Сущность и свойства ощущений и восприятий

Рассматривая сущность и свойства познавательных психических процессов, дадим определение психическим процессам, рассмотрим их структуру и свойства.

Психические познавательные процессы – это процессы, с помощью которых человек отражает объективный мир, познает его и на этой основе ориентируется в обстановке и действует, приспосабливаясь к ней или видоизменяя ее.

К ним относят: ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь. Нормальное функционирование познавательных процессов представляет собой важную предпосылку эффективности учебной и профессиональной деятельности человека. Эти процессы присущи каждому человеку и различаются своими качественными характеристиками.

Познание мира начинается с непосредственного контакта органов чувств человека с окружающими предметами, явлениями, вещами, то есть ощущений.

Ощущение – это отражение в сознании отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутреннего состояния организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Ощущения возникают у всех живых существ, обладающих нервной системой. У человека они не существуют отдельно, сами по себе, и всегда пронизаны более сложными психическими процессами, свойствами и состояниями.

Ощущения и возникающие на их основе восприятия составляют чувственную основу познания. Ощущения, как бы поставляют строительный материал для восприятий, представлений, воображения, мышления и памяти.

Все ощущения имеющиеся у человека, можно разделить на следующие основные группы:

· Сенсорные и субсенсорные;

· Дистантные и контактные;

· Интероцептивные, экстероцептивные и проприоцептивные.

Сенсорные – это осознаваемые ощущения. Человек имеет связанные с ними переживания, может их описать и передать информацию о них другим людям.

Субсенсорные – это неосознаваемые ощущения. Они вызывают в организме человека те же самые реакции, которые связаны с сенсорными ощущениями, но эти реакции не представлены в сознании человека в виде специфических переживаний, характерных для сенсорных ощущений.

Дистантные – это ощущения, порождаемые источником энергии, находящимся на расстоянии от поверхности тела человека.

Контактные – это ощущения, возникающие при непосредственном контакте источника энергии с поверхностью тела человека.

Интероцептивными называют ощущения, связанные с работой рецепторов, расположенных во внутренних органах человека.

Экстероцептивные – это ощущения, возникающие при участии работы рецепторов, распологающихся близко к поверхности тела.

Проприоцептивными называют ощущения, связанные с работой рецепторов, размещенных в мышцах и связках.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения И.П. Павлов назвал анализатором.

Что представляет собой анализатор? Каков его состав и назначение?

Анализатор – это нервно-физиологический аппарат, посредством которого человек отражает ту или иную область окружающей действительности.

Анализаторы бывают: слуховые, зрительные, обонятельные, двигательные, вкусовые, осязательные, болевые, температурные и так далее

Анализатор состоит из 3-х частей:

1. Периферического отдела (рецептора), воспринимающего действующий на него раздражитель;

2. Афферентных (центростремительных) нервов, проводящих возбуждение в нервные центры с периферии;

3. Соответствующих участков коры головного мозга, в которых происходит переработка возбуждения, поступающего из рецептора.

Ответная реакция передается по эфферентному нерву. Как это происходит?

Сначала предметы и явления воздействуют на тот или иной рецептор (зрительный или) слуховой – свет, звук от источника попадают на нервные окончания и вызывают процесс, называемый раздражением.

Здесь же, в окончаниях нерва, раздражение превращается в возбуждение, как психический процесс, которое трансформируется в психический образ того предмета, который воздействует на рецептор. Возникновение того или иного психического образа – результат совокупной деятельности всех трех частей анализатора.

Слуховые ощущения различаются по высоте, силе и тембру. Высота звука в основном определяется количеством колебаний в секунду.

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Громкость связана с интенсивностью звука, зависит от высоты.

Тембр звука – это его специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга.

Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. К кожным ощущениям принадлежат: тактильные, температурные и болевые ощущения.

Вкусовые ощущения вызываются действием химических свойств веществ растворенных в слюне или воде на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике (человек способен почувствовать наличие 25 грамм вещества растворенного в 1100 литрах воды). Вкусовые ощущения разделяются на 4 группы: ощущения сладкого, кислого, горького и соленого.

Обонятельные ощущения вызываются действием химических свойств летучих веществ на рецепторные клетки в полости рта и носоглотки.

Значение ощущений для деятельности очевидно. Если у человека неправильно функционируют те или иные органы чувств, то он не способен к освоению определенной специальности (шофера, связиста, и так далее). В деятельности участвуют все анализаторы. Главным выступает зрительное ощущение. Доказано, что через зрительный анализатор поступает информации в 100 раз больше, чем через слуховой. Человек способен увидеть свет от свечи на расстоянии 27 км.

Свойства ощущений (адаптация, пороги ощущений, контраст, сенсибилизация, последовательные образы).

Под адаптацией понимается приспособление к внешним условиям. Различают адаптацию физиологическую (адаптация анализаторов как изменение их чувствительности), адаптацию социально-психологическую при включении в новую группу, адаптацию профессиональную при включении в новые виды деятельности. Она может быть направлена на повышение и понижение чувствительности. Возможности адаптации органов чувств значительны.

Чувствительность глаза человека, например, повышается в темноте в 200 тысяч раз. Для адаптации в темноте надо 40 минут.

Сенсибилизация – повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних факторов. При сенсибилизации чувствительность меняется только в сторону повышения.

Последовательные образы – одно из свойств ощущений. Оно состоит в том, что при длительном воздействии на орган чувств образ предмета, вещи не исчезает одновременно с прекращением этого воздействия, а сохраняется некоторое время в сознании.

Ощущения зависят:

· от внешних условий (в тишине мы лучше слышим);

· от состояния анализатора (всех 3-х его частей);

· от психических факторов (знаний и так далее).

Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств и качеств, как это происходит при ощущении.

В восприятиях мир отражается полнее, целостнее, в пространственных и временных отношениях. Восприятие всегда носит предметный характер.

Образ восприятия от набора ощущений отличает ряд характерных для него свойств. Основными из этих свойств являются следующие:

1. В отличие от ощущений, восприятие выступает как субъективно соотносимое с действительностью, представленной не в виде отдельных видов энергии, a в форме целостных предметов и явлений.

2. Ощущения субъективно как бы находятся в нас самих; воспринимаемые же нами предметы, их образы и свойства субъективно локализованы в окружающем нас пространстве. Этот процесс, характерный именно для восприятия в отличие от ощущений, называется объективизацией.

3. Итогом формирования ощущений являются переживания отдельных свойств окружающего мира (например, яркости, громкости, солености и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается целостный образ, включающий в себя комплекс различных, определенным образом взаимосвязанных друг с другом ощущений, приписываемых сознанием какому-либо предмету или явлению.

4. Для того, чтобы некоторый предмет был воспринят в виде образа, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, на построение и уточнение его образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

5. Отдельные ощущения как бы привязаны к специфическим анализаторам, и достаточно бывает простого воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

6. Восприятие является осмысленным (включающим принятие решений об адекватности образа и о его принадлежности определенному предмету и явлению) и означенным (связанным с речью) синтезом разнообразных ощущений, получаемых от воздействия предметов и явлений на многие органы чувств.

7. Предметность, целостность, константность и категориальность – основные свойства образа, складывающегося в процессе восприятия. Такими свойствами отдельные ощущения не обладают.

Свойства восприятия.

1. Целостность – особенность восприятия, заключающаяся в отражении объектов в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств.

2. Предметность – отражает возможности человека реагировать на воздействия конкретных предметов окружающей действительности, относящихся к определенному классу явлений.

3. Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого опыта, запаса знаний и общей направленности личности. Она бывает двух видов: временная и устойчивая. Временная апперцепция возникает под влиянием прошлых восприятий, мимолетного знакомства с данными явлениями.

4. Контрастность – относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия.

5. Структурность – восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем практически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру.

6. Осмысленность – восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета.

7. Избирательность – проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Она зависит от интересов, установок и потребностей личности.

В зависимости от того, что воспринимает человек бывает восприятие пространства и времени, восприятие движения, восприятие человека, восприятие предметов.

Восприятие может носить искаженный характер. Это иллюзии – искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Например зрительные иллюзии: переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной;

Неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на сомом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их большие или маленькие и т.д.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся.

В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания и чувства человека.

Пути совершенствования восприятия:

· создание необходимых установок на восприятие;

· формирование знаний и опыта в области своей профессии;

· упражнения и тренировки в затрудненных условиях;

· развитие понимания других людей, изучение и уточнение их качеств и действий.

Наши рекомендации