Тема 6.1 Психологические особенности общения и этикет

Содержание, структура, цели и функции делового общения. Особенности общения по «вертикали» и по «горизонтали».

Техники и приемы общения.

Этикет как высшее проявление нравственной культуры в профессиональной деятельности.

Тема 6.2 Конфликты: причины, пути преодоления

Конфликты, их причины. Пути предупреждения и разрешения конфликтов в трудовом коллективе. Способы реагирования в конфликте.

Социально-психологический климат в коллективе.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант 1

1.Дайте определение понятий психология, профессиональная этика и раскройте их предмет и задачи.

2.Выделите особенности структуры личности.

3.Опишите техники и приемы общения.

4.Опишите возможные проявления несдержанности в Вашей профессиональной деятельности, способы ее преодоления.

Вариант 2

1.Опишите методы современной психологии и этики, их использование в профессиональной деятельности.

2.Определите, как соотносятся понятия человек, индивид и личность.

3.Опишите структуру и содержание делового общения.

4.Оцените темпераменты, как «лучшие» и «худшие».

Вариант 3

1.Дайте определение понятий психика и сознание. Опишите структуру сознания, его основные психологические характеристики.

2.Укажите основные виды деятельности, их психологические особенности.

3.Опишите цели и функции делового общения.

4.Охарактеризуйте способности, необходимые работнику для успешной профессиональной деятельности.

Вариант 4

1.Дайте определение понятия внимание, укажите его виды.

2.Изложите сущность способов выполнения деятельности (навыки, умения, привычки).

3.Охарактеризуйте виды самооценки, уровень притязаний.

4.Охарактеризуйте необходимые психологические качества работника Вашей сферы деятельности.

Вариант 5

1.Дайте классификацию и охарактеризуйте виды ощущений и восприятий.

2.Дайте определение понятия темперамент, охарактеризуйте его типы и индивидуальные стили профессиональной деятельности.

3.Опишите причины конфликтов в трудовом коллективе.

4.Определите, к какому типу относятся следующие конфликты:

А) администрация предъявляет сотруднику противоречивые требования к конечному результату его работы, и он не знает, как поступить;

Б) руководитель не оценил работу подчиненного и этим обидел его;

В) при принятии решений в коллективе происходит столкновение взглядов и характеров.

Вариант 6

1.Дайте определение понятия память, охарактеризуйте ее виды и процессы.

2.Дайте определение понятия характер и охарактеризуйте его структуру.

3.Опишите пути предупреждения конфликтов в трудовом коллективе.

4.Определите соотношение характера и темперамента человека, характер влияния Вашего характера на успехи в учебе и работе.

Вариант 7

1.Дайте определение понятий мышление и речь, охарактеризуйте виды, операции и формы мышления.

2.Дайте количественную и качественную характеристику способностей.

3.Опишите пути разрешения конфликтов в трудовой деятельности.

4.Приведите примеры из профессиональной деятельности, по поводу влияния определенного типа темперамента на результат труда.

Вариант 8

1.Дайте определение понятия воображение и охарактеризуйте его виды.

2.Опишите классификацию групп и сформулируйте понятие коллектив.

3.Опишите способы реагирования в конфликте.

4.Разъясните понятия «формальный» и «неформальный» лидер.

Вариант 9

1.Дайте определение понятиям эмоции и чувства, охарактеризуйте основные эмоциональные состояния.

2.Определите особенности межличностных отношений в коллективе.

3.Опишите особенности социально-психологического климата в коллективе.

4.Определите особенности малой группы.

Вариант 10

1.Дайте определение понятия воля и охарактеризуйте волевые качества личности.

2.Определите особенности формирования коллективизма в трудовой деятельности.

3.Охарактеризуйте механизмы адаптации в трудовом коллективе.

4.Охарактеризуйте необходимые психологические качества работника Вашей сферы деятельности.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издательства
Деловое общение Самыгин С.И., Сторляренко Л.Д. Ростов-на-Дону, 2007
Общая психология Маклаков А.Г. Питер, 2007
Общая психология: личность: учеб. пособие Козубовский В.М. Минск, 2005
Практикум по общей психологии Смирнов А.Г. Москва, 2002
Профессиональная этика и психология в общественном питании Усов В.В. Москва, 1990
Психология Чеховский М.И. Минск, 2008
Психология и этика деловых отношений. Практикум Цуранова С.П., Павлова И.М., Вашкевич А.С. Минск, 2008
Психология и этика деловых отношений: учеб. пособие Бороздина Г.В. Мн.: РИПО, 2010
Психология общения Рогов Е.И. Москва, 2007
Человек и его профессия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Кухарчук А.М. Мн.: Соврем. Слово, 2006

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

№ п/п Наименование Автор Издательство, год издательства
Как изменить личность Айзенк Г. Москва, 2000
Методология, теория и метод в современной социальной психологии: Интегративно-эклектический подход Янчук В.А. Минск, 2000
Наедине со всеми: О психологии общения Толстых А.В. М., 1990
Общая психология в схемах и комментариях Крысько В.Г. Питер, 2006
Психологические тесты Под ред. Карелина А.А. М.: Владос, 1999
Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики Собчик Л.М. СПБ.: Речь, 2003
Психология личности. Теория и исследования Первин Л., Джон О. М.: Аспект Пресс, 2000
Психология профессионала Климов Е.А. М.: Изд-во «Институт прикладной психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
Современная психология: справочное руководство   М.: Инфа-М, 1999
Этика Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Минск, 2000

Наши рекомендации