Проанализируйте процесс перехода от свободного манипулирования с вещами к предметной деятельности у ребенка раннего возраста при освоении им предметного мира
ОТВЕТ. Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов: они выступают для малыша не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления.
В этом процессе большую роль играет взрослый. Он сообщает знания о предмете, показывает ребенку, как надо действовать с предметом в зависимости от его назначения.
006. Студентка, наблюдая за действиями детей с игрушками в группах второго и третьего года жизни, отметила:
Сережа (1 год 1 мес), играя разными игрушками, действует примерно одинаково: стучит, катит, тащит, сжимает их и т.д.;
Катя (2 года 1 мес), играя теми же игрушками, действует по-другому: куклу качает, машинку везет, карандашом рисует и т.д.
КАК НАЗЫВАЮТСЯ ДЕЙСТВИЯ С ИГРУШКАМИ СЕРЕЖИ И КАТИ?
В ЧЕМ ИХ РАЗЛИЧИЕ?
КАКОВА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОВЛАДЕНИЯ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПРЕДМЕТНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ?
ОТВЕТ.Действия Сережи называются манипуляцией. Манипуляции ребенка указывают лишь на учитывание им внешних свойств предметов независимо от их назначения.
У Кати отмечаются предметные действия, т.е. употребление предметов по назначению. Этими действиями ребенок овладевает только под руководством взрослого, подражая ему.
На втором году жизни дети усваивают представления об употреблении простых предметов, окружающих их. Понимая это, ребенок использует предметы строго по назначению: куклу укачивает, расческой причесывается, из чашки пьет и т.д.
К третьему году жизни связь действия с предметом становится более свободной: ребенок знает, для чего нужен предмет, но может использовать его и по-другому: причесываться палочкой и т.д. Такие действия служат началом для возникновения игры.
007. КАКИЕ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ДЕЙСТВИЙ НАЗЫВАЮТ “СООТНОСЯЩИМИ”, А КАКИЕ “ОРУДИЙНЫМИ”?
ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ:
А) НАНИЗЫВАНИЕ КОЛЕЦ ПИРАМИДКИ;
Б) ЗАКРЫВАНИЕ КОРОБКИ КРЫШКОЙ;
В) МАНИПУЛИРОВАНИЕ МОЛОТКОМ;
Г) СКЛАДЫВАНИЕ МАТРЕШКИ;
Д) ДЕЙСТВИЕ ЛОЖКОЙ.
ПРИДУМАЙТЕ ПО 4-5 “СООТНОСЯЩИХ” И “ОРУДИЙНЫХ” ДЕЙСТВИЙ.
ОТВЕТ. “Соотносящие” действия: “а”, “б”, “г”; “орудийные” действия: “в”, “д”.
008. Педагоги считают, что у детей раннего возраста не должно быть большого разнообразия игрушек.
КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРЕДМЕТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПРИ МАЛОМ КОЛИЧЕСТВЕ ИГРУШЕК?
ОТВЕТ. Наиболее эффективно психическое развитие ребенка достигается при небольшом количестве игрушек, так как малышу нужно овладеть всеми свойствами и способами обращения с каждой из них. Каждая игрушка должна быть обыграна. Взрослый привлекает ребенка к разнообразным действиям с ней.
Общая задача взрослого состоит в том, чтобы при малом количестве предметов (игрушек) была установка на поиск новых решений.
009. В раннем возрасте одним из основных факторов развития является предметное действие.
ЧЕМ ПРЕДМЕТНОЕ ДЕЙСТВИЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ МАНИПУЛЯЦИЙ, КОТОРЫЕ СОВЕРШАЛ МЛАДЕНЕЦ?
ОТВЕТ. При манипулировании ребенок использует лишь внешние свойства предметов. Он ложкой действует так же, как палочкой или совочком. Всякого рода манипуляции ребенок совершает на основе простого подражания. Но главным при пользовании людьми предметами – это их внутренние свойства (не внешние). До них ребенок сам добраться не может. Он может бесконечное число раз двигать предмет, но не поймет зачем нужен тот или иной предмет. Нужна помощь взрослого, чтобы раскрыть назначение предмета. С помощью взрослого он поймет, что из чашки пьют, а лопаточкой копают песочек.
Когда ребенок усваивает действия с предметами обихода, он вместе с этим постигает и некоторые правила поведения, связанные с этими предметами, узнает как сказать, как надо вести себя в обществе.
По новому ребенок и ведет себя с новым предметом. Если младенец начинает просто манипулировать, то с 2-х лет – начинает интересоваться , для чего этот предмет служит, как его можно употребить.
Но не все действия, которые ребенок усваивает, одинаково значимы для его психического развития. Это зависит и от предмета, и от способов действия с ними. Особенно полезны для развития психики ребенка соотносящиеся и орудийные действия. Так сложить пирамидку можно различными способами.
010. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРЕДМЕТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ЗАЛОЖИТЬ В НЕЙ ОСНОВЫ НОВЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
ОТВЕТ. В предметной деятельности создаются условия для ее новых видов: игры и продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование). Для этого предметная деятельность ребенка определенным образом организовывается: ребенок включается в активные действия с предметами, а взрослый показывает ему новые способы игры, поощряя подражательные и собственные действия малыша. Развивая знаковую функцию сознания, взрослый называет действия словом. На протяжении всего времени занятий важно, чтобы ребенок испытывал положительные эмоции.
Тема№9
«Кризис 3-х лет»
001. Миша (2 года 4 мес) пытается сам одеваться. Кряхтя, он натягивает колготки. Ничего не получается. Вмешивается его мама со своей помощью.
– Я сам! – протестует ребенок.
– Сиди спокойно, ничего у тебя не получается.
– Я хочу сам! – опять заявляет малыш.
МОЖНО ЛИ СЧИТАТЬ ПОВЕДЕНИЕ МИШИ УПРЯМСТВОМ ИЛИ ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ?
ХАРАКТЕРИЗУЕТ ЛИ ЭТО ПОВЕДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ?
КАКУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ДОЛЖЕН ПООЩРЯТЬ ВЗРОСЛЫЙ?
ОТВЕТ. Считать Мишу упрямым нельзя. В его поведении проявляются первые элементы самосознания, заметно стремление к самостоятельности. Взрослый должен поощрять только разумную самостоятельность ребенка. В приведенном примере поведение Миши – проявление его развивающейся личности.
002. Надя (2,5г) в игрушки не играет. Они её не интересуют. А если какая-то игрушка привлекает её внимание, то она берет её, чтобы засунуть в рот или стучит ею об пол, стол или еще обо что-нибудь.
ОТЧЕГО ДОЧЬ НЕ МОЖЕТ ИГРАТЬ В ИГРУШКИ?
ОТВЕТ. Игра сама по себе не возникает. Играть надо учить и это важная задача взрослого, ибо через игру ребенок познает окружающий мир.
Взрослый постоянно должен снабжать ребенка разнообразными впечатлениями, в том числе:
тактильные (прикосновениями к разным поверхностям – твердым, мягким, шершавым и т.д.)
зрительными (яркие, цветные привлекательные предметы и игрушки)
слуховыми (прислушивание к голосам, слушание сказок, звучащих игрушек, ритмичным постукиваний, имитация звуков, издаваемых предметами и животными)
социальными (наблюдение за действиями окружающих ребенка взрослых – как шьют, варят, готовят обед и т.д.)
Постепенно подключать ребенка к выполнению каких-либо целенаправленных действий.Проговаривание вслух действий, наблюдений, переживаний. Все это составит запас впечатлений, которые будут проигрываться в практических действиях с предметами и игрушками.
003. Воспитатель учил детей 3 лет разбирать и собирать пирамидку, состоящую из шести колец.
По его указаниям дети путем сравнения колец, прикладывая их друг к другу, находили самое большое и надевали его на стержень.
По просьбе воспитателя они сравнивали между собой оставшиеся кольца и те, которые надеты на стержень. Так продолжалось до тех пор, пока пирамидка не была собрана.
ЭФФЕКТИВЕН ЛИ ТАКОЙ ПУТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ?
ЧТО ПОСЛУЖИЛО ОРИЕНТИРОМ (МЕРКОЙ) ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ?
КАКИЕ МЕРКИ В ДАННОМ СЛУЧАЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВА НЫ?
ОТВЕТ. Такой путь обучения эффективен. Меркой послужило самое большое кольцо, с которым сравнивались все остальные. Мерками в этом случае могут быть кольца, взятые как основа величины, толщины и пр.
004.Оля, давай я тебя одену? Не хочу, я сама! Бунт? Но бунт – это желание добиться чего – то большего, и в данном случае, свидетельствует о пробуждении новых потребностей ребенка 3-х лет. Он переживает прилив собственных сил и возможностей, а это предпосылки роста, развития малыша.
В 3 года ребенок заявляет о себе “Я сам!”. Он идет на встречу людям, взаимодействует, устанавливает с ними контакты, а через них строит свою уникальную личность. Малыш растет для себя, посредством других.
Родители часто не испытывают восторга от своего бунтующего ребенка, от его упрямства, непослушания, и это понятно: ведь родители сталкиваются с реальными трудностями воспитания, они в растерянности.
КАК РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬ СВОИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ В КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД 3-Х ЛЕТ?
ОТВЕТ. Главная трудность для взрослых в том, что ребенок упорно сопротивляется их воздействию, используя весь запас своей жизненной активности.
Налицо главное противоречие: ребенок полон сил и активности, восторженно переживает свои новые возможности, что является естественным для его нормального развития, но при взаимодействии с миром, встречается с препятствиями и активным ограничением взрослыми его возможностей (например, не бегать, когда кто-то отдыхает и т.д.).
Перед родителями встает трудная задача – осознать и принять позицию собственного ребенка, как особую, несовпадающую с позицией взрослого.
Упрямство и негативизм малыша это испытание для каждого из участников взаимодействия – и ребенка, и родителя. Ребенок настроен отвоевать свое психологическое пространство, и родители должны с пониманием отнестись к этой возрастной задаче развития своего малыша.
Только взрослые могут помочь ребенку в решении его задач, здесь взрослым необходимо проявить мудрость и чуткость, любовь к детям, и не стараться продемонстрировать свою принципиальность, настойчивость и силу.
Сила взрослого в пластичности гибкости, в умении руководить активностью ребенка. Не надо обращаться с ребенком так, как будто он взрослый. Если не сможет взрослый направить активность ребенка в нужное русло, лучше ничего не сказать, а миролюбиво промолчать.
Тема№10
«Особенности развития в дошкольном детстве»
МОЖНО ЛИ ПОРУЧАТЬ 6 – 9 ЛЕТНЕЙ ДОЧКЕ ЗАБОТУ О МЛАДШИХ ДЕТЯХ ?
ЧТО МОЖЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ДЕВОЧКА, УХАЖИВАЯ ЗА СВОИМИ МЛАДШИМИ СЕСТРАМИ, БРАТЬЯМИ?
МОЖЕТ ЛИ ЭТО ПОВЛИЯТЬ НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА МАТЕРИНСТВА?
ОТВЕТ. Для девочки очень важно получить опыт общения, удовольствия, игры, ярких эмоций от взаимодействия с малышом, а не один лишь груз заботы.
В семьях, включавших несколько поколений, семилетние няньки следят за малышами. Появление младших детей, особенно в многодетной семье, имеет для них особое значение, для развития чувства материнства.
004. Мама пишет: “Моему сыну 4 года. Он нежный и ласковый мальчик. А муж сердится, когда видит это. Говорит, что сын ведет себя не по мужски, как девчонка но разве это не нормально, ведь мальчик тоже может быть ласковым?”
ОХАРАКТЕРИЗУЙТЕ ПСИХО – СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЬЧИКА..
ОТВЕТ. Поведение сына соответствует нормальному психосексуальному развитию мальчика,свойственному его возрасту, когда он начинает проявлять интерес и привязанность к матери не только как к кормилице, но и как к первому объекту любви. И в то же время это важный этап в осознании им своей принадлежности к определенному полу. Задача отца в этой ситуации – не ругать сына за нежность, а своим поведением способствовать возникновению потребности быть похожим на него, мужчину.
005. В настоящее время формируется два образа ребенка и соответственно материнства.
В традиционной культуре ребенок остается положительным образом, ценностью. А эмансипация все больше уводит ум и сердце женщины от радости материнства. В нуклеарной семье (родители и их дети) стокнулись две силы: первая– стремление женщины реализовать свой личностный потенциал, и вторая – концентрация хозяйственных и родительских функциях
-СДЕЛАЙТЕ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СЕМЬИ И ЧУВСТВО МАТЕРИНСТВА У ЖЕНЩИНЫ.
РАЗНЫМИ ЛИ БУДУТ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СФОРМИРОВАВШИХСЯ У НЕЁ ВЗГЛЯДОВ НА СЕМЬЮ. ПОЧЕМУ?
ОТВЕТ. Да. Разными. Женщина, которая будет стараться реализовать свой собственный потенциал эмансипированной женщины, она это сделает. Но в этом случае у неё не будет развиваться чувство материнства. И соответственно у дочери в такой семье не будет развиваться чувство материнства из – за отсутствия образца.Такая девочка будучи мамой уже может и не испытать радости от чувства материнства собственного ребенка.У неё не будет и морального долга при неприятии нуклеарной семьи.
006. Саша (6 лет), участвуя в коллективных играх, всегда был капитаном. В этой роли он грубо разговаривал, кричал на “матросов”.
Дети вместе с воспитателем сказали ему, что капитан так не должен поступать, и отказались предлагать ему эту роль.
Несколько дней Саша в “моряков” не играл, так как матросом быть не хотел, а капитаном его не выбирали. Но ему очень хотелось быть капитаном: стоять в фуражке у штурвала, смотреть в бинокль и командовать. Это желание было настолько велико, что Саша стал следить за собой, сдерживать себя, внимательно относиться к товарищам. Дети, заметив, как Саша изменился, стали поручать ему роль капитана.
Саша старательно выполнял игровые роли, за что ребята стали чаще звать его в игры.
КАКАЯ ВАЖНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ФОРМИРУЕТСЯ У САШИ В ДАННОЙ ИГРЕ? ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ.
ОТВЕТ. У Саши в игре формировалась потребность в признании, ориентировке на сверстников.
Воспитатель направлял взаимоотношения детей таким образом, чтобы играющие учитывали интересы друг друга. Через группу детей он повлиял на процесс формирования признания у Саши.
007. Д.Б. Эльконин описывает как он кормил завтраком дочерей.
Когда наступило время еды, он приготовил традиционную, изрядно надоевшую им манную кашу. Дочери наотрез отказались от еды, не хотели садиться за стол. Он пишет: “Я предложил девочкам поиграть в “детский сад”. Они с радостью согласились.
…Я, “воспитательница”, предложил им на завтрак ту же кашу. Без всякого протеста, даже выражая удовольствие, они стали есть, старались быть аккуратными, тщательно выскребли тарелки и даже попросили еще”.
КАКОЙ ВЫВОД МОЖЕТ БЫТЬ СДЕЛАН НА ОСНОВЕ ОПИСАННОЙ СИТУАЦИИ?
ОТВЕТ. Основновным видом деятельности детского возраста является игра. Игра является естественным условием их жизни. Руководить активностью ребенка легче всего в игре.
008. Миша /5 лет/ мальчик интеллектуально развитый, что радует родителей. Они всеми средствами стараются развить его интеллект. Так его загрузили, что у него не остается времени для игр.