Введение. 1.2. Управление в командной и рыночной экономике 6

Содержание

Содержание 1

Введение 3

Глава 1 СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 4

1.1. Понятие «управление» 4

1.2. Управление в командной и рыночной экономике 6

1.2.1. Управление в командной экономике 6

1.2.2. Управление в рыночной экономике 8

1.3. Что такое менеджмент? 10

1.4.1. Роль менеджмента 13

1.4.2. Задачи менеджмента 14

1.5. Менеджмент как наука 16

1.6. Базовое понятие менеджмента - организация 17

1.6.1. Общая характеристика организации 17

1.6.2. Формальные и неформальные организации 19

1.7. Менеджер, его место и роль в организации 20

1.7.1. Сущность деятельности менеджера 20

1.7.2. Модель современного менеджера 25

1.8. Типы и виды менеджмента 29

1.9. Исходные положения менеджмента 35

1.9.1. Принципы менеджмента 35

1.10. Модели национального менеджмента и особенности подготовки менеджеров 41

Глава 2 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА 53

2.1. Зарождение менеджмента. Школа научного управления 55

2.2. Административное управление (классическая школа) 62

2.3. Школа «человеческих отношений» 63

2.4, Другие направления и подходы 65

Глава 3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ЕЕ СРЕДА 71

3.1 Внутренняя среда организации. Основные внутренние переменные 72

3.1.1. Цели организации, структура, задачи, технология, люди 72

3.1.2. Люди как внутренняя переменная 77

3.1.3. Саморазвитие личности как фактор делового успеха 86

3.2. Внешняя среда и ее воздействие на организацию 88

Глава 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА 102

4.1. Цикл менеджмента 102

4.2. Планирование 104

4.2.1. Сущность и виды планирования 104

4.2.2. Модель стратегического менеджмента 110

4.3. Организация. Делегирование полномочий 121

4.3.1. Разработка структуры организации. Различные типы организационных структур 121

4.3.2. Делегирование полномочий 131

4.4. Мотивация 138

4.4.1. Понятие мотивации. Эволюция понимания проблемы мотивации 138

4.4.2. Теории мотивации 140

4.4.3. Использование мотивации в практике менеджмента 148

4.5. Контроль 155

4.5.1. Сущность, виды, этапы контроля 155

4.5.2. Поведенческие аспекты контроля 160

Глава 5 ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ 173

5.1. Какие бывают решения? 173

5.2. Процесс принятия решения 178

5.3. Эффективность решения. Принципы принятия решения 185

5.4. Моделирование и экспериментирование как методы решения управленческих проблем 189

Глава 6 РУКОВОДСТВО ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ 198

6.1. Неформальные группы и управление ими 198

6.2. Лидерство, руководство, власть 203

6.3. Стиль руководства 208

6.4. Природа конфликта в организации 217

6.5. Стресс 228

Глава 7 ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ 241

7,1 Коммуникации как связующие процесса управления 242

7.2. Психологические закономерности делового общения 253

7.3. Этика делового общения 267

7.4. Деловой этикет 280

7.5. Тактика делового общения 286

7.5.2. Как подготовить сообщение (выступление)? 292

7.5.3. Общение по телефону 294

Глава 8 298

ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА 298

8.1. Понятие эффективности управления, ее виды и показатели 298

8.2. Факторы эффективности управления 300

Глава 9 КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЩЕНИИ 302

И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА 302

9.1. Эффективное поведение на рынке труда. Собеседование с работодателем 304

9.2. Как написать письмо работодателю 313

9.3. Техника телефонных переговоров 318

Образцы поисковых телефонных звонков 319

Введение

В нашей жизни постоянно происходят удивительно боль­шие перемены. Они касаются социально-политической жиз­ни, экономики и каждого из нас. Страна переходит от команд­но-бюрократического руководства к демократии, от команд­ной экономики — к социально ориентированной рыночной; отдельный человек превращается из «винтика» государствен­ной машины в самостоятельного субъекта хозяйственной дея­тельности.

Рынок предъявляет требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это невозможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использова­ния экономических знаний на практике, формировать но­вое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент — управление в рыночных ус­ловиях.

Менеджмент сегодня стал необходимой реальностью, и к нему в российском обществе проявляется активный интерес. Но в отличие от многих новых веяний менедж­мент вознесся на волну популярности не благодаря моде на то, что приходит с Запада. Собственная значимость ме­неджмента далеко превосходит тот имидж, который он успел приобрести в глазах общественности. Очевидна не­обходимость его изучения, освоения того опыта, который накоплен странами, живущими в условиях рынка не одну сотню лет.

Менеджмент — это самостоятельная область знаний. Она требует постоянного глубокого и вдумчивого освоения. Это международная область знаний, которая сочетает в себе науку; специализированный вид деятельности и опыт; ме­тоды и формы управления; инновации, преумножаемые организационно-управленческим искусством. Сегодня зна­ние основ менеджмента становится необходимым любому специалисту, ибо это неотъемлемая часть его культуры. Следует также учитывать, что успех любого предприятия зависит не только от личности управляющего. Управле­ние — процесс двусторонний, осуществляемый по схеме «управляющий—управляемый». Следовательно, обществу нужны квалифицированные специалисты в области менедж­мента, с одной стороны, а с другой — различные специа­листы неуправленческих структур, обладающие культурой управленческого мышления. Надеемся, что данное учеб­ное пособие внесет вклад в решение вышеуказанной зада­чи, а знание основ менеджмента будет способствовать про­фессиональному успеху, который немыслим без укрепле­ния уверенности в собственных силах и возможностях, спо­собности контролировать ситуацию и активного стремле­ния к своей цели.

Глава 1 СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: СУЩНОСТЬ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

1.1. Понятие «управление»

Успех в любом деле редко приходит случайно. Для на­стоящего долговременного успеха люди используют эффек­тивное управление. Слово «управление» мы слышим очень часто, а само управление присутствует во всех областях на­шей жизни. Управляют автомобилями, машинами и дру­гими техническими устройствами, страной, учебным про­цессом в колледже или ином учебном заведении, движе­нием поездов и т.д. Управление многообразно. Можно выделить такие его виды:

• техническое (управление естественными и технологическими процессами, например обработкой деталей на станках);

• государственное (управление жизнью общества через различные институты — правовую систему, органы власти);

• идеологическое (внедрение в сознание членов общества различных концепций, идеологий);

• негосударственное и неполитическое управление социальными процессами (например, движением в за­щиту окружающей среды);

• хозяйственное управление производственной и эко­номической деятельностью коммерческих и неком­мерческих организаций.

Между всеми этими видами управления есть нечто об­щее. Это законы, принципы, правила. Их изучает наука об управлении, т.е. о деятельности людей, с помощью кото­рой они добиваются поставленных целей. Деятельность эта осознанная, целенаправленная и представляет собой упо­рядочивание и подчинение своим интересам элементов внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники. Управленческая деятельность предполагает:

• цели;

• планирование;

• организацию;

• контроль.

Если же речь идет об управлении в социальных систе­мах, то к этим элементам следует добавить мотивацию и коммуникации, ибо успех во многом будет зависеть от того, насколько люди будут заинтересованы в нем и какие отно­шения сложатся между ними.

Управленческая деятельность предполагает объект и субъект управления. Те элементы, на которые направлена деятельность, образуют объект управления. В социальных системах это отрасли, объединения, предприятия, органи­зации, индивидуальная трудовая деятельность. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управ­ления. Им может быть отдельный человек или группа лю­дей. Субъект управления организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей. Например, в колледже субъектами управления вы­ступают Совет колледжа, директор, а объектом — дневное и заочное отделения, различные подразделения.

Следует отличать субъекта управления от субъекта уп­равленческой деятельности. Субъектами управленческой де­ятельности могут быть только живые люди. В нашем примере это руководители различных рангов и исполнители. Через субъектов управленческой деятельности реализуют­ся управленческие отношения. Они выражают собой связи людей по организации совместной деятельности и высту­пают как составная часть одной из форм производственных отношений. Но если производственные отношения опосре­дуются движением сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., т.е. всего того, что является составной частью продук­та, то управленческие отношения опосредуются информа­цией и основаны на выработке и реализации управленчес­ких решений. Решения эти есть логико-мыслительные, эмоционально-психологические и организационно-правовые акты воздействия на управляемый объект. Содержание, характер и масштабы управленческих отношений опреде­ляются производственными отношениями. Учитывая это, рассмотрим управление в разных типах экономических си­стем — централизованно планируемой и рыночной.

Наши рекомендации