Тема 5. Мышление и воображение
Задание 22.Определите, для каких психических процессов характерны эти особенности:
1. Отражение отдельных свойств предметов.
2. Отражение прошлого опыта в виде чувств, мыслей и образов прежде воспринимаемых предметов и явлений.
3. Отражение действительности опосредованным путем при обязательном использовании речи.
4. Отражение общих и существенных признаков, связей и отношений предметов и явлений.
5. Познавательный процесс, позволяющий перерабатывать имеющуюся информацию, видоизменять ее.
6. Отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей.
7. Преобразованное отражение того, что раньше воспринималось.
8. Помогает накапливать, хранить информацию в сознании.
9. Создание новых, ранее не воспринимавшихся предметов, путем приведения старых знаний в новые сочетания.
Задание 23. Определите вид мышления.
1. «... Мышление неотрывно от восприятия, оперирует лишь непосредственно воспринимаемыми вещами». (Б.Т. Теплое).
2. Вид мышления, пользуясь которым человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.
3. Вид мышления, направленный на решение практических задач.
4. Ученик так выразил свое понимание стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес»: «Тучка – это мимолетная радость, посетившая человека. Она согрела его. Оставила хорошее воспоминание и улетела. И этот человек после мимолетной радости еще острее чувствует свое одиночество ...»
5. Мышление неотрывно от прямого манипулирования вещами, неотрывно от действия в моторном, физическом смысле этого слова.
6. Вид мышления, при котором человек для решения задач использует образы, непосредственно извлекаемые из памяти или воссоздаваемые воображением.
7. Мышление, при котором задача решается с опорой на зрительный образ.
Задание 24.Назовите особенности, способствующие развитию творческого мышления.
1. Склонность к конформизму.
2. Очень высокая оценка значимости своих идей.
3. Частые неудачи в деятельности.
4. Тревожность как черта характера.
5. Стремление быть похожим на других.
6. Заниженная оценка значимости своей деятельности.
7. Чрезмерно развитое критическое мышление.
8. Способность видеть объект под новым углом зрения.
9. Нежелание быть «белой вороной».
Задание 25. Определите вид воображения.
1. Незначительная переработка имеющихся представлений.
2. Образы воображения продуцируются спонтанно, под влиянием захвативших человека эмоций.
3. Для данного вида воображения характерно осознание цели и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.
4. Создание образов желаемого будущего.
5. Действительность сознательно конструируется человеком, преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.
6. Создание образа происходит на основе словесного описания, восприятия изображения в виде картин, карт, схем.
7. Образы воображения возникают под действием малоосознанных потребностей, влечений, установок.
8. Преднамеренное построение образов воображения, вызывание их по собственному желанию.
9. Самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности.
10. Фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Задание 26. Какие из перечисленных психологических явлений можно отнести к продуктам пассивного, а какие – к продуктам активного воображения?
Мечта; образы, соответствующие схеме описания ситуации; образы сновидений; образы, направленные на тот или иной способ разрешения ситуации; «вневременные» и «внепространственные образы»; образы, исходящие от самого субъекта как участника разворачивающихся событий; образы, направленные на решение творческой или личностной задачи; образы, не связанные с волей.
Задание 27. Из предложенных определений творчества путем обобщения сформулируйте наиболее полное понятие.
1. Творить – это значит претворять внутренний образ во внешнюю реальность. (Р. Нусбаум)
2. Творчество представляет собой сплав восприятий, осуществленный новым способом (Маккеллар), способность находить новые связи (Кюби), возникновение новых отношений (Роджерс), появление новых сочинений (Мюррей), предрасположение совершать и узнавать новшества (Лассуэль), деятельность ума, приводящую к новым прозрениям (Жерар), трансформацию опыта в новую организацию (Тейлор), воображение новых констелляций значений (Гизелин). (Р. Дж. Халлман)
3. Творчество – это целенаправленная деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением… Творчество всегда содержит в себе элемент новизны и неожиданности. (И. Б. Гутчин)
Задание 28. Сравните приведенные позиции в отношении творчества. Какая из них кажется вам более обоснованной и почему?
1. Согласно американскому психологу Л.С. Кюби, неспособность сознания быть творческим связана с тем, что оно логично и ограничено строго упорядоченными символами и понятиями, которые исключают возможность создания новых порядков и сочетаний, т.е. подавляют фантазию и воображение. Там же, где воображение свободно от оков логики, имеет место творчество. Именно вследствие скованности фантазии многие высокоинтеллектуальные люди с энциклопедическими знаниями оказываются малоспособными к творчеству.
2. А.А. Налчаджан считает, что роль бессознательного в творчестве сводится в основном к представлению в распоряжение подсознательных творческих механизмов необходимой энергии, эмоциональных компонентов и ощущения органического благополучия или неблагополучия. Само же бессознательное мало приспособлено для осуществления творческих процессов.
3. Согласно американскому психологу Г. Раггу, в решении творческих задач участвуют и логическая, и эвристическая формы мышления. Логическое мышление хорошо поддается анализу и с достаточной полнотой выражается математико-кибернетическим аппаратом. Эвристическое мышление имеет место в тех случаях, когда не только мозг, но и весь организм человека начинает функционировать в режиме аналоговой системы («идентификация с изучаемым явлением»). Этот тип мышления различали уже древние восточные мудрецы, установив, что плодотворнее всего человек работает в условиях крайнего сосредоточения на объекте мысли и отключения от всех внешних воздействий.