Понятие и сущность общения
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде.
Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей. По целям общение делится на биологическое и социальное.
На социальном уровне общение является необхо-
димым условием для передачи социального опыта
и культурного наследия от одного поколения другому.
В психологическом смысле общение понимается как
процесс и результат установления контактов между
людьми или взаимодействие субъектов посредством
различных знаковых систем.
Выделяют три аспекта общения, такие как передача
информации (коммуникативный аспект общения); вза-
имодействие (интерактивный аспект общения); пони-
мание и познание людьми друг друга (перцептивный
аспект общения). Ключевыми словами в понимании
сущности общения являются: контакт, связь, взаимо-
действие, обмен, способ объединения.
Общение может быть непосредственным и опос-
редованным, межличностным и массовым.
К особому виду общения относится массовое об-
щение, определяющее социальные коммуникативные
процессы. У людей под влиянием содержа-
ния информации, передаваемой такими источниками,
формируются мотивы, установки, которые в дальней-
шем определяют их социальные поступки.
Функции общения. Основные стороны проявления общения.
.
Функций общения определяются по различным кри-
териям: эмоциональному, информационному, социали-
зирующему, связующему, самопознания (А. В. Муд-
Vрик)', установления общности, инструментальному,осознания, самоопределения (А. Б. Добрович), спло-
чения, инструментальному, трансляционному, самовыра-
жения (4. А. Брудный), контактному, информационно-
му, побудительному, координационному, понимания,
змотивному, установления отношений, оказания влияния
(Л. А. Карпенко) и др.
Если рассматривать общение в определенной систе-
ме отношений, то можно выделить совокупность групп
функций.
1. Психологические функции обусловливают разви-
тие человека как индивида и личности. В условиях
общения многие психические процессы протекают
иначе, чем в условиях изолированной индивидуаль-
ной деятельности. Общение стимулирует развитие
мыслительных процессов (когнитивная деятель-
ность), волевых процессов (активность), эмоциональ-
ных процессов (эффективность).
2. Социальные функции детерминируют развитие об-
щества как социальной системы и развитие групп как
составных единиц этой системы. Интеграция общест-
ва возможна только при условии наличия общения во
всех его видах, типах и формах.
3. Инструментальные функции определяют много-
численные связи между человеком и миром в самом
широком смысле слова; между различными социаль-
ными группами
Концептуальная идея такого деления функций ле-
жит в представлении о взаимосвязи человека с об-
ществом и миром в соответствии с простой моделью
отношений: человек - деятельность - общество