Формализованная биографическая анкета

БИОГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СИСТЕМЕ БИОГРАФИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Биографическиеметоды – это собирательное название способов исследования, диагностики, коррекции и планирования жизненного пути личности. Часто всю совокупность этих способов или их отдельные комплексы объединяют под общим названием «Биографический метод», несмотря на различия между отдельными методиками (иногда существенные).

В такой трактовке биографический метод (БМ) представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Причем это один из немногих способов целостного изучения личности в ее развитии. Таким образом, этот метод наиболее явственно реализует такие ведущие принципы психологии, как принцип развития и принцип историзма. Главные сферы применения БМ – психология личности, дифференциальная психология, историческая психология. Некоторые модификации БМ используются для диагностики психических состояний.

Поскольку БМ опирается преимущественно на сведения, сообщаемые людьми (самой изучаемой личностью или ее окружением) о прошлом, постольку ему присущи признаки описательности и субъективности, обычно рассматриваемые как методические недостатки. Особенно существенным фактором субъективности выступает подверженность прошлого ошибкам памяти.

Первые научные разработки БМ произведены в первой трети XX века австро-американским психологом Шарлоттой Бюлер(1893–1974). В нашей стране примерно в это же время к БМ обратился советский психолог Н. А. Рыбников, подчеркивавший роль БМ в выявлении и понимании общего потенциала человека.

Первоначально биографические методы ограничивались описанием прошедших этапов жизни здравствующих людей или всего жизненного пути людей, уже ушедших из жизни. В последнем случае это относилось, как правило, к историческим личностям различных эпох. Постепенно методы стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий, а также исследования круга общения изучаемой личности, а не только прямых сведений о ней («скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»).

Современные биографические методы основаны на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимосвязей (взаимодействий и взаимоотношений) со значимыми для нее другими людьми. При этом в число «значимых» могут включаться не только люди ближайшего окружения, но и дальнего окружения, в том числе и не имеющие или потерявшие прямые контакты с данным человеком. Часто в роли значимых выступают исторические персонажи и даже литературные герои.

Источниками биографической информации являются: 1) сам изучаемый человек; 2) знающие его люди; 3) продукты его деятельности; 4) исторические и литературные источники; 5) материалы, тем или иным образом зафиксировавшие события личной жизни человека или сопутствующих ей социальных событий (кино-, фото-, библио-, аудиодокументы), например: семейные архивы; переписка; современные этой личности публикации; 6) данные о местожительстве, месте и характере профессиональ­ной деятельности или досуга и т. п.; 7) жилая и рабочая обстановка (дом и сопутствующий архитектурно-природный антураж, экстерьер и интерьер помещений); 8) личные вещи (одежда, орудия труда, предметы быта, украшения и знаки отличия, личные книги и проч.).

Именно источник сведений в первую очередь определяет специфику применяемого биографического метода. Так, информацию, исходящую от самого объекта изучения, получают с помощью автобиографических методик в виде: спонтанных или спровоцированных автобиографий (в том числе в форме воспоминаний и мемуаров), опросников, интервью, тестирования, беседы.

Свидетельства очевидцев собирают путем опроса, беседы, изучения их воспоминаний об интересующем человеке. Богатый материал о личности дает изучение различных высказываний о ней ее современников. Например, в форме эпиграмм, реплик в дискуссиях, отзывов, посвящений (типа «стихов в альбом») и т. д.

Изучение продуктов деятельности может осуществляться как чисто описательно, так и с привлечением качественно-количественных методов обработки и интерпретации данных. Например, через систематизацию продуктов труда можно получить информацию о структуре и динамике интересов, пристрастий, взглядов и в целом о направленности, характере и способностях личности. По этим же данным можно построить график продуктивности и периодизацию творческого пути личности («ранний Пушкин», «розовый период Пикассо»).

Эффективно применение контент-анализа литературного, публицистического, эпистолярного наследия изучаемой личности (сочинений, дневников, писем и т. п.).

Отмеченное выше объединение разнообразных методик сбора биографической информации под единым наименованием «Биографический метод» является отражением сложной ситуации в этой области, когда отдельная биографическая методика обладает признаками нескольких эмпирических методов одновременно и применима для сбора информации из разных источников. То есть очевидны трудности классификации этой группы методов. Мы дали только лишь ориентировочную дифференциацию методик по виду источника информации. Однако можно указать на некоторые методики как определенные целостные разновидности БМ, хотя их противопоставление друг другу по одному какому-то критерию произвести невозможно. Представляется, что целесообразно акцентировать внимание на четырех таких разновидностях: психобиографии, каузометрии, формализованной биографической анкете и психологической автобиографии.

ПСИХОБИОГРАФИЯ

Это метод психологического анализа личности, базирующийся на биографической информации. Разработан в рамках фрейдизма и, естественно, несет на себе печать игнорирования общественно-исторической обусловленности личности. Биологизация психических явлений и психологизация социальных, свойственные классическому психоанализу, присущи и этому виду биографического метода.

Впервые метод применен при описании личности президента США В. Вильсона. В этой работе участвовал и сам 3. Фрейд. В настоящее время все американские президенты и многие другие зарубежные политики обследуются этим методом с привлечением данных когнитивной психологии. Главная идея социального когнитивизма заключается в объяснении мотивов поведения личности ее потребностью в установлении и поддержании сбалансированности своей когнитивной структуры, т. е. связанной и непротиворечивой картины мира в своем сознании.

В советской психологии этот метод не включался в состав биографического метода, а противопоставлялся ему как неприемлемый методологически (из-за слабой акцентуации социального фактора в становлении и развитии личности).

КАУЗОМЕТРИЯ

Каузометрия (оплат, causa – причина) – это один из биографических методов, предназначенный для исследования субъективной картины жизненного пути и психологического времени личности. Предложен в 1982 г. Е. И. Головахой и А. А. Кроником.

С его помощью описанию поддаются не только прошлые этапы жизни человека, но и предполагаемые будущие. Проводится в форме интервью, состоящего из шести основных процедур: биографическая разминка; формирование списка значимых событий; их датировка; причинный анализ отношений между этими событиями; целевой анализ; обозначение сфер принадлежности событий. Дополнительно производится оценка эмоциональной привлекательности событий, их удаленности в прошлое и будущее, и значимости «для себя» и для «других», а также локализация личного временного центра.

Итоги интервью изображаются в виде каузограммы – графика событий и связей между ними. Это дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализации в календарном и психологическом времени, роли (стартовой или финишной) в жизни исследуемого человека, о структуре связей между событиями. Все это позволяет сделать вывод о возможных деформациях картины жизненного пути, о масштабности, осмысленности и реализованное замыслов опрашиваемого. По этим данным можно судить об особенностях его стиля жизни и удовлетворенности своим прошлым, настоящим, будущим.

Каузометрия применима для исследования и индивидуального, и совместного жизненного пути, для анализа и коррекции жизненных сценариев в психотерапии, для проектирования жизненных перспектив в семейных, профориентационных, психогигиенических консультациях.

На основе каузометрии разработана компьютерная программа «Биограф», позволяющая провести диагностику обследуемого человека с помощью ЭВМ.

ФОРМАЛИЗОВАННАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ АНКЕТА

Биографическая анкета является конкретизацией большой группы методов, объединяемых названием «Биографические опросники». В этих опросниках обычно выясняются объективные показатели жизненного пути человека (возраст, образование, стаж работы, место жительства и т. п.). Иногда в них включают и вопросы субъективного характера (интересы, склонности и т. д.).

В качестве примера сошлемся на анкету, разработанную Н. В. Логиновой, участвовавшей в 1976 г. в комплексном лонгитюдном исследовании студентов, проводимом психологами Ленинградского госуниверситета, и кратко представленную в [97]. Анкета, понятно, с тех пор видоизменялась, т. е. адаптировалась к нынешним социальным, экономическим, политическим и культурным условиям России.

В анкете отражаются следующие основные группы биографических данных:

1) данные жизненного пути;

2) ступени социализации (ясли, детсад, школа, вуз, трудовые коллективы и т. д.);

3) среда развития (место жительства, учебные учреждения, производственные организации);

4) интересы и любимые занятия в разные периоды жизни;

5) состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Заполнению анкеты обычно предшествует инструктаж опрашиваемого, где предписывается давать исчерпывающие, точные и откровенные ответы. На основании данных анкеты возможно составление хронологической таблицы личностного развития, в которой в хронологическом порядке указываются жизненные события человека и связанные с ними его переживания. Интерпретация результатов (и анкеты, и таблицы) предполагает анализ социальных ситуаций развития личности, эмоционального фона и направленности личности на разных этапах жизненного пути, основных конфликтов и движущих сил развития личности.

Наши рекомендации