Категориальный аппарат научного исследования
Категориальный аппарат научного исследования составляет существенную основу научного поиска, без знания которого есть невозможным творческий процесс.
Под концепцией исследования понимается система взаимосвязанных научных положений, которые использует исследователь для достижения результата. Концепция может базироваться на общепринятых теориях определенной научной школы, а может быть авторской и раскрывать собственные теоретические соображения исследователя. И в первом, и во втором случае изложенные положения являются цепью понятий, а не искусственным набором отдельных разноплановых утверждений. Соблюдение этого требования отображает концептуальное содержание исследования.
Темаотображает проблему в ее характерных особенностях, и таким образом очерчивает границы исследования, конкретизируя основной замысел и создавая предпосылки успеха работы в целом.
Объектнаучного исследования - это совокупность связей, отношений и качеств исследуемого явления или общая сфера поиска, который находится в поле зрения исследователя.
Предмет исследованияболее конкретный и включает в себя аспект (ракурс) избранной проблематики, которая подлежит непосредственному изучению в данной работе, устанавливая границы научного поиска в объекте.
Между объектом и предметом в научном исследовании существует взаимозависимость, как между целым и его составными, где целое осознается как объект, а его часть - как предмет. Поскольку один и один и тот же объект может исследоваться в нескольких аспектах, то их выделение и составляет предмет исследования.
Цель исследования формулируется коротко и точно, конкретизируясь в задачах исследования, и в содержательном отношении выражает то основное, что должен сделать исследователь. Цель и непосредственные задачи научного исследования находятся в взаимозависимости одна от другой и состоят в нахождении тех явлений и законов, по которым они функционируют.
Научная проблемаесть результат глубокого изучения практики и научной литературы, характеризует реальное движение познавательного процесса и фиксирует его разногласия на определенном этапе развития науки. В научном исследовании необходимо выделить проблему как «поле» поиска, базовые знания и средства их практической реализации.
Обоснования актуальности проблемы предусматривает ответ на вопрос – важна ли проблема на современном этапе. Для этого необходимо освещение нескольких позиций, в частности ссылки на документы, в которых определяются социальные заказы в сфере образования и его практических потребностей, которые характеризуются недостаточностью тех или других научных знаний, которые требуют решения.
Гипотеза - обоснованное предположения о возможных средствах разрешения определенной проблемы. Лишь при условиях изучения характерных особенностей исследуемых явлений можно высказать гипотетическое положение, которое требует дальнейшей проверки.
Гипотеза выдвигается в случае существования проблемы. Ценность гипотезы определяется нестандартностью, несоответствием известным знаниям.
В зависимости от того, что хочет доказать автор, отбираются и обобщаются эмпирические факты, очерчиваются пути их изучения и дополнения, направляются ход и методы поисковой работы. Гипотеза не возникает в сознания исследователя спонтанно, она является результатом глубокого осознания теоретических работ и опыта практической деятельности в той или другой области науки.
Гипотеза организует процесс исследования, определяет его логику и результат.
Процесс развития гипотезы проходит несколько этапов:
- изучения объекта исследования путем накопления эмпирических и теоретических знаний, выделения на их основе гипотетически новых знаний о нем;
- избрания исследовательских приемов ради доказательства сформулированной гипотезы;
- доказательство (или опровержение) гипотезы, ее уточнение и убеждение в ее истинности.
Гипотеза должна отвечать таким требованиям:
- обоснованность;
- соответствие научным знаниям;
- четкость и конкретность.
Способом проверки гипотезы есть практика, которая подтверждает или опровергает гипотетические суждения. Во время исследования иногда выдвигают несколько гипотез, одна из которых окажется верным предположением.
Гипотезы, которые в ходе исследования оказываются ошибочными, также оказывают содействие накоплению опыта исследователя, который в дальнейшем будет более внимательным.
Существует два типа гипотез:
- теоретические гипотезы, в основу которых положены научные закономерности, методологические положения, логические суждения, аргументированные прогнозирования, фундаментальные знания;
- эмпирические гипотезы основаны на результатах предыдущего практического опыта.
Теоретические и эмпирические гипотезы иначе называются объяснительнымии описательными.
Объяснительные гипотезы раскрывают взаимосвязи между составными исследуемого явления и выясняют причины, по которым это происходит.
Описательные гипотезы освещают причины и возможные результаты деятельности, но не раскрывают закономерности, которые их вызвали. Гипотезу нельзя строить, исходя из очевидных истин, так как она всегда предусматривает поиск нового в теории и практике науки.
Основные функции гипотезы в дипломных (магистерских) роботах:
- очерчивания круга задач;
- систематизация составных научного аппарата исследования и этапов его проведения;
- прогнозирование результатов научного поиска;
- установления связи между уже известными и новыми фактами,
полученными в процессе эксперимента.
Реальное осуществление этих функций возможно при условиях, когда гипотеза отвечает требованиям:
- есть экспериментально проверенной;
- есть принципиально простой и ясной;
- имеет однозначное формулирование;
- включает теоретическое объяснение выдвинутого предположения.
Каждая гипотеза подтверждается фактами аргументированно, что превращает ее из предположения в достоверное знание. Для этого разрабатывается методика исследования, которая должна быть адекватной избранному предмету, цели и задачам научного поиска.
Гипотеза выступает как форма развития знания, как форма творческого поиска, как способ решения разногласий. Механизм творчества реализуется через функцию гипотезы. Содержание и решения проблемы состоит в построении гипотетического его решения и проверки.
В процессе познания важным является момент, когда без выдвижения гипотезы дальнейшие действия невозможные. Таким моментом есть проблемная ситуация и ее обострения к максимальному разногласию. Во время выдвижения гипотезы поиск ведется по многим направлениям, но на основе одних и одних и тех же фактов, правил, законов и принципов.
Рождения гипотезы начинается из идеи - основной мысли, которая лежит в основе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования. Идея включает формулирования цели и способ ее достижения, возникает на основе существующего разногласия и направлена на его решение. Идея дает возможность организовать научную деятельность, сделать ее целенаправленной и сформировать идеальный образ объекта, процесса. Основное направление идеи - активизация и организация знаний на достижение необходимого результата. Идея - это основа синтеза знаний. Этап рождения идеи - кульминация творческого процесса.
Идея, или принцип решения проблемы, рождается в виде гипотезы как основной формы творческого мышления, которое в отличие от формальной логики есть категорией диалектической логики и может быть направлена на решение разногласий.
Структурно идея включает этапы:
- формулирования (постановку);
- способы ее достижения.
Если выдвигается ряд гипотез, которые по-разному объясняют одни и те же самые факты, то они называются версиями. Отклонения одной из версий создает условия для рождения более обоснованных. После того как одна из гипотез находит подтверждения в практической деятельности, а другие отклонены, дальнейшее выдвижение версий невозможно, дискуссии прекращаются и творческий поиск по данной проблематике завершается.
Довольно важными характеристиками научного исследования есть новизна полученного знания и его значения для науки и практики.
Научная новизна- понятия, которое связывает субъективные и объективные моменты, которые выражают отношение исследователя к результату. Формулирования научной новизны предусматривает определения уровня, весомости среди научных фактов и значимости как типа нового знания, концепции, методики, рекомендаций, которые раньше не имели аналогов в науке и практике.
Новизна в научном исследовании выполняет разные функции:
- конкретизирующую на уровне детализации;
- дополняющую на уровне уточнения;
- преобразующую на уровне открытия, которая опирается на креативный тип мышления исследователя, эвристические методы решения проблематики, неординарное ее видение, получая новые концептуальные положения, разрабатывая новые теории, подходы, которые кардинально изменяют научное знание.
Основой обоснования научной и практической новизны в научно-исследовательских роботах выступает недостаточная изученность избранной проблематики, ее неразработанность в практике обучения.
Теоретическая значимость есть центральной характеристикой научного исследования в ракурсе перспективности, доказательности, концептуальности полученных результатов.
Практическая значимость характеризуется реальными сдвигами в обучении, достигнутыми благодаря внедрению в учебную практику результатов исследования.
Совокупность всех этапов исследования, в результате которых получаем решение, определяется как цикл научно-творческого процесса и может быть названа технологией научного творчества.