Методы изучения межличностного общения и взаимодействия

Личностно-коммуникатив-ные свойства Межличностные отношения Социальная мотивация в сфере общения Самоотношение, самооценка, самоуважение
CPI POI-CAT СМО LSI (ИЖиС)
FPI ОМО БН СОТКУ
СУМО AMORE МАФ СО-14, СО-25
ПАЛ КОСКОМ МЛП ЛК
СИГ «Значимые лица»    
  «Привязанности»    
  «ЛЕБЕДЬ»    

СОТКУ В. Н. Куницыной, СО-25 и СО-14 – самооценка свойств социального интеллекта; методики Р. Плутчика (15/) и Е. В. Чумаковой для исследования механизмов психологической защиты; ИЖИС – методика «Индекс жизненного стиля», ЛК – личностный контроль.

В Приложении № 1 будут рассматриваться преимущественно те методы изучения общения, которые вошли в практику исследовательской работы отечественных психологов за последнее десятилетие.

Следует заметить, что еще целый ряд особенностей межличностного общения – таких, например, как уровни понимания людьми друг друга, психологическая совместимость и ее факторы – ждут своих исследователей и новых методов изучения. Необходимо также уделить внимание разработке проективных и полупроективных методов изучения общения и его результативности.

Потребности в доверительном общении, милосердии и поддержке

Потребности в доверительном общении (аффилиации) и милосердии (альтруизме) являются важнейшими человеческими потребностями, реализуемыми в общении. Поэтому на них мы остановимся подробнее.

Мотивы аффилиации и помощи основаны на позитивном отношении к людям и, как правило, исключают манипулирование.

Если человеком движет потребность в принятии себя, своих чувств, целей, в сближении и доверии, ориентированных чаще всего на конкретных людей, то это обычно выражается в аффилиативном поведении. Если же человеком ощущается потребность в сопереживании, принятии других людей без ориентации на отдельного конкретного человека, то чаще это выражается в помогающем поведении, отзывчивости и милосердии.

Аффилиация

Человеку свойственно стремиться к людям, пытаться сблизиться, выстроить доверительные отношения. Все это укладывается в понятие «аффилиация».

Мотив аффилиации

побуждает заводить дружбу и испытывать привязанность, радоваться другим людям и жить вместе с ними, сотрудничать и общаться с ними, любить, присоединяться к группе.

Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе» (Цит. по: Хекхаузен, 1986, т. 1, с. 289). Подчеркивая фундаментальный характер повседневной тяги человека к контактам с другими людьми, следует определять этот мотив как взаимное стремление получать удовлетворение от общения и поддерживать контакты таким образом, чтобы они не только приносили удовлетворение, но и увлекали и обогащали обе стороны.

Важно, чтобы партнер чувствовал, что ему предлагаются отношения на равных, в которых доминирует взаимная доверительная связь. Цель аффилиации – взаимный поиск приятия, желанности себя, дружеской поддержки и симпатии, созвучия переживаний. Мотив аффилиации включает в себя две разных тенденции – стремление к сближению, надежду на аффилиацию (НА) и страх, боязнь отвержения (БО).

Исследователь и психотерапевт Л. Горовиц выделяет два типа поведения, которые лежат в основе любых межличностных отношений: поведение, ориентированное на то, чтобы приблизить другого человека, – действия типа С (сближение); и поведение, ориентированное на удаление от другого, – действия типа О (отвержение). Поведение типа С имеет место, когда существует склонность к сотрудничеству, согласию, близости и в конечном счете к любви. Действия типа О манифестируют разногласия, недоверие, отстраненность и враждебность.

Поведение типа О воздвигает барьеры, которые другим надо преодолеть, чтобы добиться проявлений типа С. Некоторые люди могут бессознательно подавать двусмысленные сигналы типа: «Ты мне очень нужен, уходи прочь» , «Я могу и отказать, но ты все же обратись ко мне», «Ты должен мне звонить, мое право не брать трубку» и т. п. (по: Хекхаузен, 1986).

Аффилиативное общение имеет свои поведенческие проявления (они упорядочены с помощью факторного анализа и выделены по аудиовизуальной записи А. Мехрабяном в 1971 г.) (по: Хекхаузен, 1986):

  • общее количество высказываний за 1 мин (особенно положительных);
  • длительность речи партнеров и длительность контакта глаз;
  • дружелюбное выражение лица;
  • громкость и скорость речи;
  • количество жестов, кивков, словесных согласий;
  • отсутствие напряженности (количество движений ног, покачиваний корпуса, расстояние до партнера).

Мотив аффилиации находится в сложных отношениях с мотивом достижения. Известен эксперимент, наглядно показывающий это противоречие. Для решения определенной непростой задачи человеку предлагалось взять себе в помощники партнера – либо друга, слабо разбиравшегося в проблеме, либо заведомо неприятного, но сведущего человека. Сделанный выбор свидетельствовал о том, какой мотив у данного человека является ведущим, что для него важнее – сохранить дружеские отношения (поскольку выполнение задачи было и престижным, и оплачиваемым) или добиться результата.

АФФИЛИАЦИЯ В СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В 1999 г. было предпринято исследование аффилиации и ее связи со структурой отношений со значимыми людьми. В дипломной работе И. В. Кузнецовой (1999 г., под рук. В. Н. Куницыной) использовались следующие методы: опросник на выявление двух аффилиативных тенденций (24 суждения), методика В. Н. Куницыной «Значимость другого человека», модифицированная методика измерения самоотношения (СОТКУ), личностный опросник Кэттелла и методика измерения мотивационных тенденций Г. Айзенка (в модификации М. Л. Кубышкиной).

На студенческой выборке 72 человека было обнаружено следующее распределение мотивационных тенденций. Стремление к эмоциональным контактам проявляется у четверти опрошенных; избегание компаний, общения представлено у пятой части; выраженная боязнь отвержения наблюдается у 7%; больше трети не испытывают боязни отвержения.

Доверительные отношения в обследованной группе преобладают над отношениями зависимости. Треть опрошенных определяют свои отношения с матерью как доверительные, партнерские; из них больше половины считают, что при всем том с матерью часто возникают и отношения зависимости, в то время как с другом отношения оцениваются только как доверительные и партнерские.

Оказалось, что отношения зависимости с одним значимым человеком часто компенсируются через построение партнерских отношений с другим значимым человеком. Если в ходе накопления опыта у человека сформировалась недостаточная надежда на установление близких отношений с людьми, то отношения доверия и поддержки чаще возникают с другом, чем с матерью.

Выраженный мотив аффилиации (НА) связан со смелостью в общении, импульсивностью и определенной зависимостью от мнения значимых людей. Боязнь отвержения (БО) встречается у неуверенных в себе людей, неудовлетворенных собственной жизнью.

Выяснилось, что люди с недостаточно выраженной ответственностью, тревожные, склонные к «самокопанию» и самообвинению, чаще попадают в отношения зависимости и реже строят свои отношения с друзьями как доверительные.

На данной выборке не подтвердилось предположение, что преобладание мотива страха отвержения (БО) будет связано в большей степени с отношениями зависимости от близких людей, а преобладание направленности на общение и сближение (НА) будет более связано с отношениями равенства, доверия, партнерства.

Немногочисленные исследования на эту тему показывают, что люди с ярко выраженным мотивом аффилиации чаще говорят по телефону и пишут письма, реализуя таким образом свою потребность в доверительных контактах. Они воспринимают других людей более позитивно и более похожими на себя, что вызывает ответные чувства и даже в общении с незнакомым человеком приводит к ощущению доверия и комфорта.

Альтруизм

это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности.

Страх отвержения не приводит к снижению аффилиативной потребности, а усиливает поиск путей сближения. При анализе составляющих мотива достижения – надежды на успех и боязни неудачи – выявляется другая тенденция: наличие боязни неудачи существенно снижает надежду на успех.

Аффилиативный мотив выявляется не только в отношениях с малознакомыми, впервые встреченными людьми, но вплетается в структуру отношений со значимыми людьми. Об этом свидетельствуют результаты исследования аффилиации в студенческом возрасте (см. врезку).

2.3.2. Альтруизм, помогающее поведение

Альтруизм – это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности. Потребность помогать другим обнаруживается уже у трехлетних детей.

Помогающее поведение рассматривается как проявление ответственности. Одним из первых в нашей стране к проблемам альтруизма, милосердия, помощи обратился К. Муздыбаев. В своей книге «Психология ответственности» (Муздыбаев, 1983) он рассматривает две формы ответственного поведения – заступничество и отзывчивость, иллюстрируя конкретный экспериментальный материал примерами бескорыстия и милосердия, которое люди так часто проявляют в экстремальных ситуациях, на фронте и т. д..

Помогающее поведение может исходить как из бескорыстных, безусловных мотивов, так и эгоистических побуждений.

Психологи (М. Снайдер и др., 1993; Snyder, 1984) в результате исследований выделили 6 причин помогающего поведения, которые можно назвать замаскированным эгоизмом:

  • знание (желание научиться чему-либо, лучше понимать других);
  • карьера (новые связи, расширение перспектив получения работы);
  • социальная приспособляемость (добиться одобрения в рамках группы);
  • уменьшение чувства вины и избавление от личных проблем;
  • увеличение уважения, собственного достоинства;
  • выражение ценностей (забота о других как общечеловеческая ценность).

Источником подлинного альтруизма является эмпатия, но с определенными ограничениями. Например, Шоу и др. (1994) показали: «Чувствуя, что эмпатия пробуждает альтруизм, люди порой стараются избегать ситуаций, вызывающих эмпатию, чтобы была возможность уйти от чрезмерного включения в них». Чаще оказывают помощь те, кто сам раньше ее получал, и те, кто обладает эмпатией (по: Майерс, 1997).

На альтруистическое поведение влияют ситуация и черты личности.

Наши рекомендации