Понятие о мышлении. Психологическая сущность мышления и его особенности

Общая характеристика. Мышление — социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Существуют различные психологические теории мышления.Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: обобщенно, опосредованно, путем установления связей и отношений между предметами и явлениями.Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом.Опосредствование — познание с использованием вспомогательных средств. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что в восприятии не дано.Мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений. Таким образом, если восприятие — отражение единичного предмета в его внешних, чувственно воспринимаемых чертах, то мышление — это отражение общего в единичном, существенного в случайном.

Чувственное познание является основой мышления, через него мышление непосредственно связывается с внешним миром.

Мышление, являющееся психическим процессом, совершающимся в коре головного мозга, по своей природе социально, поскольку для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается па свернутую внутреннюю речь, ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому придумать любую задачу, то в речевом анализаторе начнется сложная деятельность, которую можно зарегистрировать.Мышление как деятельность и решение мыслительных задач. Решение мыслительной задачи обычно проходит четыре этапа: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения, принятие решения и его проверка.

В активный мыслительный процесс личность вовлекается в результате появления той или иной проблемной ситуации, которая возникает тогда, когда в процессе Деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, непонятным. Вслед за смутным, малоосознанным впечатлением, сигнализирующим о том, что в деятельности «что-то не так», начинается анализ проблемной ситуации, формулируется задача — цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее человеку удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).

Выделяют три типа мыслительных действий, характерных для решения задач: ориентировочные действии (анализ условий, возникновение гипотезы); Исполнительные действия (выбор приемов решения задач); нахождение ответа (сверка решения с исходным условием). Окончательное решение задачи означает, что искомое полностью найдено, определено.

Виды мышления

Мыслительная деятельность имеет свою видовую структуру.

Классификация видов мышления может быть осуществлена по нескольким основаниям.

По сфере приложения результатов и характеру решаемых задач мыслительной деятельности выделяют теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление не требует оперативного использования его результатов на практике. Обычно оно направлено на разработку методологических аспектов психологии: обобщение каких-то теоретических положений, обоснование психологических феноменов, формулировка закономерностей и т д Такова проблема формирования общей теории психологии, работы над которой продолжаются через осмысление и обобщение уже имеющихся подходов закономерностей, принципов, методов и отдельных феноменов.Практическое мышление, наоборот, нацелено на прямое и оперативное использование его результатов в повседневной практике человека. Когда, например клиент приходит к психотерапевту со своими проблемами, то последний после тщательного анализа его психического состояния приступает к мысленному выбору стратегии и приемов исцеления из их множества, которые бы надежно привели к положительному результату в возможно кратчайшее время Решение как часть мыслительного процесса должно немедленно переводиться в практические действия Отот вид мышления требует от психотерапевта умения выделить из общего то частное, что наиболее «прицельно» относится к проблеме клиента. Как и все что требует принятия неотложных мер, в решении психотерапевта концентрируются знания, воля и решительность.

К практическому мышлению относится мыслительная деятельность адвоката, обдумывающего (на основе собранного материала) схему своего выступления на судебном заседании, направленная на убедительные факты, смягчающие вину подсудимого.

Деление мышления на теоретическое и практическое достаточно условно. Эти виды тесно связаны между собой. Мастерство человека любой профессии существенно определяется тем, каким образом он способен одновременно использовать оба этих вида. По оригинальности результатов выделяют творческое (продуктивное) и нетворческое (репродуктивное) мышление.

Нетворческое (репродуктивное) мышление повторяет ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой «аранжировке». Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно использовании уже известного опыта.

Конечно, нельзя исключать в этом виде мыслительной деятельности роль случая. Но, по наблюдениям ученых различных профессий, случай помогает только хорошо подготовленному уму. В этом плане представляет интерес феномен «бокового мышления», сформулированный английским врачом Э. Боно. Свое название феномен получил по аналогии с боковым зрением. Сущность его заключается в тезисе: «Чтобы мыслить творчески, надо думать около». На существование феномена, этого «дара находить ценные вещи, которые не ищешь», указывал и Эдгар По, утверждая, что именно побочным явлениям, случайным фактам и непредусмотренным событиям мы обязаны многими величайшими открытиями.

Интуиция и случай имеют свои причины. Действительно, закон всемирного тяготения мог открыть не каждый, кто сидел под яблоней и наблюдал, как падает яблоко, а только И. Ньютон, для которого проблема тяготения стала устойчивой целью мыслительной деятельности, или, в терминах психологии, стала доминантой (по А. Ухтомскому). Случай помог открытию явления радиоактивности (Фредерик и Ирен Жолио-Кюри), закона превращения механической энергии в электрическую (М. Фарадей), сформулировать идею вариационного исчисления, слушая орган в церкви (Л. Лагранж).

Логическое мышление порождает результаты благодаря умственным последовательным действиям по строгим правилам логики, предполагающим анализ проблемы, формулировку целей и задач мыслительной деятельности, формулировку рабочей гипотезы, выбор методов решения проблемы, строгую схему процесса решения и проверку результатов на адекватность.

По характеру используемых средств различают:

- наглядно-действенное мышление, непосредственно включенное в практические действия с реальными предметами (это, например, мышление ребенка до 3 лет, разбирающего, собирающего и зачастую ломающего игрушки с целью выяснения «что там внутри»);

- наглядно-образное мышление, продукты которого появляются вследствие различного рода манипуляций не с самими предметами, а с их образами, хранящимися в кратковременной и оперативной памяти человека как результат его опыта (например, модельер, предлагая клиенту образец одежды, мысленно представляет себе его образ);

- абстрактно-логическое (словесно-логическое) мышление, использующее понятия об объектах, но не сами объекты и даже не их образы (например, при изучении физики у учеников формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник, которые позволяют усваивать новые знания, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий).

Последний из названных видов мышления относят к наиболее высокому уровню развития.

Операции мышления

Операции и формы мышления, несмотря на существенные различия видов мышления, использует логические операции, которые являются фактическими операциями мышления. Это прежде всего анализ и синтез, индукция и дедукция, а также операции классификации, сериации, сравнения, обобщения. Как будет показано далее, динамика овладения этими операциями является важным показателем развития мышления. Многие виды мышления оперируют такими логическими формами, как понятия, суждения и умозаключения.

Суждение отражает связь между двумя понятиями. Например: «человек смертен, Сократ — человек» — это понятия, которые связываются суждением: «Сократ смертен». Суждения, исследуемые психологией, связаны с утверждением или отрицанием чего-либо и выражаются в форме предложений. Фразы «Я не был вчера в театре» или «Вода замерзает при нулевой температуре» отражают наши суждения о проведенном вечере или свойствах воды. При этом суждение понятно только в том случае, если человек имеет представление о тех понятиях, о которых он судит (т.е. понимает, что такое театр или чем различаются вода и лед). Таким образом, знание о предмете связано с возможностью высказать о нем правильное (с точки зрения общечеловеческого опыта) суждение. Психологическое суждение отличается не только содержанием, но и характером рассуждения, оно может быть высказано с уверенностью, апломбом или с сомнением, колебаниями. Это находит отражение и в интонациях, и в словесных формулировках (это, безусловно, именно так... или, вероятно, может быть, это так).

Умозаключение — это вывод из нескольких посылок (суждений), как правило, относящихся к разным аспектам умозаключения, т.е. это процесс мышления, при котором на основании нескольких суждений выводится новое. Например, человек, подойдя утром к окну, видит лужи, мокрые крыши и делает заключение: ночью шел дождь. Рассуждая о том, что сейчас крыши мокрые и на асфальте лужи (первое суждение), а это происходит всегда после дождя (второе суждение), он приходит к выводу (заключению) о прошедшем ливне. Примером типичного умозаключения является и доказательство теорем, проведенных физических или химических опытов.

Понятия — это высший уровень обобщения, они отражают большинство наших представлений о мире; мебель, дикие и домашние животные, средневековый период — это все понятия, относящиеся к разным аспектам нашего знания.

В то же время формальная логика сама по себе не раскрывает сути мыслительного процесса людей. Хотя логики нет ни у детей, ни в традиционных культурах, однако и в том, и в другом случае возможны правильные решения достаточно сложных задач. Пралогическая (в отличие от логической) форма мышления, характерное для первобытной культуры, оперирует другими формами и механизмами — это и магия, и вера в одушевленность мира, и житейский опыт, воплощенный в речи и орудиях труда. Отголоски этого вида мышления видны в религии, в вере в экстрасенсов и колдунов, в способах решения конкретных житейских ситуаций. Формальная логика не может полностью описать психологию мышления и тому, что эмоции и их личностные особенности и активность накладывают серьезный отпечаток на использование логических операций. Суждение «Сократ смертен» с точки зрения формальной логики безусловно более верно, чем «Сократ бессмертен». Однако, рассуждая о роли его идей и их влиянии на дальнейшее развитие науки, гораздо более точным будет именно второе суждение. Не менее важно и то, что логическое мышление, как будет показано ниже, не приводит к творчеству, к новому решению, в то время как для психологии мышления крайне важна эта проблема. Поэтому изучение логических операций, суждений умозаключений используется в психологии как метод, но не как содержание и тем более цель исследования.


Наши рекомендации