Естественное вскармливание
Естественное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок до 6 месяцев получает только материнское молоко.
Различают 3 вида материнского молока.
1. Молозиво - это клейкая густая жидкость жёлтого цвета,
появляется после рождения ребёнка и выделяется до 4 - 5 дня.
2. Переходное молоко вырабатывается с 4 - 5 дня жизни и до 2 - 3
недель имеет промежуточный состав между молозивом и
зрелым молоком.
3. Зрелое молоко вырабатывается с 2 - 3 недели жизни ребёнка и
имеет полное биологическое сходство с организмом ребёнка.
Состав грудного молока (смотри 10 плюсов грудного молока).
Преимущества естественного вскармливания:
1. Грудное молоко содержит все необходимые ингредиенты в оптимальных соотношениях Б:Ж:У=1:3:6
2. В коровьем молоке больше белка, но он грубодисперсный (казеин), поэтому трудно расщепляется и усваивается, а белок грудного молока мелкодисперсный, практически не требует ферментов для расщепления и соответственно очень хорошо усваивается, поэтому значительно реже у грудничков развиваются аллергические реакции
3. Белки женского молока содержат все необходимые аминокислоты
4. Женское молоко содержит защитные антитела против различных инфекций
5. Содержит значительно больше ненасыщенных жирных кислот, повышающих сопротивляемость к инфекциям
6. Больше молочного сахара (лактозы), способствующего развитию мозга, нормализации микрофлоры кишечника
7. Меньше минеральных солей по сравнению с составом коровьего молока (соли перегружают почки, способствуют в дальнейшем развитию гипертонии)
8. Оптимальное количество витаминов, микроэлементов, ферментов
9. Грудное молоко стерильно (ниже риск развития кишечных инфекций)
10. Содержит лецитин, способствующий размножению клеток мозга
11. На искусственном вскармливании закрепляется повышенная потребность в пище – риск ожирения в более старшем возрасте.
12. Физическое (биологическое созревание и старение) и половое развитие быстрее у искусственников, а психическое наоборот (интеллект, дарование - для их реализации необходимо вскармливание грудью не менее 6 месяцев)
13. Ребенок накапливает (депонирует) в подкожно-жировой клетчатке лучше компоненты грудного молока и потом использует их в течение нескольких лет (для работы мозга)
14. Сосание способствует правильной артикуляции, правильному формированию челюстно-лицевого черепа. У грудничков реже нарушения речи.
До сих пор огромное количество нутриентов грудного молока не расшифровано (например, таурин нужен для развития мозга, формирования сетчатки глаза, в коровьем молоке его нет т.к. телятам не нужно ходить в школу).
Невозможно создать полноценного заменителя женского молока еще и потому, что в зависимости от возраста ребенка состав женского молока меняется, отражая изменяющиеся потребности растущего организма, и вскармливание донорским молоком все равно будет не естественным, а псевдоестественным.
Преимущества раннего, в течение первых 30 минут после рождения, прикладывания к груди:
Для матери:
1.Способствует быстрому сокращению матки, снижая риск кровотечения, и быстрому восстановлению сил;
2.Стимулирует длительную лактацию;
3.Снижает риск развития мастита
4.Ранний контакт стимулирует чувство материнства.
Для ребёнка:
1.Способствует формированию нормальной микрофлоры кишечника
2.Формируется надежная иммунологическая защита (на вторые сутки жизни ребенка число антител в молоке матери уменьшается в 2 раза)
3.Стимуляция сосательного рефлекса
4.Тесный психологический и эмоциональный контакт с матерью в первые часы после перенесенного стресса - рождения
Правила первого прикладывания к груди.
Первый раз ребёнка выкладывают на живот матери голеньким и накрывают стерильной простыней ещё до окончания пульсации пуповины (если позволяет состояние здоровья ребёнка и матери)
Малоэффективно прикладывание к груди или создание кожного контакта через 2 – 3 часа.
Рекомендации кормящей матери:
1. Правильный режим дня: сон не менее 8 часов в сутки, дневной сон 1,5 – 2 часа, прогулки на свежем воздухе, умеренные физические нагрузки, положительный эмоциональный настрой, избегание стрессовых ситуаций
2. Количество жидкости в рационе увеличивается примерно на 1 литр
3. Калорийность суточного рациона должна быть увеличена на 50% по сравнению с рационом некормящей женщины данного возраста. Ежедневно необходимы мясо и (или) рыба, молочные продукты (творог, сыр), витамины. Питание 4-5 раз в сутки (столько раз, сколько кормит ребенка), небольшими порциями, для стимуляции выработки молока за 10-15 минут до кормления выпить стакан чая с молоком и с сыром.
4. Воздерживаться от приема продуктов, изменяющих запах и вкус молока (свежий лук, чеснок)
5. Никаких лекарств до консультации с врачом
6. Не злоупотреблять газообразующими (огурцы, виноград), послабляющими (слива, свекла) и закрепляющими (орехи, груша), аллергизирующими (клубника, ананас, красная рыба, яйца, мед) и тонизирующими (крепкий чай, кофе, шоколад) продуктами
7. Длительность, полноценность лактации значительно зависят от анамнеза вскармливания самой женщины.
Правила кормления грудью:
1. Обмыть грудь под проточной водой, убрать длинные волосы
2. Принять удобное положение – сидя, лежа на боку
3. Проследить за тем, чтобы ребенок находился в комфортных условиях, и его ничто не отвлекало от процесса кормления (чистый, сухой, тепло одетый)
4. Убедиться, что носовое дыхание ребенка свободное (при необходимости удалить корочки из носа)
5. Следить, чтобы при сосании ребёнок захватывал не только сосок, но и околососковый кружок и чтобы он не упирался носом в молочную железу
6. При жадном сосании и (или) активном вытекании молока струей периодически держать ребенка вертикально несколько минут, а затем вновь прикладывать к груди
7. При вялом сосании, засыпании ребенка во время кормления будить его ( гладить щечку, щекотать пяточки)
8. Продолжительность первых кормлений обычно составляет 30-40 минут (это период формирования лактации), затем в среднем занимает 20 минут (в первые 5 минут кормления ребенок высасывает 50% объема молока)
9. Если количества молока в одной молочной железе недостаточно для удовлетворения потребностей ребенка, то его прикладывают к другой, а в следующее кормление меняют последовательность
10. После кормление ребенка необходимо подержать 3-5 минут вертикально для профилактики срыгивания
11. Обмыть молочную железу
В настоящее время для новорожденного ребенка и детей первых месяцев жизни рекомендуется свободное кормление – ребенка прикладывают к груди по первому знаку или требованию (до 12-16 раз в сутки). Это делается потому, что в первые недели после рождения идет процесс приспособления организма кормящей матери к потребностям ребенка и частое прикладывание решает проблему голода ребенка и стимулирует лактацию у матери. До 3-4 суток жизни ребенка молочные железы выделяют крайне мало молока, но оно содержит большое количество белка и жира, чтобы хоть как-то удовлетворить потребности ребенка. Такое молоко называется молозиво. Затем постепенно лактация увеличивается и состав молока (переходное) приближается к составу зрелого: белка – около 2,5 г, жира – в среднем 3 г, углеводов – 7 г. Состав молока кормящей женщины очень индивидуален и вариабелен, зависит и от качества и кратности ее питания, эмоционального состояния, наследственных особенностей лактации. Никто не знает нормы молока. Для каждой пары «мать – ребёнок» она индивидуальна (в «конечном» молоке жира до 17%, поэтому невозможно подсчитать). Вся коррекция питания должна идти через материнское молоко (питание кормящей женщины)
Затруднения при вскармливании грудью:
Со стороны ребенка:
1. Ринит с нарушением носового дыхания (отсасывание секрета, удаление корочек из носа, использование сосудосуживающих капель перед кормлением)
2. Молочница (кандидозный стоматит) – обработка слизистой полости рта 2% раствором питьевой соды после каждого кормления
3. Отсутствие сосательного рефлекса (недоношенный ребенок) – кормление с ложечки или через зонд
Со стороны матери
1. Плоский, втянутый сосок (используются специальные накладки, чтобы облегчить ребенку захват)
2. Потертости и трещины соска (правильное прикладывание к груди, чтобы ребенок давил на ареолу, а не тянул сосок, специальные мази – бипантен)
3. Застой молока – правильное кормление и сцеживание молока, использование молокоотсоса
4. Гипогалактия
Гипогалактия – снижение лактации, очень частая в настоящее время проблема кормящих женщин.
Возможные признаки развития гипогалактии:
1. Ребенок стал беспокойным, плохо спит, не выдерживает интервал между кормлениями
2. Снизился суточный диурез (стал реже мочиться)
3. Низкие весовые прибавки, плоская весовая кривая
4. Субъективное ощущение «пустой» молочной железы у женщины
Диагностика гипогалактиии – проведение контрольного кормления, когда ребенок взвешивается до прикладывания к груди и после, разница в весе сравнивается с нормой питания, полученной для данного ребенка по формуле
Профилактика и лечение гипогалактии:
1. Пропаганда грудного вскармливание, психотерапия
2. Профилактика трещин и мастита
3. Соблюдение режима питания и режима дня, поддержка других членов семьи
4. Отвар крапивы ( 20 гр.сухих листьев на литр кипятка, настоять 45 минут и пить по 1 ст.л. 3 раза в день), плоды аниса, укропа, душицы, лактогонные сборы трав
5. Медикаментозые средства: витамины «Е», «А», «РР», «С», гендевит, аевит, пренатале, матерна, сухие пивные дрожжи, апилак, микродозы йода
6. Более частые прикладывания к груди, прикладывание к обеим грудям за одно кормление
Кварцевые облучения, УВЧ, массаж, иглорефлексотерапия
Смешанное вскармливание.
Смешанное вскармливание
Смешанное вскармливание - это такой вид вскармливания, при котором ребёнок получает грудное молоко и докорм в виде молочные смесей.
Эффективность смешанного вскармливания зависит от грудного молока в суточном рационе ребёнка:
• если количество материнского молока составляет половину суточного
рациона(2/3, 3/4) , то эффективность смешанного вскармливания
приближается к естественному;
• если количество материнского молока составляет менее половины
суточного рациона(1/3, 1/4), то эффективность смешанного
вскармливания приближается к искусственному;
Добавки.
Добавки - это дозированные блюда, которые включают в рацион как источники витаминов, минеральных веществ, микроэлементов и как дополнительные источники основных ингредиентов (белков, жиров, углеводов).
Различают такие витаминные и белковые добавки, как:
1. Фруктовые соки (пюре) - яблочный, из белой черешни, из белой смородины, абрикосовый, персиковый, грушевый, сливовый (даны в порядке предпочтения). Начинают вводить в рацион с капель, постепенно увеличивая количество до 40-60 мл. Желательно чтобы первые соки ребенка были натуральными и свежими (домашнего приготовления)
2. Творог (кальцинированный) так же желателен домашнего приготовления - на 200 мл молока в момент закипания добавляется 1-2 столовые ложки СаСl2 , затем откидывается на марлю, или молочной кухни, специального детского питания. Начинают вводить в рацион с крупинок и доводят до 40 грамм в сутки
3. Яичный желток вкрутую сваренного яйца. С крупинок до 1/12 – 1/8 добавляют в молоко или овощное пюре (с осторожностью вводить в рацион аллергиков)
Докорм.
Докорм - это блюда заменяющие грудное молоко (молочные смеси).
Причина введения докорма - гипогалактия, у матери приводящая к недоеданию ребёнка.
Признаки голодания:
1. Уплощение, а затем снижение весовой кривой
2. Беспокойство, тревожный и прерывистый сон.
3. Уменьшение суточного диуреза и частоты мочеиспусканий.
4. Нарушение стула (запор, понос).
Если все признаки присутствуют, то мать и ребёнка приглашают в детскую поликлинику в комнату здорового ребёнка для проведения контрольного вскармливания.
Цель контрольного вскармливания: «Определение фактического разового объёма молока, получаемого ребёнком».
Тактика после проведенного вскармливания:
1. молока достаточно, продолжать естественное вскармливание.
2. молоко есть, но его не хватает:
· рассчитать суточный объём молока, исходя их возраста
ребёнка и его массы;
· рассчитать разовый объём молока, исходя их частоты
кормлений
· рассчитать разницу между долженствующим и фактическим
разовым объёмом молока;
· назначить ребёнку смеси в количестве, равном дефицита
разового молока;
· параллельно назначить матери лечение гипогалактии.
Контрольное кормление.
1. Перепеленать ребёнка с клеёнкой (памперсом).
2. Очистить носовые ходы.
3. Взвесить ребёнка в пелёнках.
4. Записать результат.
5. Дать матери кормить ребёнка в течение 20 минут.
6. Взвесит ребёнка повторно, не меняя пелёнок.
7. Записать результат.
8. Определить разность массы после и до кормления.
9. Дать рекомендации.