождающих личное отношение.
Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется учебной деятельностью как ведущей. Содержание учебной деятельности составляет овладение обобщенными способами действий в системе научных понятий. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. Сегодня многие исследователи называют возраст 11 лет - особым возрастом, «ничьей землей»из-за его переходного характера. Завершается младший школьный возраст кризисом 12 лет (большой кризис) - перестройка отношений с взрослыми. Происходит рождение особой формы самосознания -чувства взрослости («хочу быть и казаться взрослым»). Можно выделить две особенности самосознания младших подростков: 1. это чувство, переживание, стремление, а не рефлексия; 2. это социальная форма самосознания. Подросток стремится видеть себя в новой роли взрослого, открывает ее для себя, требует признания себя взрослым, уважения, учета своего мнения и равных прав. Эпоха подростничества завершается кризисом 17 лет - начало вступления во взрослость.
Младший подростковый возраст (12-15 лет), ведущая деятельность — интимно-личностное общение со сверстниками, установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. Функция сверстника - эталон для самопознания и формирование отношения к себе как ко взрослому. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обусловливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Период преимущественного развития личностной сферы. Завершается кризисом 15 лет -формирования эго-идентичности, рождения индивидуального самосознания, кризисом второго рождения Я. Старший подростковый возраст (15-17 лет), ведущая деятельность - учебно-профессиональная, овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все более приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби). Кризис 17 лет знаменует начало вступления во взрослость-период поздней юности (17 - 21 год).

Наши рекомендации