Показатели социальной эффективности менеджмента

Эффективность менеджмента

Понятие, виды и показатели эффективности менеджмента

Факторы эффективности менеджмента

Показатели социальной эффективности менеджмента

1. Осуществление и совершенствование управления организа­цией вызывают необходимость определения эффективности дан­ной деятельности, использования при этом специфических изме­рителей. В связи с этим целесообразно использовать понятие "эф­фективность менеджмента". Актуальность данной проблемы объ­ясняется многими факторами, к числу которых следует отнести:

- рост удельного веса и значимости управленческого тру­да в совокупном результате производственной (коммерческой) деятельности;

- рост численности административно-управленческих работников;

- возможность крупных потерь из-за низкого качества и недостаточной оперативности управления.

Эффективность менеджментакак социально-экономи­ческая категория - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Функциональная роль эффективности управления - отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Очень часто понятие "эффективность" отождествляется с понятием "результативность", что в корне неверно. Результативность - способность добиваться результата. Эффективность - более емкое, многоаспектное понятие.

Социально-экономическая природа управленческой деятельности обусловливает правомерность трактовки эффективности менеджмента как формы проявления эффективности общественного производства. Отсюда вытекает единая сущность эффективности производства (коммерции) и менеджмента, рассматриваемая как экономия совокупного труда в процессе создания и реализации продукта, выраженная в общественном форме, свойственной определенным социально-экономическим условиям.

При выявлении содержания эффективности менеджмента исследуется важнейшая линия формирования эффективности: цель - результат - эффективность, т. е. оценка осуществляется с позиций результата. Другая составляющая оценки эффективности - с позиций самого процесса. Сюда следует относить использование ресурсов производства (коммерции) и менеджмента, а также уровень изменения затрат, связанных с ними. Иными словами, речь идет об оценке средств достижения результатов, т.е. рассматривается цепочка: ресурсы (затраты) – результат - эффективность.

Таким образом, между эффективностью производства (коммерции) и эффективностью менеджмента прослеживается диалектическая взаимосвязь. Эффективность производства (коммерции) служит и критерием эффективности менеджмента, а по­вышение эффективности менеджмента - один из решающих фак­торов и резервов роста эффективности производства (коммер­ции). Следовательно, более эффективный менеджмент, при про­чих равных условиях, обеспечивает и более высокий уровень эф­фективности производства (коммерции).

Важнейшая задача состоит в том, чтобы результаты произ­водства (коммерции) росли быстрее, чем затраты на них. Решению этой задачи должны быть подчинены планирование, научно-техническая и структурная политика.

Эффективность менеджмента - сложная, многогранная категория. Она отражает характерные особенности экономических, социальных и иных явлений.

Для измерения эффективности менеджмента существует система критериев и показателей (табл.).

Критерий - это важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели многогранного процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется не сам критерий, а построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса. Показатель выражает количественную характеристику явления и позволяет судить о его состоянии и динамике, основное требование, предъявляемое к системе показателей эффективности, состоит в том, что каждый из них должен работать на критерий.

Таблица

Наши рекомендации