Раздел I. История и теория коммуникаций

Тема 1. Предмет и базовые аспекты теории коммуникации

Понятия «общение», «коммуникация», «речевая деятельность». Онтологический аспект: биологические, социальные, этнические, психологические факторы коммуникации. Основные составляющие социальной коммуникации. Гносеологический аспект: функции коммуникации; единицы коммуникации; категории коммуникации. Методологический аспект. Основы методологических направлений коммуникационных процессов: бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменализм, функциональный подход, структурализм, технологический детерминизм и др.

Тема 2. Исторические вехи возникновения и развития коммуникации

Методологические основания дифференциации (различения) коммуникативных типов. Генезис коммуникационной культуры в условиях дописьменного типа цивилизации. Коммуникативные революции (изобретение письменности; изготовление печатного станка; внедрение электронных масс-медиа). Книжность как важнейший этап развития коммуникационной культуры человечества. Изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения, их социальная обусловленность. Становление радио- и телевещания. Мультимедийность как этап современного развития коммуникационной культуры общества. Понятие информационного общества. Глобализация и диверсификация информационного пространства.

Тема 3. Развитие теорий информации и коммуникации

Генезис исследований коммуникационных процессов в эпоху античности. Средневековая герменевтика и её научный вклад. Проблематика исследований коммуникации в Новое время. Классическая парадигма коммуникации (Г. Лассуэл). Междисциплинарный подход в исследовании информации и коммуникации (К.Шеннон, Н.Винер и др.). Современные направления научного исследования коммуникационных процессов.

Тема 4. Функции, типы и средства коммуникаций

Функции коммуникаций. Типология коммуникаций по массовости вовлеченности людей. Сущность и функции межличностной коммуникации. Особенности межличностной коммуникации в малых группах. Сущность и функции массовой коммуникации. Социально-психологические, информационные и коммуникативные факторы, способствующие воздействию массовой коммуникации.

Типологии коммуникаций по способу установления и поддержания контакта, степени организованности и в зависимости от направления потока информации.

Вербальные и невербальные средства коммуникаций.

Наши рекомендации