Особенности управленческой деятельности
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
"Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций"
ФАКУЛЬТЕТ ВЗО
Кафедра международного бизнеса, менеджмента и туризма
Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент»
Тема: Организационная культура организации
Выполнил: студент Колесова Людмила Вячеславовна,
Факультет ВЗО, группа: Реклама, 3 курс
Проверил: Фир Юрий Андреевич,
доцент
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Глава 1. Организационная структура организации
1.1. Организация как объект управления
1.2.Организация как явление: понятия и внутренняя среда
Глава 2. Культура организации
2.1. Понятия и требования культуры организации
2.2.Организационная культуры организации
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы определена тем, что каждая организация имеет свою определенную организационную культуру, но нам необходимо выявить наиболее успешную и продуктивную. Цель исследования – рассмотреть организационную культуру организации. Объектом исследования является организация, а предметом – организационная культура.
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
1. Охарактеризовать организацию как объект управления;
2. Раскрыть понятие организации и выявить элементы внутренней среды;
3. Раскрыть понятие организационной культуры и выявить требования;
4. Выявить классификацию организационной культуры организации.
Исследованность темы достаточно высока. В частности, данная тема исследуется в следующих источниках:
· Э.Г.Шейн. Организационная культура и лидерство.
· Веснин В.Р. "Организационная культура"
· Смирнов Э.А. "Теория организации"
· Спивак В.А. "Организационная культура"
· Глава 1.Управленческая деятельность
Особенности управленческой деятельности
Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.(ЗАПИШИ ВМЕСТО ЭТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ КОНСПЕКТА).
Управленческая деятельность представляет собой совокупность управленческих процессов. Управленческие процессы - это целенаправленные решения и действия, которые осуществляют менеджеры в определенной последовательности и комбинации. При этом стоит отметить, что не все менеджеры играют одинаковую роль в организации. В организации существует иерархия, менеджеры выполняют различные функции, также существуют и различные виды управленческой деятельности.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов:
1. планирование;
2. организация;
3. мотивация;
4. координация;
5. контроль и оценка;
6. корректировка(возможно).
На этапе планирования затрагиваются проблемы определения будущей стратегии[1]. По своей сути функция планирования должна отвечать на три вопроса: насколько близка организация к достижению установленной цели; в каком направлении необходимо развиваться организации; какими способами она намерена достигнуть цели.
На этапе организации формируется структура предприятия, разрабатываются режимы функционирования, обеспечивается наличие всех необходимых ресурсов.
На этапе мотивации необходимо лично заинтересовать работников в достижении цели организации. Необходимо решить, как будет поощряться успешная деятельность работников, а также как будет наказываться недобросовестная деятельность.
На этапе координации чрезвычайно важно регулирование и постоянная диагностика системы управления. Координация может включать деятельность руководителя, который смотрит, как проходит процесс. Возможно, необходимо что-либо поправить в деятельности, чтобы обеспечить максимально эффективный процесс. Также стоит отметить, что одной из форм координации может выступать совещание.
Контроль и оценка является формой обратной связи. Необходима своевременная проверка качества деятельности на каждом этапе. Также стоит поддерживать оптимальную скорость выполнения деятельности. Если система контроля и оценки хорошо налажена, то повышается эффективность работы организации.
Этап корректировки – возможно, что-либо в деятельности организации происходит не совсем правильно, возможно необходимо предпринять какие-либо меры, возможно неудовлетворительная структура или система мотивации не работает.
Эти процессы развиваются и совершенствуются вместе с организацией[2].
Можно сделать вывод, что реализация управленческой деятельности, так же как ее упорядоченность, требует от руководителя широкого спектра знаний и определенных управленческих навыков. Эти составляющие играют важную роль, если речь идет о профессиональной подготовке современного менеджера[3].
Большую роль в управленческой деятельности играют управленческие работники. Их численность зависит от размера организации, вида ее деятельности, специфики стоящих перед ней задач, финансового состояния, стадии развития. Можно разделить управленческих работников на три категории:
· руководители – их труд является наиболее высокой ступенью управления, ими принимаются решения по главным вопросам деятельности организации, а также они осуществляют направление и координирование работы низших звеньев;
· специалисты – они выполняют функции, связанные с подготовкой и реализацией управленческих решений, их деятельность сочетает в себе функции управления и исполнения;
· вспомогательный персонал – ими осуществляется информационное обслуживание аппарата управления(например, секретари, кассиры).
Лиц, занятых управленческой деятельностью, также можно классифицировать и по другим признакам. Например, по составу и профилю возглавляемых ими коллективов, уровню и месту, которое они занимают в системе управления. Если рассматривать данный признак, то можно выделить руководителей высшего, среднего и низшего уровней[4].
В качестве особенностей управленческой деятельности можно выделить несколько важных принципов[5]:
1. принцип научности (необходимо выявлять и понимать причины несовпадения цели и результата, видеть различия между теоретической деятельностью и практической, знать особенности больших систем и способы работы в них);
2. принцип системности и комплексности (данный принцип предполагает способность видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию). Ярким примером реализации комплексной системы в трудовых отношениях является опыт японских корпораций. Во многом именно на ней строится так называемое "японское чудо" - большой прорыв в развитии промышленности и вхождение Японии в ряды наиболее развитых стран мира. Комплексная система трудовых отношений в Японии построена на пяти составляющих[6]:
· система пожизненного найма;
· система оплаты труда в зависимости от того, сколько времени работает сотрудник в организации, а также какая у него квалификация;
· система кадровой ротации состоит в том, что сотрудник каждые 2-3 года меняет должности, перемещаясь по горизонтали и вертикали, тем самым накапливая опыт и вырабатывая новые навыки;
· система репутаций состоит в том, что каждый работник имеет свою письменную характеристику, в которой фиксируются всего его достоинства и недостатки, что позволяет сотруднику более объективно себя оценивать и способствует быстрому перемещению по служебной лестнице;
· система подготовки на рабочих местах – на ее основе базируется профессиональное образование.
3. принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (руководитель организации несет ответственность за исполнение коллективно принятого решения);
4. принцип демократического централизма (рациональное сочетание централизованного(руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий) и децентрализованного(распределение полномочий по нижестоящим уровням управления) начал в управлении, соответствие прав и ответственности между руководителем и коллективом);
5. принцип баланса власти (основной закон заключается в том, что уровень влияния руководства на подчиненных является равным степени зависимости подчиненных от руководства);
6. принцип оптимального сочетания отраслевых (интересы организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные проблемы, также многое другое);
7. принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
8. принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (заключается в общей заинтересованности в результатах труда) и рациональной состязательности (конкуренции) между ее участниками;
9. постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.
Также в данном разделе необходимо рассмотреть и такой вопрос, как психологические особенности управленческой деятельности[7], ведь управление предполагает максимальный учет особенностей объекта, понимание совокупности его возможностей.
Если говорить о методах оценки и подбора кандидатов на руководящие должности, то можно выделить следующие:
· собеседование – необходимо понять, насколько работодатель и соискатель подходят друг друга, особенно если речь идет о руководящей должности;
· изучение отзывов и рекомендаций – это позволяет иметь некоторое представление о соискателе, возможно, составить некоторый список вопросов, которые возникли в процессе ознакомления с отзывами и рекомендациями;
· изучение биографические сведения – это способствует получению информации о деятельности соискателя, возможно, рассмотрение посредством биографических сведений личных качеств.
Успех в любой сфере деятельности организации во многом зависит от способности руководителя рационально реализовать энергию и способности сотрудников. Управленческая деятельность осуществляется через взаимодействие людей, поэтому руководителю необходимо учитывать следующие психологические особенности, которые определяют процессы межличностных отношений, а также групповое поведение:
1. подчиненные воспринимают внешние воздействия в зависимости от различий их психологических структур, то есть разные люди по-разному реагируют на одинаковые воздействия;
2. человек не может понимать другого человека в полной мере, всецело достоверно, потому как человек является сверхсложной системой. Он включен в иерархию общественных отношений, являясь их выражением и отображением;
3. самооценка человека – это процесс всегда субъективный. Когда человек пытается сам себя оценивать, ему мешают те же ограничения, что и при анализе других людей;
4. содержание управленческой информации(это могут быть постановления, приказы, распоряжения, инструкции) часто меняет свой смысл в процессе своего движения. Стоит отметить, что изменение содержания информации напрямую зависит от количества людей, через которых она проходит: чем больше сотрудников знакомиться с управленческой информацией и передает ее другим людям, тем больше вероятность того, что она будет отличаться от первоначальной;
5. сохранение личного статуса, личностной состоятельности, собственного достоинства человека является ведущим мотивом социального поведения участников коллектива;
6. реализация компенсаторного механизма – недостаточное количество каких-либо способностей для успешного осуществления конкретной деятельности может возмещаться другими способностями или навыками и умением работать. Этот механизм может срабатывать бессознательно и человек приобретает необходимый опыт. Здесь важно отметить то, что человек может применять данный механизм и осознанно, что позволит усилить эффект реализации.
Умственный труд менеджера заключается в трех основных видах деятельности[8]:
1. организационно-административная и воспитательная;
2. аналитическая, конструктивная и творческая;
3. операторская, то есть информационно-техническая.
Менеджер принимает участие в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, с помощью труда других работников. Предметом труда является информация, а в качестве средства труда выступает организационная и вычислительная техника.
Стоит также заметить тот факт, что результатом управленческой деятельности являются управленческие решения. Именно управленческие решения и будут рассмотрены далее.
Вывод:
1. Управленческая деятельность – это тип профессиональной деятельности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей – необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.(ЗАПИШИ ВМЕСТО ЭТОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИЗ КОНСПЕКТА).
2. К особенностям управленческой деятельности относятся:
- умственный труд менеджера, который заключается в трех основных видах деятельности: организационно-административная и воспитательная; аналитическая, конструктивная и творческая; операторская, то есть информационно-техническая.
- менеджер принимает участие в создании материальных благ и оказании услуг опосредованно, с помощью труда других работников.
- предметом труда является информация, а в качестве средства труда выступает организационная и вычислительная техника.
- результатом управленческой деятельности являются управленческие решения.