Основные направления деятельности психологической службы образования
Государственное автономное образовательное учреждение
Высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Общеинститутская кафедра психологии образования
Мучкина Анна Анатольевна
МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ МБОУ СОШ «СОЛНЕЧНАЯ»
Направление 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование»
профиль подготовки «Педагогическая психология»
Координатор модуля от УСП: доцент, кандидат психологических наук, доцент | Поставнева Ирина Васильевна |
Заведующий кафедрой: доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор | Савенков Александр Ильич |
Москва, 2016
Содержание
1. Основные цели, задачи и принципы психологической службы | |
2. Организация психологической службы в образовательном учреждении | |
3. Психологический кабинет. Психологический инструментарий | |
4. Нормативно-правовые аспекты деятельности психолога | |
5. Профессиональные и личностные качества психолога | |
6. Этические нормы психолога | |
7. Модель службы психолого-педагогического сопровождения |
Основные цели, задачи и принципы психологической службы
Главная цель психологической службы образования - психологическое здоровье детей - связана прежде всего с перспективным направлением ее деятельности, ориентированным на своевременное и полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Эта цель может быть реализована только тогда, когда психологическая служба обеспечивает преемственность психологического внимания к ребенку на разных возрастных этапах работы с детьми, когда происходит стыковка представлений, понимания, умений взрослых, работающих с детьми одного возраста, и взрослых, работающих с детьми другого возраста.
Задачи психологической службы
Ориентация на развитие ребенка определяет основные задачипсихологической службы образования:
1. реализация в работе с детьми индивидуальных возможностей, резервов развития ребенка на каждом возрастном этапе;
2. подготовка и создание условий психолого-педагогической преемственности при переходе ребенка со ступеньки на ступеньку в процессе непрерывного образования;
3. учет и развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, характера, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и пр. Недоучет сложного комплекса субъективных переживаний ребенка ведет к нарушению его психического и личностного развития;
4. создание благоприятного для развития и самочувствия ребенка психологического климата, который определяется, с одной стороны, организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками, с другой — созданием для каждого ребенка на всех ступенях онтогенеза ситуаций успеха в той деятельности, которая является для него личностно значимой. Успех или неуспех в значимой для человека (любого возраста и в соответствии с возрастом) деятельности влияет на развитие его личности, формирует личностное достоинство, закладывает основу жизненной позиции, в том числе и нравственной, определяет смысл жизни;
5. профилактика и выявление различных психологических причин нарушений личностного и социального развития детей, подростков, учащейся молодежи;
6. оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям;
7. осознание педагогом-психологом границ своей профессиональной компетенции, понимание ответственности за рекомендации, их осуществление и последствия;
8.приобщение детей разного возраста, их родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений к психологической культуре.
Основные направления деятельности психологической службы образования
В деятельности психологической службы можно выделить три направления - актуальное, пропедевтическое (профилактическое) и перспективное.
Актуальное направлениеориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в воспитании и обучении детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. В настоящее время в детских садах, школах, гимназиях, лицеях и других образовательных учреждениях много таких проблем, поэтому конкретная помощь детям, школьникам, воспитателям учителям, родителям — существенная задача службы сегодняшнего дня.
Пропедевтическое направление— чрезвычайно важное направление деятельности психологической службы. Оно заключается в том, что психолог на основе профессиональных знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка, по созданию психолого-педагогических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Перспективное направлениенацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях (Б. Г. Ананьев). Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности ребенка и ориентировано на своевременное и полноценное психическое и личностное его развитие. Здесь в центре профессионального внимания психолога — развитие способностей всех и каждого. Конечно, уровень развития и содержательная специфика способностей у детей будут различными, различными будут и задачи, которые решает психолог совместно с педагогами и родителями по отношению к каждому ребенку.
Эти три направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая перспективные задачи, проводит психопрофилактический анализ условий обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней детям, воспитателям, учителям, родителям. Достижение главной цели психологической службы образования — психологического здоровья детей — связано, прежде всего, с реализацией и взаимодействием всех направлений ее деятельности.