Эмоция и деятельность
Особенно тесной является связь между эмоциями человека и его деятельностью. Эмоция зарождается из соотношения положительных или отрицательных результатов деятельности, направленной на удовлетворение потребности.
Результат действия может оказаться в соответствии или не в несоответствии с наиболее актуальной для личности в данный момент потребностью. В зависимости от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную эмоцию. Возможны и объективно нейтральные участки в действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения. Положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением между целью и результатом действия.
В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых определяется благоприятный или неблагоприятный для субъекта результат, оборот или исход его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит приближение этих критических точек. При приближении к ним в чувстве человека нарастает напряжение, отражающее нарастание напряжения в ходе действия. После того как такая критическая точка пройдена, в чувстве человека наступает разрядка.
Любой результат собственной деятельности человека в соотношении с различными его мотивами или целями может приобрести амбивалентное (т.е. одновременно и положительное, и отрицательное) значение. Чем более глубой характер принимает противоречие дятельности и вызванного ею хода события, тем более возбужденный характер принимает эмоционально состояние. Такой же эффект может произвести и резкий переход от положительного эмоционального состояния к отрицательному и наоборот. С другой стороны, чем более гармонично, бесконфликтно протекает процесс, тем более спокойный характер носит чувство.
Удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрядка, возбуждение и успокоение — это наиболее общие качества, которые характеризуют бесконечно многообразные эмоции. Многообразие этих чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека и видов деятельности.
Эмоции существенно влияют на ход деятельности. Как форма проявления потребностей личности эмоции выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к окружающему его миру.
Необходимо различать эмоции/чувства и эмоциональность/аффективность.
Ни одна действительная эмоция несводима к изолированно взятой, «чистой», т. е. абстрактной, эмоциональности или аффективности. Всякая реальная эмоция обычно включает в себя единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания, так же как она включает в себя в той или иной мере и «волевые» моменты влечения, стремления, поскольку вообще в ней в той или иной мере выражается весь человек.Эмоции служат мотивами деятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами, в свою очередь, обусловлены им.
Если теперь в эмоции выделить эмоциональность, то можно будет сказать, что она делает индивида более или менее чувствительным к тем или иным побуждениям, создает как бы систему «шлюзов». Эмоциональность как таковая, т. е. эмоциональность как момент или сторона эмоций, обусловливает по преимуществу динамическую сторону деятельности.
Роль чувства и эмоций несводима к динамике, потому что и сами они несводимы к одному лишь изолированно взятому эмоциональному моменту. Динамический момент и момент направленности теснейшим образом взаимосвязаны. Повышение восприимчивости и интенсивности действия носит обычно более или менее избирательный характер. В определенном эмоциональном состоянии, охваченный определенным чувством, человек становится более чувствителен к одним побуждениям и менее — к другим. Таким образом, динамические изменения в эмоциональных процессах обычно носят направленный характер.
Динамическое значение эмоционального процесса может быть вообще двояким: эмоциональный процесс может повышать тонус, энергию психической деятельности и может снижать ее.
Иногда один из двух противоположных эффектов прямо обусловлен другим: повышая активность в одном направлении, эмоция тем самым нарушает или дезорганизует ее в другом. Остро подымающееся в человеке чувство гнева, способное мобилизовать его силы на борьбу с врагом и в этом направлении оказать благоприятный эффект, может в то же время дезорганизовать умственную деятельность, направленную на разрешение каких-либо теоретических задач.