Дайте определение апраксий

Апраксия - нарушение произвольных целенаправленных действий, не связанное с элементарными двигательными расстройствами, грубыми нарушениями мышечного тонуса и тремора.

15) Перечислите названия апраксий по классификациям Г.
Липпмана и А.Р. Лурия.

Г. Липгшан:

• Кинетическая - поражения премоторных отделов коры (нарушается выполнение простых действий, жестов).

• Идеомоторная - поражается нижняя часть левой теменной доли, или надкраевая извилина двухсторонне (нарушается выполнение действий по команде).

• Идеаторная (апраксия замысла) - всегда двухсторонняя, поражения нижнетеменных долей левого полушария, при диффузных поражениях мозга (больной выполняет каждое простое действие по отдельности и не может связать их в единое целое).

А.Р. Лурия:

• Пространственная - поражение теменно-затылочных отделов, особенно левого полушария (нарушение координатных представлений «верх-низ», «право-лево», «спереди-сзади» при сохранности элементарных сенсорных функций.

• Конструктивная - поражение теменных долей (угловой извилины) и левого и правого полушарий (теряется способность изображать или срисовывать даже простые геометрические фигуры - искажаются контуры, недорисовываются детали, не складываются фигуры из спичек, плоских или объемных форм.

• Кинестетическая - поражение среднеих участков постцентральной коры (1,2,5,40, частично 7-го полей)(движения становятся плохо управляемыми, теряется способность исполнять их тонкие элементы -симптом «рука-лопата».

• Кинетическая (эфферентная) - поражаются нижние отделы премоторной области - б-го и 8-го полей ( расстройства временной организации программы двигательных актов, а параллельно и различных психических функций, проявляется в виде персевераций).

• Регуляторная - поражения конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов (вместо создания оригинальных двигательных программ, конкретных и адекватных для достижения актуальной цели, из памяти вынужденно извлекаются те их образы, которые чаще встречались в прошлом).

16) При какой апраксии движения рук могут быть
скорректированы усилием зрительного контроля?

Кинестетическая.

17) Какой вид апраксии может быть диагностирован по
результатам манипуляции с кубиками Коса и другими
аналогичными методиками?

Конструктивная.

18) Что такое персеверации и при какой форме апраксии они
обычно возникают?

Персеверации - бесконтрольно повторяющиеся раз начавшиеся движения, обычно серийные, возникают при кинетической апраксии.

19) Признаком какой апраксии является замена оригинальных
движений на шаблонные?

Регуляторная.

Проблема речи в нейропсихологии

1) Дайте нейропсихологическое определение речи.

Речь - высшая форма передачи информации с помощью акустических сигналов, письменных или пантомимических знаков.

2) Что является основой смыслорозличения речи в звуковом составе
языка?

Фонемы- единицы акустического восприятия.

3) Как называются основные виды речи?

Энспрессивная и импрессивная.

4) Кем впервые была показана структурная дифференцированность
нарушений речи?

П. Брока (1861) и К. Вернике (1874)

5) Какие зоны мозга и корковые поля относятся к числу речевых?

41-ое первичное поле слухового анализатора, вторичные отделы височные коры (42-й и 22-й поля), некоторые отделы теменно-конвекситальной поверхности левого полушария, а также лобные доли мозга.

6) Как функционально организована последовательность исполнения
речевой деятельности?

• Слуховые пути

о Первичная слуховая кора

• Зона Вернике ( выделение смысла из акустической информации) и третичные поля (операции абстракции и формирование системы отношений между лингвистическими единицами внутри фразы).

• Через дугообразный пучок в зону Брока(возникновение детальной программы артикуляции)

• Связь левой коры с ресурсами правого полушария дает экспрпессивно-эмоциональный окрас.

• Работа третичной височно-затылочной зоны левого полушария обеспечивает функцию называния.

• Лобные конвекситальные отделы осуществляют сложное законченное высказывание как упорядоченное во времени моторное действие.

• Лобные доли (префронтальная часть) преображают речь в поведение.

Если речевая информация поступает через зрительный анализатор, то пришедшие сигналы после первичной зрительной коры направляются в область угловой тзвилины, которая

обеспечивает ассоциацию зрительного образа слова с его акустическим аналогом с последующим извлечением смысла в зоне Вернике. Овладение иностранным языком подчиняется другим законам.

7) Что такое афазии и от каких форм патологии их необходимо
отличать?

Афазии -- системные речевые расстройства при локальных поражениях коры левого полушария при сохранности элементарных форм слуха и артикуляторного аппарата, обеспечивающего членораздельное произношение. Необходимо отличать от дизартрии.

8) В чем первичная симптоматика сенсорной афазии?

Нарушается фонематический слух, понимание устного родного языка вплоть до отсутствия реакции на речь в тяжелых случаях. Активная речь превращается в «словесную окрошку», насыщенную аграмматизмами. Одни звуки или слова заменяются другими, сходными по звучанию, но далекими по смыслу (парафазии). Речь бедна на существительные, но богата глаголами, междометиями и вводными словами. Иногда наблюдается логорея - избыток речевой продукции. Высказывания сопровождаются адекватной мимикой, жестами и интонационным разнообразием. Нарушается письмо, понимание читаемого лучше, чем услышанного.

9) Какая ацЬазия возникает при поражении зоны Брока?

Эфферентная моторная афазия.

10) Какие варианты расстройств лежат в основе разных форм
амнестических дефектов речи?

Растройства слухового, ассоциативного или зрительного компонента.

11) Поражение каких отделов коры мозга связано с
возникновением афферентной моторной афазии?

Поражения нижних отделов левой теменной области.

12) Какой признак речевых нарушений является ключевым при
семантической афазии?

Для нее характерно ослабленное понимание сложных грамматических конструкций, в которых отражена симультанность (одновременность) восприятия среды и протекающих в ней явлений. Нарушается понимание и употребление предлогов, наречий, служебных слов и местоимений, родительного и творительного падежей.

13) Почему семантическая афазия часто сопровождается
акалькулией?

Акалькулия - нарушения счетных операций, они непосредственно связаны анализом пространственных и квазипространственных (понятийных) отношений, реализуемых третичными зонами коры, сопряженными с ядерной частью зрительного анализатора.

14) Опишите симптомы динамической афазии и возможную
локализацию очага поражения при ней.

Страдают передняя и задняя ассоциативные зоны. В основе лежит нарушение внутренней программы высказывания и реализации ее во внешней речи. По А.Р. Лурия происходит распад внутренней речи. В итоге возникает речевая адинамия, патологическая инертность или дефект речевой инициативы. Такие больные не могут связно описать сюжетную картинку, но относительно легко составляют рассказ по серии картинок, где их последовательность создает план рассказа. Не могут рассказать подробно о себе, пересказать увиденное или услышанное, написать письмо или сочинение на тему, больные жалуются, что «мыслей нет».

15) Каков наиболее вероятный механизм возникновения
симптомов проводниковой афазии?

Часто трактуется как нарушение ассоциативных связей между двумя центрами - Вернике и Брока.

16) Поражение каких участков мозга может обусловливать
диагноз псевдоафазий?

Операции на таламусе и базальных ядрах с целью уменьшения моторных дефектов; операции или наличие органической патологии в глубине левой височной доли в тех случаях, когда не затрагивается кора головного мозга; при рассечении мозолистого тела; истерия, умственная отсталость.

17) Что такое дисфазии и псевдоафазии?

Дисфазия - слабо выраженное речевое расстройство, возникающее при поражении правого полушария у правшей.

Псевдоафазия - категариально иные нарушения речи, появление которых связано с разными обстоятельствами, перечисленными в вопросе №16.

18) В чем специфика расстройств речи в детском возрасте?

Исследованиями показано, что у детей осуществление вербально-мнестических функций не опирается на структуры лобных долей мозга, как у взрослых, причем левая и правая лобные доли вовлекаются в обеспечение этих функций неодновременно: поражения правой лобной доли в большей степени, чем левой, соответствуют результатам, полученным на взрослых больных (Э.Г. Симерницкая и др.) восстановление речи без серьезных последствий при поражениях левого полушария возможно j^o 5 лет (срок от нескольких дней до 2 лет). Сенсорная афазия, появившаяся в 5-7 лет, чаще всего приводит к постепенному исчезновению речи, и ребенок в дальнейшем не достигает ее нормального развития.

19) Какой компонент речи преимущественно страдает при
правополушарных поражениях?

Эмоциональный.

20) В чем проблема диагностики локализации очага поражения
мозга при возникновении афазии у левшей?

К настоящему времени отсутствуют определенные данные о межполушарной распределенности речевых функций у левшей, чему способствуют чрезвычайная вариативность так называемой парциальной доминантности - по глазу, уху, ноге и не всегда выделяемый латентный (скрытый) левшизм.

Неиропсихологические синдромы полимодального генеза.

1) При каких формах церебральных расстройств встречается
аграфия?

Встречается как составнвя часть амнестических и апрактических расстройств, а также при различных вариантах афазий.

2) В чем разница между «чистой» и апрактической аграфиями по
механизмам их реализации?

Чистая: Перепутывается порядок букв в словах, пропускаются буквы, слова, знаки препинания или заменяются другими (парография). Апрактическая: делается невозможным сам замысел письменных движений, больной не может создать образ нужного движения и не

знает, как придать руке положение, необходимое для письма, либо в нужной последовательности осуществить письменные двигательные акты.

3) Какими первичными дефектами может быть обусловлена
алексия?

Дефекты фонематического, оптического и оптико-гностического, пространственно-апрактического, моторного, мнестического и семантического факторов.

4) В чем отличие агностической алексии от вербальной?

Латеральная (агностичесная): больные путают буквы, сходные по начертанию, затрудняются при подборе одинаковых букв разных шрифтов. Письмо, как правило, сохранено, но прочесть написанное не могут.

Вербальная: страдает способность анализировать временную последовательность символов или звуков и удерживать ее в памяти до этапа понимания. Узнавание отдельных букв сохранено или нарушено мало, но утрачивается чтение слогов, целых слов, и фраз.

5) Что такое акалькулия?

Нарушение счетных операций.

6) Какова возможная локализация очагов поражения мозга при
акалькулиях?

Любая.

7) Нарушения каких мыслительных операций обусловливают
возникновение акалькулий?

Интеллектуальная деятельность: восприятие, речь, высшие формы анализа и синтеза.

Функциональные механизмы памяти и ее расстройства при локальных поражениях мозга.

1) Какие процессы обеспечивают работу памяти?

знает, как придать руке положение, необходимое для письма, либо в нужной последовательности осуществить письменные двигательные акты.

3) Какими первичными дефектами может быть обусловлена
алексия?

Дефекты фонематического, оптического и оптико-гностического, пространственно-апрактического, моторного, мнестического и семантического факторов.

4) В чем отличие агностической алексии от вербальной?

Латеральная (агностичесная): больные путают буквы, сходные по начертанию, затрудняются при подборе одинаковых букв разных шрифтов. Письмо, как правило, сохранено, но прочесть написанное не могут.

Вербальная: страдает способность анализировать временную последовательность символов или звуков и удерживать ее в памяти до этапа понимания. Узнавание отдельных букв сохранено или нарушено мало, но утрачивается чтение слогов, целых слов, и фраз.

5) Что такое акалькулия?

Нарушение счетных операций.

6) Какова возможная локализация очагов поражения мозга при
акалькулиях?

Любая.

7) Нарушения каких мыслительных операций обусловливают
возникновение акалькулий?

Интеллектуальная деятельность: восприятие, речь, высшие формы анализа и синтеза.

Функциональные механизмы памяти и ее расстройства при локальных поражениях мозга.

1) Какие процессы обеспечивают работу памяти?

• Амнезия - значительное снижение или отсутствие памяти.

• Ретроградная амнезия - потеря памяти на события предшествующие заболеванию.

• Антероградная амнезия - забывание событий, следующих за острым этапом болезни.

• Гипермнезия - болезненное обострение памяти.

• Парамнезия - обманы памяти, ложные узнавания или искаженные воспоминания.

• Псевдоамнезия - память как таковая не нарушается, но страдает возможность постановки задачи что-либо запомнить.

• Персеверация - (применительно к памяти) навязчивое повторение слов, фраз, мелодий, движений, зрительных образов.

• Реминисценция - явление более полного отсроченного воспроизведения по сравнению с оперативным.

5) Поражение каких уровней мозга может приводить к патологии
неспецифической памяти?

Снижение тонуса коры, патологии со стороны первого блока.

6) Какая локализация очага поражения может сопровождаться
корсаковским синдромом?

Лимбическая система.

7) Как в структуре патологии неспецифической памяти меняется ее произвольный и непроизвольный компоненты при смещении очага поражения с нижележащих мозговых структур к вышележащим?

8) Чем отличаются модально-специфические нарушения памяти от неспецифических?

Возникают при поражении второго и третьего функциональных блоков. В отличие от модально-неспецифических нарушений, при которых основным физиологическим механизмом их возникновения является механизм интерференции, при модально-специфических мнестических расстройствах доминируют непосредственная слабость следов (энграмм) и их быстрое угасание.

9) В чем заключаются различия в работе памяти правого и левого
полушария ГМ?

Правое полушарие - непроизвольная память Левое полушарие - произвольная память.

Внимание, его неспецифические и специфические расстройства.

1) Дайте определение внимания.

Внимание - это психический прцесс селекции и избирательности любой психической деятельности, направленный на улучшение контроля за деятельностью, связанной с ситуативно или устойчиво значимым объектом.

2) Опишите онтогенетический аспект формирования произвольного
и непроизвольного внимания.

Непроизвольное - с ним ребенок рождается и оно осуществляется при помощи наследственных нервных механизмов.

Произвольное - обусловливается социальной и культурной средами. Совершенствуется благодаря взаимодействию ребенка со взрослыми.

3) Назовите основные виды расстройств внимания.

• Аспонтанность - невозможность самостоятельно включится в выполнение какой-либо деятельности.

• Инактивность - увеличение общего времени протекания деятельности.

• Инертность - трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

4) Какие мозговые структуры в основном обеспечивают
неспецефическое внимание?

Неспецифические срединные структуры мозга - верхние отделы ствола мозга и части ретикулярной формации.

5) Что такое «полевое поведение» и при поражении каких участков
мозга оно возникает?

Полевое поведение - чрезвычайная бесконтрольная реактивность на все стимулы, обусловленная растормаживанием элементарных форм ориентировачной деятельности, возникает при поражении медиобазалыных отделов лобных и височных долей.

6) Какие пробы являются адекватными для поиска нарушений
специфического внимания?

• Зрительное невнимание - проявляется при просмотре сюжетных картинок с большим числом деталей (как правило, не замечается левая часть картинки или один из левых углов).

• Слуховое невнимание - обнаруживается в экспериментах с дихотомическим прослушиванием (при одновременном предъявлении через телефоны двух слов в два уха).

• Тактильное невнимание - больной с закрытыми глазами не замечает двойной тактильной стимуляции при прикосновении к двум сторонам тела или к двум конечностям.

• Двигательное невнимание - больной не может выполнить координированные движения руками, вначале делает правильно, затем одна рука (левая у правшей) замедляет движения и позднее совсем отстает.

Нарушения мышления при поражениях мозга.

Наши рекомендации